3206

Дюна II, что упустили создатели фильма3

Посмотрел вторую Дюну, и разочарован. Первая часть представляла достаточно точную экранизацию романа, и логика действий героев романа была воплощена на экране. Вторая часть Дюны, это уже не экранизация, а произведение по мотивам. В результате герои утратили логику действий прописанную в романе, а какую то иную логику их поступков сценаристы прописать не смогли.

В романе Пол Атрейдес - результат долгого генетического эксперимента по выведению Квизац Хадераха: сверхчеловека способного видеть прошлое, настоящее и будущее. Пробудить эти способности можно только с помощью наркотика спайса (другое название - меланж). Оказавшись на пропитанной спасйсом планете Дюна, Пол обретает силу пророка, и, сплотив вокруг себя фантатичные племена пустыни, ведет их к победе над галактической империей. В фильме этот сюжет решили усложнить - оказывается среди фрименов есть туповатые фундаменталисты, которые верят в приход пророка (Махди), и умные антиклерикалы которые знают, что все пророки, мессии и проч. проч. это ложь, обман, и опиум для народа. Антиклерикалов возглавляет подруга героя Чани. В романе Чани красивая, но простая девушка из племен пустыни, Пол для нее бог и господин, а за малейшие сомнения в богоизбранности Пола она готова любому глотку перезать (не фигурально, а буквально). В фильме бойкая но некрасивая Чани напротив исповедует научный атеизм, а своего любовника Пола считает фальшивым пророком и фальшивым Махди. Пол с Чани соглашается, и пытается убедить окружающих, что никакой он не пророк.

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

При этом скепсис Чани в фильме никак не обьяснен - она ведь не студентка университета Миннесоты, и не отличница ленинского комсомола, а простая девушка из племени бедуинов. Любопытно, что в книге Чани дочь планетолога Льета Кайнса - ученого, который относился к Атрейдесам с обоснованным скепсисом. В фильме можно было бы сделать Чани продолжательницей дела своего отца. Но как раз происхождение Чани, создатели фильма выкинули из сюжета. Чани в фильме совершенно невежественная - когда Пол ей рассказывает про моря на других планетах, она не может поверить в возможность подобного чуда. Из за этого научный атеизм Чани выглядит абсурдом.

Еще более странным выглядит Пол - уж он то точно знает, что может стать настоящим пророком, и настоящим спасителем-Махди, который вернет на Дюну воду. Когда он убеждает окружающих, что мол никакой я не Махди, Пол просто врет. Видимо он не хочет становится пророком (так как чувствует, что лично ему, ничего хорошего пророческий дар не принесет). Это можно понять, если прочесть роман Дюна и его продолджение (про трагическую судьбу Пола), но в фильме такая позиция выглядит страусиной.

В фильме оказалась потерянной экологическая линия, основная для Френка Херберта. Одна из главных сюжетных линий романа - конфликт, между двумя программами по озеленению пустынь Арракиса. Фримены живут мечтой, что когда ни будь на Арракисе будут течь ручьи и расти деревья. Планетолог Льет Кайнз работает над постепенным воплощением этой мечты в жизнь - за счет медленной работы по ирригации и озеленению. Атрейдесы предлагают более быстрый и простой путь - завоевать галактику, и использовать ресурсы иных планет, для превращения Дюны в рай.Все это в фильме оказалось потерянным, а несколько сцен фильма связанных с экологической линией романа, оказываются пустой тратой экранного времени (так как не связаны с иными событиями фильма).

Гладиаторские бои на планете Харконненов визуально изображены безупречно, но интрига внутри интриги (которую затеял Туфир Хават) исчезла из фильма. Как и вся сложная и драматическая линия Туфир Хавата - ментата Атрейдесов, который оказался на службе барона Харконена. Книжный Фейт-Раутта из хитрого (и внешне привлекательного) мерзавца, превратился в урода-людоеда. Бене Джассерит превращены в тупых как пробка стерв, готовых на любой идиотизм ради власти.

Превращение Пола из способного, но неуверенного в себе юноши, в пророка который видит прошлое и будущее обыграно слабо: Пол очнувшись от транса сообщает, что он теперь пророк который видит множественные картины будущего. И это все - варианты будущего зрителю не показывают. В корткометражке "Майор Гром" просчет героем вариантов будущего и то показан несравненно лучше.

Боевые действия выглядят в фильме красиво, но странно. В романе из за внедрения силовых полей огнестрел и лазеры перестали применять на просторах галактики. Но в пустынях Дюны силовые поля применять нельзя (они привлекают гигантских червей) и потому фримены используют старые добрые винтовки и пистолеты. Однако в фильме (при наличии винтовок, базук и прочего) боевые действия в пустыне сводятся к схваткам на ножах (при полной возможности расстрелять врага на расстоянии).

Совсем странной выглядит финальный разгром войск императора. В книге Пол (дождавшись высадки императора на Дюну) использовал для победы свой пророческий дар. Фримены сломили врага внезапной шоковой атакой (под прикрытием пыльной бури, которую Пол предвидел), используя артиллерию (которую Пол Атрейдес заранее тайно подготовил и тайно разместил на позициях). Император до последнего считал, что ему противостят дикари под командованием дикаря, и потому был разбит и взят в плен.

В фильме все эти тонкости убрали. Фримены не имея артиллерии идут плотной толпой в лобовую атаку на заранеее предупрежденного императора (в фильме Пол послал ему вызов на бой с печатью дома Атрейдеса). Их можно расстрлять с воздуха (ведь никакой пыльной бури нет), их можно расстрелять с земли (ведь у фрименов нет защитных полей!), но имперские войска лишь тупо смотрят на атакующих. Затем начинается рукопашный бой. Сардукары (имеющие защитные поля) должны покрошить фрименов - ведь фримены не имеют защитных полей, и совершенно не готовы к такой технике боя. В книге Пол многие годы готовил фрименов к сражению с имперскими войсками. В фильме фримены без всякой подготовки превращают защишенных полями сардукаров в мясной фарш.

Дальше начинается самый большой логический и смысловой провал фильма. В оригинальном романе межзвездные перевозки осуществляет гильдия навигаторов, на огромных кораблях которые никогда не опускаются на поверхность планет. Лихтеры (с войсками, техникой и всем прочим) поднимаются с поверхности планеты грузятся на корабли навигаторов, пересекают на этих кораблях межзвездное пространство, а потом высаживаются на нужную планету. Это единственный способ межзвездных путешествий. Навигаторы строго нейтральны, потому во вселенной Дюны нет звездных войн - войска великих домов за деньги перевозят через нейтральный космос, а сражаются они на поверхности планет. В реальности навигаторы из за кулисы правят галактикой, а всемогущий падишах-император, просто марионетка. Но, ключевой момент! навигаторы могут прокладывать путь между звезд только за счет спайса (который дает мозгу сверхчеловеческие способности). А единственный источник спайса в галактике - планета Дюна. Не будет спайса - межзвездные перелеты станут невозможны, и цивилизация рухнет (а навигаторы просто вымрут - они без меланжа не могут жить). Захватив Дюну, Пол Атрейдес может диктовать свою волю навигаторам - и становится фактическим властелином галактической империи.

В фильме навигаторов из вселенной убрали, так что финал фильма превращается в бессмыслицу. Пол Атрейдес угрожает уничтожить поля спайса, но угрозу он адресует не навигаторам (их в фильме нет), а великим домам, боевой флот которых окружил планету Дюну. Но великим домам на спайс в сущности глубоко наплевать, не нужно быть пророком, чтобы понять это! В романе навигаторы капитулируют перед угрозой Атрейдеса, в фильме великие дома посылают Атрейдеса пустыней. В фильме, ответ на такой облом, Атрейдес объявляет начало звездного джихада, и грузит своих фрименов в космолеты ( захваченные у император?). Что он собирается делать - решительно непонятно. Ведь толпа фрименов в космосе бесполезна - корабли будут просто расстреляны. В романе этой проблемы нет (перевозки осуществляют только навигаторы, а бои идут на поверхности планет, где фрименам нет равных). В фильме навигаторов выкинули, и в результате скатились до совсем убогой космической оперы в стиле янг-эдальт. Получился аналог сериала "Иные" - красивое зрелище при околонулевой логике.

И еще одна мелочь - фримены сжигают в финале сваленные кучами тела врагов. Сцена абсурдная, так как каждая тушка это вместилище драгоценной для фрименов влаги. Сожжение трупов, это для фрименов святотатство и потеря драгоценного ресурса.

P.S. Комментаторы почему то решили, что мои претензии сводятся к отходу от сюжета книги. Но мои претензии иные - сценаристы убрали логический стержень сюжета, так что действия героев фильма выглядят бесмысленными . Снимать фильмы "по мотивам" можно, но при этом должна соблюдатся логика действия (как пример - в фильме "Вспомнить все" радикально изменили сюжет рассказа Ф.Дика, но логика действий персонажей там безупречная)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
119
Автор поста оценил этот комментарий

Больше всего удивил эпичный(но глупый) момент с отправкой фрименов в космос. За счет своей адаптации к пустыне они были грозными противниками войсками Харконеннов и даже сардаукарам. Но какой толк от людей на десантных кораблях(боевой никто не спустит на поверхность), которые космический бой не видели ни разу в жизни?

раскрыть ветку (39)
39
Автор поста оценил этот комментарий

Особенно на планетах с морями/океанами. Вроде в "Мессия Дюны" было написано как фримены в ступор впали когда первый раз увидели море.

раскрыть ветку (1)
12
Автор поста оценил этот комментарий

https://dune.fandom.com/ru/wiki/Фарук


Это Фарук рассказывает. Он записался добровольцем, потому что хотел увидеть море. Потом увидел его, искупался и потерял дальнейшую мотивацию. Многие его однополчане стояли на мокром песке, но не решались войти, потому что не хотели лишиться этой цели в жизни.


Но по факту на планетах с морями они себя показали так, что легионы Муад’диба всех задоминировали не взирая на погодные условия.

25
Автор поста оценил этот комментарий

Космических боев во вселенной дюны не бывает в ту эпоху ибо щит космического корабля не пробить ничем. Они десантироваться на другие планеты побежали. Но в книге это конечно не немедленно и без подготовки произошло.

раскрыть ветку (6)
25
Автор поста оценил этот комментарий
Космических боев там не бывает потому что за подобные фокусы навигаторы внесут дебоширов в чёрный список космического аэрофлота и больше не пустят на корабли.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Во-во. Любительница хентай дело говорит.
3
Автор поста оценил этот комментарий

В книге Бог-Император создал особых десантных боевых баб.)

1
Автор поста оценил этот комментарий
У них были космические бои ещё до становления империи. И сражались они абордажным методом.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Это вы откуда взяли? Я читал приквелы про установление империи и батлерианский джизад, там нормальные космические бои были. Даже когда щиты изобрели они поначалу были неидеальные и машины могли всё-таки взять числом и затыркать земной боевой корабль до перегрева генератора щита.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Про позорные приквелы не надо - к Ф.Херберту они не имеют отношения

6
Автор поста оценил этот комментарий

Но в книгах именно так и проходил джихад. Фримены спускались на планеты и приводили их к согласию.

раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Безусловно. Но есть один огромный нюанс. По книге они это делали не разом и не сразу. А главное - в условиях монополии Пола на межзвёздные перелеты. А в фильме этого нет.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Монополия на перелеты есть только у гильдии.


Пол махнул договор не глядя https://dune.fandom.com/ru/wiki/Тупайльский_договор

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Только у Гильдии. Но Гильдия нуждалась в спайсе, который контролировал Пол. Соответственно, он мог диктовать ей условия и де-факто получил монополию.

Могу ошибаться, но по-моему этот договор был уже в бытность Пола Императором.
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Конечно. Шантажом он получил титул императора, потом начался джихад и только тогда у него вообще возникла потребность и перелетах.


Гильдия нуждалась в спайсе, Муад’диб нуждался в навигаторах. Они зависели друг от друга и Пол тоже шел на уступки, вышеозначенный договор - это явный пример тому.


Гильдия как минимум обеспечивала транспортные услуги мятежным домам до Тупайли.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Меня вот вообще не удивил этот момент. Я же помню по книге что они полетели устраивать джихад на других планетах, ну и вот показали как они садятся в корабли, не телепортировались же они на эти другие планеты.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Меня вот вообще не удивил этот момент. Я же помню по книге что они полетели устраивать джихад на других планетах

Это произошло (в книгах) после того как Пол подчинил себе навигаторов. После этого у него появились космолеты и любая военная техника. Далее войну вела подготовленная армия

1
Автор поста оценил этот комментарий
И какой толк от бедуинов в городском бою на планете с тяготением в 2.5G к примеру?
раскрыть ветку (18)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Крутость фрименов - это уже к автору книги. Ибо она выкручена на максимум была еще там. По сути их крутость в пустыне легко объяснима, но вот уже их сопоставимость с сардаукарами уже вызывает вопросы. Тем не менее, победить с бедуанами по книге Пол мог, ибо получил монополию на межзвёздные перелеты. Но вот как это объяснить в фильме, где об этой монополии не было ни слова - мне непонятно.
раскрыть ветку (17)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Какие вопросы? Сардаукары ебейшие войны, но это фримены обколются своими спайсами и ябут друг друга врагов в ближнем бою со сверхсилой

1
Автор поста оценил этот комментарий
Да хз, максимум несколько миллионов дикарей с костяным оружием. И ими он собрался "сотрясать вселенную" дичь и абсурд.
раскрыть ветку (15)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, не с костяным. Огнестрел у фрименов имелся. Тут фишка была именно в перелетах. Допустим у некоего дома есть армия в столице - теперь она останется только в столице, а остальные планеты будут оборонять лишь гарнизоны. Никто никуда больше не полетит. В таких условиях часть домов непременно вольётся в армию Пола, который уже получил де-факто и де-юре власть императора. Но это по книге. А как в фильме он собрался воевать одними фрименами против всех домов - непонятно и дико.
раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий
Фишка Дюны это силовые поля боевая подготовка да холодное оружие. Те же фримены проигрывают во всем ибо оружие - костяное, щиты - принципиально не используем, боевая подготовка - кто чему научился.
раскрыть ветку (12)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Насколько помню Пол учил их драться против противников с щитами(могу путать, надо перечитать). Но огнестрел за пределами Арракиса с червями, действительно можно выкинуть в мусорку. Ну, а насчет подготовки я уже задавался вопросом выше. Каким образом суровые люди пустыни оказались равны по силам элитной гвардии? Но это вопрос и к книге.
раскрыть ветку (7)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Если порассуждать логически, то на Арракисе (где щиты привлекают червей) фримены могли победить гвардию путем неожиданной атаки на излишне самоуверенного противника - включишь щит и Шаи-Хулуд пожрет, отключишь и тебя просто расстреляют, ведь будь ты хоть вселенским чемпионом рукопашного боя, до пулемета еще надо умудриться добежать. Но это возможно только на местности доступной червям, а на скалистой местности вряд ли найдется идиот отключившмй защиту и любой сардаукар неспешно дойдет до стрелка, засунет пулемет тому в задницу и пару раз там провернет.
Еще можно добавить, что фримены были не просто дикарями, а дикарями закаленными суровейшей жизнью и постоянной борьбой за выживание и обучить их основам современного (для вселенной) боя гораздо проще нежели «изнеженного» жителя города. Т.е. победу фрименов можно допустить при определенных условиях и «большом количестве» удачи, но как Вы правильно сказали - это книга, а придумать абсолютно реалистичное и логичное развитие событий в произведении не основанном на реальных фактах очень и очень трудно и всегда найдутся нестыковки. Тем более люди и в реальности иногда творят такую дичь, что читая описание событий, складывается впечатление, что просматриваешь какой-то фанфик малолетнего фаната )
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Если порассуждать логически, то на Арракисе (где щиты привлекают червей) фримены могли победить гвардию путем неожиданной атаки на излишне самоуверенного противника

В книге все именно так на 100%.


Еще можно добавить, что фримены были не просто дикарями

Пол их много лет тренировал, и создал из них полноценную армию (с техникой). Император это понял когда было поздно

5
Автор поста оценил этот комментарий

в книге фишка была , что великие войны получаются с планет с ужасными условиями, типа выживает сильнейший. планета сардаукар тоже там жопная , плюс тюрьма, куда ссылали и делали воителей императора , а фримены с рождения выживают как могут , как то так

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Идея так себе. И выживает не сильнейший а самый приспособленный.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
идея норм, для того времени, да и сейчас. а второе просто придирка .
Автор поста оценил этот комментарий
Ок допустим, вас всю жизнь учили резать хлеб справа-налево, и тут появляется умник и начинает вас учить резать слева-направо. Сможете?))
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Так сколько времени на это ушло? Не месяц и не год. Но все равно то, что использование фрименов в условиях вне Арракиса дало такой огромный эффект - целиком на совести автора
5
Автор поста оценил этот комментарий

Нож-крисс производился из зубов червей, он очень мелко вибрировал и превосходил металлические аналоги, щиты не использовались обеими сторонами в наземных битвах т.к. привлекали червей, боевая подготовка была и заканчивалась она седланием червя как обрядом посвящения и была основана на скрытности и скорости, а не использовании тяжелого оружия. Как то так в книге оно было.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Да только вне пределов Арракиса эти ножи из зубьев портились и ломались, и червей фримены наверное с собой в поход брали?)
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

В походе в космос у них была промышленность, способная строить корабли. С оружием наверняка справились.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Крис-нож оружие для поединков. А воюют фримены в пустынях с помощью винтовок

2
Автор поста оценил этот комментарий

Вот только вы не учли, что монополия на насилие была у Императора с Сардукарами. Остальные дома имели дай бог 100 тысяч в армии.

А так как имея монополию на спайс и на путешествие в космосе, Пол может по одиночке "приводить к согласию" всех не угодных.

Так что они не смогут собрать "боевой кулак", что бы задушить фримонов вместе

0
Автор поста оценил этот комментарий

Их хотели посадить на червей. Чтобы как в Звездных войнах. Но что то там не срослось.

Автор поста оценил этот комментарий

Скажем так... Списаны они были с жителей мусульманского мира, и даже их религия чем то напоминает мусульманство. И если представить сотни талибов на космическом корабле идущими в бой... в обще да... смешно.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

«Правящее на севере Йемена шиитское движение «Ансар Аллах» (хуситы), которую поддерживает Иран, провело испытание гиперзвуковой ракеты высокой поражающей способности и готовится внедрить такие ракеты в свой военный арсенал

«Ракетные войска группировки успешно провели испытания ракеты, которая способна развивать скорость до 8 Махов (десять тысяч километров в час — Прим ред.) и работает на твердом топливе. В Йемене намерены приступить к ее изготовлению для использования во время атак в Красном, Аравийском морях и Аденском заливе, а также против целей в Израиле», — рассказал (https://ria.ru/20240314/khusity-1932840663.html) военный источник, близкий к «Ансар Аллах».

раскрыть ветку (1)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку