Дэдмэн. Учёный или монстр?

Первый, о ком я хотела бы поговорить - Дэдмэн.


Он первый потому что самый простой. Его паттерны поведения считываются всем и каждому.

И имя ему - чудовище Франкенштейна.


Надо ли освежить в ваших головах чудесное произведение Мэри Шелли "Франкенштейн, или Современный Прометей"? https://ru.wikipedia.org/wiki/Франкенштейн,_или_Современный_Прометей


Сейчас при имени Франкенштейн все представляют именно чудовище. Но если почитать рассказ, становится очевидным, что Франкенштейн это тот учёный, который оживил монстра. Сам монстр имени не имеет. Отсутствие имени должно нам показать насколько отвратителен и ужасен этот монстр. Тем же приёмом пользовался и Лавкрафт. Какой у него ужас? Правильно, необъяснимый. Вы можете до смерти бояться чего-либо, но если вы дадите этому имя и описание, то часть ужаса сразу же исчезнет. Человек боится необъяснимого в первую очередь. Так и появились первые религии. Вы можете бояться неизведанного непонятного света с неба, но стоит назвать это молнией и проявлением бога, как страх заметно утихает. Это обычный механизм выживания. Мы боимся не темноты, а того неизвестного, что может быть в ней. Мы боимся не самой смерти, а того неизвестного, что следует за ней. Так и в данном произведении. Монстр был настолько ужасен, что его создатель сбежал раньше, чем дал ему имя. Внешность, название и прочие атрибуты монстра мы можем только представлять себе. И сознание каждого человека генерирует того монстра, какого он только может вообразить. У нас были только характеристики, что он очень сильный и выносливый. Это сейчас благодаря телевидению у нас появился чёткий образ этого монстра. Он обрёл узнаваемые черты и лицо. А тогда этого всего не было. Попробуйте сами представить что-нибудь от чего бы вы убежали, стоило бы этому только ожить. Думаю, ваши фантазии могут выдать что-нибудь и пострашнее экранного монстра.

Но в то же время Шелли наделяет монстра человеческими чертами. Он так же как и человек хочет учиться, любить, развиваться. И здесь уже сам создатель предстаёт как монстр, отобравший все эти возможности. Кто же настоящий монстр в этой книге? На самом деле ответа до сих пор нет. Шелли подняла вопрос, который неразрешим до сих пор.


Второе название романа "Современный Прометей", которое отсылает нас к греческому мифу о Прометее. https://ru.wikipedia.org/wiki/Прометей, который подарил людям огонь. А в те времена, когда огня еще не было, обрести огонь значило обрести жизнь. Огонь даёт людям и жильё и пищу и безопасность. Практически в любой религии мира есть миф об обретении огня. Огонь важная часть становления нас как цивилизации. Можно сказать, что огонь - искра жизни. Следовательно можно сказать, что Прометей дал человечеству саму жизнь.


И вот тут встаёт один интересный вопрос. Так кого же из двоих основных главных героев Мэри Шелли называет Прометем? Монстра, который зажигает в нас искру человечности или учёного, который буквально зажёг жизнь в мёртвом теле? Интересный вопрос. К сожалению, ответ тут скорее всего только один - учёный. Человек, который взял на себя функцию бога по созданию живого. И что из этого вышло. Это сейчас мы можем рассуждать насчет человечности по отношению к созданиям, не похожим на среднестатистического человека. Но в то время монстр был монстром и никак иначе. И вот этот учёный осмелился переступить запретную черту и сотворить жизнь неестественным способом. Он поступил так же кощунственно по отношению к жизни как и Прометей. И поплатился за это так же страшно, потеряв всё, что у него было и умерев самому от рук своего же творения. Хотя вопрос права создания живого существа неестественным способом до сих пор остро стоит перед человечеством. А вы за или против?

Вернёмся же к нашим баранам. Вот Дэдмэн. Его имя в переводе - Мертвец. Мертвый человек. На протяжении всего произведения мы видим заигрывания с вопросом жизни и смерти. Кого действительно можно назвать живым? И что есть жизнь?


Дэдмэн напрямую называет себя чудовищем Франкенштейна. Он гомункулус, который не был рождён в нашем понимании. Он самой своей сутью отображает вопросы этики и жизни и смерти. Можно ли было такому как он давать жизнь? Можно ли вообще назвать жизнью его существование?


Изначально, встречая Дэдмэна мы видим его как идеального сотрудника Бриджес. В книге даже отмечено, что когда Дэдмэн говорит о своей принадлежности к Бриджес, в его голосе мы слышим гордость. Эта гордость берётся из его личной трагедии. Он не показывает её напрямую, поэтому нам приходится считывать через незначительные обрывки фраз или мелкие реакции(как и всегда в этой игре).


На протяжении всей жизни Дэдмэн задаёт эти вопросы и себе. Мы встречаем его тогда, когда он ждёт Сэма с нетерпением. "...надо бы тщательно изучить его и понять его сущность; может быть, так пойму связь между мёртвыми и живыми и даже приду к согласию с собой - человеком по прозвищу Дэдмэн..." - такая мысль вертится в его голове, когда он смотрит на монитор с Сэмом. То есть на протяжении всей его жизни он не мог найти ответы на вопросы кто он и какое его место в мире и человек ли он. В дальнейшем мы узнаём так же, что Дэдмэн не имеет Берега, в отличии от всех остальных людей. Вернее, как он говорит, он его не может чувствовать. "Не делай такое страшное лицо[, Сэм]. У меня действительно нет Берега. Точнее, я не могу почувствовать. Я не обладаю ДУМ-способностями и этим похож на обычных людей. Но я не смог этого выдержать. Не было ощущения, что я живой. Я завидовал вам.." Ему одиноко и он чувствует тоску. Он не является частью общества. Именно поэтому его принадлежность к Бриджес вызывает в нём чувство гордости.


Здесь стоит вспомнить, что игру делали японцы. Я упоминаю это для того, что несмотря на то, что игра ориентирована на западного игрока, но создатели всё равно не могли не заложить некоторые моменты, которые являются для них естественными и неосознанными. Если в западном обществе в центре стоит личность, человек, то в японском обществе центральную позицию занимает само общество, группа. То есть для японца быть выкинутым из общества - смерти подобно. И Дэдмэн как раз тот самый, который просто не может принадлежать обществу по определению. Наверное, во всей игре нет более одинокого человека, чем Дэдмэн. У всех остальных есть какие-никакие контакты. Или были. Но они всё равно знают, что значит связь с людьми. Но не Дэдмэн. Человек, даже не человек, гомункул, который не может жить, который даже не знает есть ли у него душа. Наверное, ему было бы проще если бы он знал точно о присутствии или отсутствии души. Но это конкретно его личное пограничное состояние неведения.


"Если этот ребёнок - снаряжение, то я просто кукла". - Вот как себя воспринимает Дэдмен. "...я родился не из утробы матери, как все вы. Значит, у меня нет Берега, как и связи с матерью. Нет момента, который я могу назвать своим рождением. Нет души, Ка, поэтому меня и зовут Дэдмэн - мертвец с живым физическим телом." На что Сэм в своих мыслях говорит "У такого как он есть эмоции, есть способность мыслить, любопытство. У него должна быть душа.(Сэм, ты глуп. Сознание и душа - разные вещи)."


И вот здесь встают вопросы определения сознания и души. Данный вопрос неплохо разбирается ребятами на примере Киберпанка. Не совсем в тему, но мне кажется, что эти видео раскроют концепцию этих понятий гораздо лучше, чем это сделаю я. Оставляю ссылки на видео, если интересно, обязательно зацените.

https://www.youtube.com/watch?v=E2NnCgupWT4

https://www.youtube.com/watch?v=ZDJVxhLjYhc


И несмотря на всё кажущееся веселье Дэдмэна есть только один момент, когда он действительно говорит о том, что он не чувствует тоски. "Удивительно, но когда мы били на том поле боя, я не чувствовал тоски. Впервые в своей жизни. Я был соединён с ним, с Лу, а через него и с тобой." Это был единственный момент, когда монстр Франкенштейна смог почувствовать себя, ведь чаще всего наше познание себя идёт через других. Только в этот момент он смог почувствовать какую-никакую связь. Просто представьте насколько он был одинок всю свою жизнь!


Именно поэтому мы встречаем его как забавного учёного, которому всё интересно в этом мире. Он не может примкнуть ни к одному углу и не может ни за что зацепиться, поэтому ему и остаётся вести себя как будто всё хорошо и совать свой нос в любое место, до куда он может дотянуться. И именно это его роднит с Лу, с ББ. Дэдмэн по сути ребёнок во взрослом теле, он ещё только познаёт окружающий его мир. Да, его интересы ни разу не детские, но паттерны поведения по всем своим признакам схожи с ребёнком. Он ближе к Лу, чем все остальные персонажи.


Кем для вас стал Дэдмэн? Лично я его вижу как ту самую искру жизни Прометея. Ребёнка, который зажигает наши сердца и поддерживает желание идти вперёд. Учёный, для которого истина и познание важнее приказов и смирения.

Дэдмэн. Учёный или монстр? Игры, Death Stranding, Deadman, Хидео Кодзима, Мнение, Мысли, Видео, Длиннопост
Дэдмэн. Учёный или монстр? Игры, Death Stranding, Deadman, Хидео Кодзима, Мнение, Мысли, Видео, Длиннопост