Единственный разумный способ жить в этом мире клоуну - это жить без правил
В эпоху Возрождения чтобы облегчить себе жизнь и обеспечить безопасность бродячие артисты стали объединяться в труппы, а клоуны выступать парами, или целыми ватагами.
С появлением в труппе силачей, канатоходцев, акробатов, уродцев, жонглеров, редких животных, балаган постепенно трансформировался в цирк, признанный сегодня одним из самых популярных видов зрелищного искусства.
В старинном цирке современному зрителю самым ужасным могла бы показаться труппа уродцев, но в те времена публика обожала рассматривать разнообразные изъяны людского организма.
Жадные до зрелищ обыватели могли встретить на «арене»:
- людей с двумя головами;
- фриков с лицами животных;
- артистов с леопардовой окраской кожи;
- людей крокодилов (кожный ихтиоз);
- людей пони, верблюдов, львов;
- сиамских близнецов;
- гигантов;
- дюймовочек;
- многочленистых homo sapiens;
- бородатых женщин;
- бессмертных мужчин;
- русалок;
- мумий.
В «просвещенной» Европе безжалостные дельцы похищали здоровых детей, путем варварских хирургических операций превращали их в уродов и продавали владельцам ярмарочных балаганов или фрик-шоу.
В 1869 году в свет вышел роман Виктора Гюго «Человек, который смеется» о Гуинплене намеренно изуродованным безбожными торговцами живым товаром.
Долгие века публику приводил в цирк не только смех, но и страх. За ужас внушаемый чудовищами в человечьем обличье люди были готовы всегда платить самую звонкую монету.
Парадоксально что самый сильный страх зрители испытывали глядя на клоунов. Непроницаемый для человеческого взгляда грим, и яркий гротесково преувеличенный костюм позволял ему незамеченным вплотную приблизиться к любому противнику, или жертве.
Многие зрители ловили, да и ловят себя на мысли, что за фальшивой улыбкой клоуна, они не раз замечали его недобрый, тяжеловесный взгляд.
Образы клоунов «Пого» и «Патчи» использовал один из самых страшных американских серийных убийц Джон Гейси. Состоя в клоунском клубе «Весёлый Джокер» и выступая на вечеринках, политических акциях, благотворительных мероприятиях, в детских больницах, он параллельно со своим увлечением клоунадой убивал молодых мальчиков и парней. В свой адский блокнотик маньяк занес имена 33 жертв.
Примеры кровавых клоунов в популярном искусстве не поддаются перечислению, достаточно будет назвать культовых чудовищ тьмы: Пеннивайза из кинговского «ОНО» и зловещего Джокера из комиксов о Бэтмене.