3206

Дюна II, что упустили создатели фильма3

Посмотрел вторую Дюну, и разочарован. Первая часть представляла достаточно точную экранизацию романа, и логика действий героев романа была воплощена на экране. Вторая часть Дюны, это уже не экранизация, а произведение по мотивам. В результате герои утратили логику действий прописанную в романе, а какую то иную логику их поступков сценаристы прописать не смогли.

В романе Пол Атрейдес - результат долгого генетического эксперимента по выведению Квизац Хадераха: сверхчеловека способного видеть прошлое, настоящее и будущее. Пробудить эти способности можно только с помощью наркотика спайса (другое название - меланж). Оказавшись на пропитанной спасйсом планете Дюна, Пол обретает силу пророка, и, сплотив вокруг себя фантатичные племена пустыни, ведет их к победе над галактической империей. В фильме этот сюжет решили усложнить - оказывается среди фрименов есть туповатые фундаменталисты, которые верят в приход пророка (Махди), и умные антиклерикалы которые знают, что все пророки, мессии и проч. проч. это ложь, обман, и опиум для народа. Антиклерикалов возглавляет подруга героя Чани. В романе Чани красивая, но простая девушка из племен пустыни, Пол для нее бог и господин, а за малейшие сомнения в богоизбранности Пола она готова любому глотку перезать (не фигурально, а буквально). В фильме бойкая но некрасивая Чани напротив исповедует научный атеизм, а своего любовника Пола считает фальшивым пророком и фальшивым Махди. Пол с Чани соглашается, и пытается убедить окружающих, что никакой он не пророк.

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

Чани из старой (и никудышней) экранизации, благодаря тонким чертами лица, гораздо больше похожа на героиню романа у которой "лицо эльфа"

При этом скепсис Чани в фильме никак не обьяснен - она ведь не студентка университета Миннесоты, и не отличница ленинского комсомола, а простая девушка из племени бедуинов. Любопытно, что в книге Чани дочь планетолога Льета Кайнса - ученого, который относился к Атрейдесам с обоснованным скепсисом. В фильме можно было бы сделать Чани продолжательницей дела своего отца. Но как раз происхождение Чани, создатели фильма выкинули из сюжета. Чани в фильме совершенно невежественная - когда Пол ей рассказывает про моря на других планетах, она не может поверить в возможность подобного чуда. Из за этого научный атеизм Чани выглядит абсурдом.

Еще более странным выглядит Пол - уж он то точно знает, что может стать настоящим пророком, и настоящим спасителем-Махди, который вернет на Дюну воду. Когда он убеждает окружающих, что мол никакой я не Махди, Пол просто врет. Видимо он не хочет становится пророком (так как чувствует, что лично ему, ничего хорошего пророческий дар не принесет). Это можно понять, если прочесть роман Дюна и его продолджение (про трагическую судьбу Пола), но в фильме такая позиция выглядит страусиной.

В фильме оказалась потерянной экологическая линия, основная для Френка Херберта. Одна из главных сюжетных линий романа - конфликт, между двумя программами по озеленению пустынь Арракиса. Фримены живут мечтой, что когда ни будь на Арракисе будут течь ручьи и расти деревья. Планетолог Льет Кайнз работает над постепенным воплощением этой мечты в жизнь - за счет медленной работы по ирригации и озеленению. Атрейдесы предлагают более быстрый и простой путь - завоевать галактику, и использовать ресурсы иных планет, для превращения Дюны в рай.Все это в фильме оказалось потерянным, а несколько сцен фильма связанных с экологической линией романа, оказываются пустой тратой экранного времени (так как не связаны с иными событиями фильма).

Гладиаторские бои на планете Харконненов визуально изображены безупречно, но интрига внутри интриги (которую затеял Туфир Хават) исчезла из фильма. Как и вся сложная и драматическая линия Туфир Хавата - ментата Атрейдесов, который оказался на службе барона Харконена. Книжный Фейт-Раутта из хитрого (и внешне привлекательного) мерзавца, превратился в урода-людоеда. Бене Джассерит превращены в тупых как пробка стерв, готовых на любой идиотизм ради власти.

Превращение Пола из способного, но неуверенного в себе юноши, в пророка который видит прошлое и будущее обыграно слабо: Пол очнувшись от транса сообщает, что он теперь пророк который видит множественные картины будущего. И это все - варианты будущего зрителю не показывают. В корткометражке "Майор Гром" просчет героем вариантов будущего и то показан несравненно лучше.

Боевые действия выглядят в фильме красиво, но странно. В романе из за внедрения силовых полей огнестрел и лазеры перестали применять на просторах галактики. Но в пустынях Дюны силовые поля применять нельзя (они привлекают гигантских червей) и потому фримены используют старые добрые винтовки и пистолеты. Однако в фильме (при наличии винтовок, базук и прочего) боевые действия в пустыне сводятся к схваткам на ножах (при полной возможности расстрелять врага на расстоянии).

Совсем странной выглядит финальный разгром войск императора. В книге Пол (дождавшись высадки императора на Дюну) использовал для победы свой пророческий дар. Фримены сломили врага внезапной шоковой атакой (под прикрытием пыльной бури, которую Пол предвидел), используя артиллерию (которую Пол Атрейдес заранее тайно подготовил и тайно разместил на позициях). Император до последнего считал, что ему противостят дикари под командованием дикаря, и потому был разбит и взят в плен.

В фильме все эти тонкости убрали. Фримены не имея артиллерии идут плотной толпой в лобовую атаку на заранеее предупрежденного императора (в фильме Пол послал ему вызов на бой с печатью дома Атрейдеса). Их можно расстрлять с воздуха (ведь никакой пыльной бури нет), их можно расстрелять с земли (ведь у фрименов нет защитных полей!), но имперские войска лишь тупо смотрят на атакующих. Затем начинается рукопашный бой. Сардукары (имеющие защитные поля) должны покрошить фрименов - ведь фримены не имеют защитных полей, и совершенно не готовы к такой технике боя. В книге Пол многие годы готовил фрименов к сражению с имперскими войсками. В фильме фримены без всякой подготовки превращают защишенных полями сардукаров в мясной фарш.

Дальше начинается самый большой логический и смысловой провал фильма. В оригинальном романе межзвездные перевозки осуществляет гильдия навигаторов, на огромных кораблях которые никогда не опускаются на поверхность планет. Лихтеры (с войсками, техникой и всем прочим) поднимаются с поверхности планеты грузятся на корабли навигаторов, пересекают на этих кораблях межзвездное пространство, а потом высаживаются на нужную планету. Это единственный способ межзвездных путешествий. Навигаторы строго нейтральны, потому во вселенной Дюны нет звездных войн - войска великих домов за деньги перевозят через нейтральный космос, а сражаются они на поверхности планет. В реальности навигаторы из за кулисы правят галактикой, а всемогущий падишах-император, просто марионетка. Но, ключевой момент! навигаторы могут прокладывать путь между звезд только за счет спайса (который дает мозгу сверхчеловеческие способности). А единственный источник спайса в галактике - планета Дюна. Не будет спайса - межзвездные перелеты станут невозможны, и цивилизация рухнет (а навигаторы просто вымрут - они без меланжа не могут жить). Захватив Дюну, Пол Атрейдес может диктовать свою волю навигаторам - и становится фактическим властелином галактической империи.

В фильме навигаторов из вселенной убрали, так что финал фильма превращается в бессмыслицу. Пол Атрейдес угрожает уничтожить поля спайса, но угрозу он адресует не навигаторам (их в фильме нет), а великим домам, боевой флот которых окружил планету Дюну. Но великим домам на спайс в сущности глубоко наплевать, не нужно быть пророком, чтобы понять это! В романе навигаторы капитулируют перед угрозой Атрейдеса, в фильме великие дома посылают Атрейдеса пустыней. В фильме, ответ на такой облом, Атрейдес объявляет начало звездного джихада, и грузит своих фрименов в космолеты ( захваченные у император?). Что он собирается делать - решительно непонятно. Ведь толпа фрименов в космосе бесполезна - корабли будут просто расстреляны. В романе этой проблемы нет (перевозки осуществляют только навигаторы, а бои идут на поверхности планет, где фрименам нет равных). В фильме навигаторов выкинули, и в результате скатились до совсем убогой космической оперы в стиле янг-эдальт. Получился аналог сериала "Иные" - красивое зрелище при околонулевой логике.

И еще одна мелочь - фримены сжигают в финале сваленные кучами тела врагов. Сцена абсурдная, так как каждая тушка это вместилище драгоценной для фрименов влаги. Сожжение трупов, это для фрименов святотатство и потеря драгоценного ресурса.

P.S. Комментаторы почему то решили, что мои претензии сводятся к отходу от сюжета книги. Но мои претензии иные - сценаристы убрали логический стержень сюжета, так что действия героев фильма выглядят бесмысленными . Снимать фильмы "по мотивам" можно, но при этом должна соблюдатся логика действия (как пример - в фильме "Вспомнить все" радикально изменили сюжет рассказа Ф.Дика, но логика действий персонажей там безупречная)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
0
Автор поста оценил этот комментарий

ИМХО фильм не создает самый большой логический провал, а наоборот его устраняет. Когда началась битва с императором Пол послал остальным домам сигнал мол не суйтесь, а то взорву весь спайс, и они не сунулись. Да навигаторов не показали, но читатели книги понимают, что убедили их не соваться именно навигаторы, сказали мол иначе домой мы вас не повезем.

А вот дальше в книге Пол победил императора и женился на его дочери, казалось бы живи да радуйся, но вместо этого какого то лешего фримены начали джихад на куче планет. Зачем это было делать толком не объясняется, разве что Пол просто не мог остановить начатую интифаду не прослыв трусом и лжепророком.

А в фильме джихад логично объясняется тем, что другие дома не согласились с императорством Пола. Конечно, прямо сейчас они не могут напасть из-за спайсового шантажа, но явно будут готовить хитрый план как захватить планету и не лишиться спайса, и чтобы такого не допустить, Пол и начинает войну против всех домов, отправив фрименов захватывать другие планеты.

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

но вместо этого какого то лешего фримены начали джихад на куче планет. Зачем это было делать толком не объясняется

Ну, вообще-то объясняется. Пока Пол тусил с фрименами, учил их, жил с ними итд итп, стал зарождаться культ его самого -Культ Махди. Когда императором стал Пол, оно уже полноценно мутировало в церковь с Квизаратом и квизара тафвидами во главе с любимой сестрёнкой Алией. Эта церковь или культ и стали духовной основой новой империи.
И, конечно, надо поделиться такой прекрасной религией со всей вселенной, раз это стало новой мировой религией (одна империя, одна вера). А фримены не особо миссионеры - веру навязывали силой и резнёй (а еще можно и поживиться чем-нибудь параллельно).
Именно Квизарат раздул джихад, именно квизар тафиды вдохновляли и вели легионы на другие планеты. Пол тут уже вторичен, как человек - он уже просто символ. Именно это видел Пол в видениях - как джихад уже сам по себе будет маршировать по всей обозримой вселенной, и он ничего не сможет сделать уже, даже если захочет. И кстати, первый фильм это хорошо показал.
А вот это "пук-среньк, пойдём им всем покажем, а то че они" - ну такое...

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Всё так, но для войны нужны не только причины, но и поводы (в противном случае можно было б издать приказ "мы мирная религия и никуда не летим"). Причем одни поводы для толпы, типа, а вот на планете А рисуют карикатуры на нашего любимого Махди, другие поводы для военачальников, типа вот на группе планет АБ выросли военные расходы в 10 раз, не хотят ли они напасть на нас? Вот этого в книге нет, а есть объяснения в духе "верхи не хотели, низы не могли", это все понятно, но как конкретно, вот что интересно.

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

издать приказ "мы мирная религия и никуда не летим"

“Чани, любимая, ” прошептал он, — ты знаешь, сколько я бы потратил, чтобы положить конец джихаду - отделить себя от проклятого божества, которого мне навязывает Квизарат?” Она задрожала: “Тебе остается только приказать”, - сказала она. “О, нет. Даже если я умру сейчас, мое имя все равно поведет их.
В этом и заключается религиозный фанатизм - сами придумали, сами уверовали. Его соратник Корба (которого просто нахрен вырезали из фильма) вот как раз пример - из федайкина смертника стать духовным лидером Квизарата, рьяным религиозным фанатиком Махди. С целью убить Пола, чтобы сделать мучеником и подлить еще больше масла в огонь. Как я и говорю - Пол уже ничего не решает, хоть сто указов выпусти.




а есть объяснения в духе "верхи не хотели, низы не могли", это все понятно, но как конкретно, вот что интересно.

«Они привыкли видеть будущее, — подумал Пол. — А сейчас они слепы, слепы, как и я сам». Ветры времени несли бурю. Даже те немногие бури, что открывались ему прежде в подступающей стене, были теперь закрыты. За стеной непредсказуемого скрывался нерожденный еще джихад. Скрылось сознание расы, которое он ощущал когда-то как собственное страшное предназначение. Квизац Хадерачу, Лисан-аль-Гаибу, даже увечным мыслью Дочерям Гессера все было ясно. Человеческая раса ощутила собственную спячку, затхлую дрему существования, и почувствовала необходимость грядущей бури, которой суждено перемешать все гены. Выживут сильные… И в этот момент люди во всей вселенной словно бы слились в бессознательный единый организм, дрожащий от сексуального возбуждения… что устоит перед подобной мощью?

Пол, наконец, понял, сколь тщетны были его попытки изменить хотя бы кроху в грядущем. Он-то думал, что сумеет предотвратить джихад… но нет, джихаду суждено быть. Яростные легионы вырвутся с Арракиса, даже если его не станет. Он уже показал им путь, подчинил даже Гильдию, ведь чтобы существовать, ей нужна специя. А его фрименам хватит и живой легенды, которой он стал.

А все эти метания - добро пожаловать во вторую книгу. А повод банальный - не все были согласны с новой религий и Императором-Полом. Плюс у тебя целая толпа заряженных бородатых бедуинов, жаждущих крови. Месть пола своему дедушке тоже ничего такой себе символ для этой толпы. Можно сказать, что Пол ничего бы и не смог сделать с такими вводными: Махди-Избранный-Лисан аль Гаиб с личной кровной местью, ведущий на месть целые орды религиозных фанатиков. Которые еще ненавидят ВСЕХ пришельцев, мучавших их дом (и их самих) ради спайса. Фильм, кстати, на удивление не выкинул этот момент. Для фримена нет разницы - харконенн, атрейдес, император. Все они чужаки.

Если еще дальше углубиться - во вселенной Дюны Джихад и Золотой Путь единственный путь спасения рода человеческого. Человечество должно было быть единым. Без джихада это было невозможно. И только объединив всё человечество можно было пройти Золотой путь. Ибо этот путь - путь спасения этого всего человечества.
В этом же суть джихада Ислама. Целую цивилизацию объединили от Северной Африки до Средней Азий и принесли в одну религию. В дальнейшем даж когда Халифат пал то религия установилась и пошла дальше на земли и народы других цивилизаций и будет распространятся дальше. И когда многие народы потеряв надежду и утратив веру, морально нравственные и семейные ценности, человечность начнут терять то последней надеждой будет Ислам - вера - Прямой путь как он назван Единым Богом. И так человечество будет жить дальше, стремясь к будущему - ко Вселенной полной чудес как говорил Лето 2. В этом суть Джихада и Пути - не допустить вымирание человечества и дать возможность нормальным людям жить - жить по человечески. Возвращаясь к Дюне - после этой кровопролитной войны были 3500 тысячи лет мира. Правление сестры было в планах Пола ведь после этой войны, нужно было принизить имя Муад-диба чтобы человечество начало само думать и решать за себя, а не отдавать на откуп решения на великих богов и религии, ведь если посмотреть на историю(и великий джихад в частности) такие боги приводят мир только к крови. По сути это и есть золотой путь - направить людей на путь самостоятельности. Только разруливать пришлось Лето II, но это уже другая история.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

“Чани, любимая, ” прошептал он, — ты знаешь, сколько я бы потратил, чтобы положить конец джихаду - отделить себя от проклятого божества, которого мне навязывает Квизарат?” Она задрожала: “Тебе остается только приказать”, - сказала она. “О, нет. Даже если я умру сейчас, мое имя все равно поведет их.

В том то и дело, что он не ответил на вопрос Чани. Умирать не надо - надо приказать. Фримены не могут устроить галактический джихад самостоятельно - космолеты им не подчиняются.


ИМХО Херберт сначала закончил все в первой книге (где хеппи-энд без джихада), а потом ради денег продолжил серию с явным логическим несоответствием

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Так не послушают же, он прямо говорит - бесполезно. Ну скажет он "не, ребят, не пойдём никуда":
- его или убивают (как и хотел сделать глава Корба) и идут дальше джихадить с "образом МУЧЕНИКА Махди" (плевать, что Пол там заднюю дал, Махди хотел мстить)
- или не убивают, просто идут делать свои дела дальше


Он один против огромной толпы и новой церкви в честь его имени, тут уже хоть обприказывайся. Да даже прикажи он Квизарату, чтобы они не отправляли больше никуда никого - они его послушают? Неа, извратят слова и будут дальше продолжать. Даже погрозить ядеркой уже не выйдет - его к установке свои же не пустят. "Пророк обезумел!" вот это всё. Так и работает религиозный фанатизм. Там уже всем рулит церковь. Полу даже живым не надо уже быть, достаточно было огонь разжечь. А пожар тушить уже сложнее. Всё, чего он добился - свалил от разочарования в пустыню.

Ну и кстати, он же Квизац Хадерах. Ему виднее, сможет ли он чет приказами сделать или нет :D

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Так не послушают же

Не послушают пророка? Причем настоящего пророка?

При том что никаких планов галактического джихада у фрименов не было - они хотели только изгнать Харконенов и получить воду


Ну скажет он "не, ребят, не пойдём никуда":
- его или убивают (как и хотел сделать глава Корба) и идут дальше

Дальше сами по себе они не пойдут, космолеты им не подчиняются.


Здесь у Херберта логическая лакуна

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Но опять же, подавить восстания всё же надо было, да и окончательно избавиться от Коррино. А Квизарат раздул джихад. Там уже без участия Пола дела творились, наставники разогревали толпу, толпа шла. Ещё раз - образ был важнее живого пророка, он свою роль уже отыграл. А дальше можно и мученика из него сделать. Это, кстати, не удивляет, даже если историю реальную посмотреть.
А гильдия навигаторов уже в кармане у бюрократов с Арракиса. Ядерка никуда не делась.
Да и опять же, противники джихада Муаддиба были, даже из фрименов, но их было маловато.
Опять же, Пол умел видеть будущее во всех его вариациях. Он не видел выхода из этой ситуации. Его единственной ошибкой было поверить, что как-нибудь, может быть рассосётся (это по событиям первой книги). Не рассосалось.
Автор поста оценил этот комментарий

Когда началась битва с императором Пол послал остальным домам сигнал мол не суйтесь, а то взорву весь спайс, и они не сунулись. Да навигаторов не показали, но читатели книги понимают, что убедили их не соваться именно навигаторы,

??????

Вы явно смотрели альтернативную версию фильма. В том фильме, который смотрел я, великие дома отвергли ультиматум Пола

раскрыть ветку (6)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы просто смотрели невнимательно. Великие дома, как надеялся император, спасут его. Они не спасли. Почему? Потому что ультиматум Пола сработал. А вот требование о признании Пола императором они отвергли. Ну и Пол угрожал взорвать спайс только чтобы выиграть битву без вмешательства других войск, он явно не собирался применять эту угрозу чтобы его "признали", потому что это бессмысленно, на словах то можно что угодно "признать", в тайне же напротив готовя мятеж.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы просто смотрели невнимательно. Великие дома, как надеялся император, спасут его. Они не спасли. Почему?

Потому что они прилетели (по фильму) по вызову Харконена, чтобы действовать против императора


император, спасут его. Они не спасли. Почему? Потому что ультиматум Пола сработал.

Пол выдвинул ультиматум, после того как взял императора в плен. И ультиматум Великие Дома отвергли - это сказано в фильме прямо


Ну и Пол угрожал взорвать спайс только чтобы выиграть битву

Он ультиматум выдвинул после битвы, разве нет?

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Не совсем так. Над планетой висят армии великих домов. Они понимают что императору сейчас почти каюк, а его противники дикие фримены им совсем не друзья. Если бы выбор был в этот момент между императором и Владимиром, они бы, возможно, поддержали Владимира. Но ситуация изменилась. Сейчас им бы вмешаться и отбить императора и уничтожить фрименов. И вот в этот момент Пол направляет им свой ультиматум. И они не нападают. Не потому что они за Владимира, который уже помер, а потому что им нужен спайс. Потом ещё идет махач на мечах с Фейдом и все разборки, отречение императора, сватовство Пола на его дочери, и вот теперь у Пола есть законное право стать императором. Но великие дома, видя такой расклад и имея возможность признать его, отвергают эту возможность. Потому что понимают, что спайсу в этот момент уже ничего не грозит т.к. экзистенциальная угроза для Пола и его фрименов уже тоже миновала и он чудить, по их мнению, не будет.

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас им бы вмешаться и отбить императора и уничтожить фрименов. И вот в этот момент Пол направляет им свой ультиматум. И они не нападают.

Это ваша фантастическая интерпретация. В фильме прямо сказано, что ультиматум отвергнут

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну ладно, это моя интерпретация, тогда как объяснить что на планету не напали? Если они сразу решили послать Пола по всем статьям? Фильм как и книга играет с этими всеми планами внутри планов, там все не однозначно.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну ладно, это моя интерпретация, тогда как объяснить что на планету не напали? Если они сразу решили послать Пола по всем статьям?

В этом и проблема - в фильме 0 логики.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку