Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Движение против работы, часть вторая (с половиной), о гамбургерах, пособиях и съедобных детях

Предыдущая первая часть


Честно говоря, отнюдь не ожидал такого огромного резонанса на предыдущую статью. Поднятая тема отказа от работы, похоже, задела многих за живое. И в России рядовой человек начинает осознавать, что глупо работать ради работы, а всю свою жизнь тратить на борьбу за выживание. Сознаюсь, изначально моей целью было не агитировать ничего, а просто познакомить читателя с ходом мысли публики в другой стране. Тем не менее, разъясняя взгляды других людей, я невольно, и сам ими проникся.


Написать статью такого объёма оказалось делом достаточно трудоёмким. Тема огромная, сложная, происходит одновременно много важных вещей, и материал нужно разбивать, как мясо, резать на куски перед варкой. Эта вторая часть несколько раз переписывалась, поскольку меня заносило в долгие рассуждения, и приходилось постоянно укорачивать написанное. По этой же причине я вынужден ввести аббревиатуру "ДПР" - "движение против работы."


Где-то посередине я поехал в другую страну навестить друзей и на обратном пути подхватил ковид, и некоторое время валялся в постели, к радости моих котов, так что прошло больше времени, чем ожидалось, и за это время произошли интересные вещи, которые пришлось упорядочивать.


В прошлой части вскрылись пробелы, отвечать за которые на месте было очень трудно. Вообще говоря, пикабушная система вести какую-то дискуссию в комментариях к взлетевшей статье не позволяет. Поэтому сейчас пройдусь по основным упущениям, а в следующей уже части перейду к греющим душу новостям. Она уже написана - но не влезает по объёму в этот пост.


Как и в прошлый раз, линки на зарубежные материалы - на английском языке.


Моё маленькое замечание о том, что данный опус не следует считать оправданием коммунистической идеологий, вызвало... бурную реакцию у коммунистов. Мне написали разных гадостей, попутно оправдывая и одновременно отрицая садизм коммунистических режимов, и уверяя меня, что я не понимаю, это другое, и что никогда настоящего коммунизма нигде не было. Дискутировать о сути коммунизма и его претензии быть единственной альтернативой капитализму я отныне не буду вообще. Всем, кто интересуется, почему марксизм-ленинизм надо гнать ссаными тряпками, рекомендую пару лекций Лекса Кравецкого. Я также буду игнорировать разные глупые теории про ФРС, золотой стандарт, верховенство международного

права, убийство Кеннеди, "носатых извращенцев", фальшивые скриншоты и разных

закулисных кукловодов. Пейте таблетки.

ОТКАЗ ОТ РАБОТЫ - ЭТО КАК?


Моим самым большим ляпом в прошлой статье было размывчатое определение самой идеи "отказа от работы" - что именно это значит? Отказаться от труда невозможно и, скорее всего, было бы нездорово для нашей цивилизации в целом. У нас нет никаких волшебных роботов, которые будут драить сортиры, печь хлеб и тушить пожары, пока мы будем прохлаждаться под пальмой, как тот туземец в известном анекдоте. Ирония состояния нынешней технологии такова, что самолёты самостоятельно летать могут, а грузовики ездить по дорогам - нет.


"Работа" здесь определяется не как любой труд, а как специфическая его форма. В ЧЗВ реддита определение дано такое: "Мы против труда в таком виде, как он структурирован при капитализме и государстве, против эксплуатационных экономических отношений, против иерархических общественных отношений на рабочем месте."


Конкретные взгляды ДПР варьируются в степени радикальности и меняются от человека к человеку. Их сложно обобщить, кроме как по общей тематике: так, как сейчас - много, тяжело и под надзором сволочи, мы работать больше не хотим. И работодатель, который готов платить только копейки, должен разориться, поскольку его бизнес-моделью, по сути, является осуществление мечты предпринимателя за счёт его работников.


Для правильного понимания этой проблемы, нужно смотреть на неё не прямо сейчас, а в разрезе истории.


В начале эпохи индустриализации луддиты боялись, что технологический прогресс оставит их без средств к существованию - что они будут вытеснены машинами полностью. Индустриализация, конечно, уничтожила целые области ремесла и вытеснила много устаревших методов. Тем не менее, она не уничтожила труд и не уморила голодом рабочего - а, наоборот, сделала его гораздо более продуктивным. Все эти сложные инженерные наработки, научные открытия, искусственный интеллект, развитая система законов увеличивают нашу производительность. Почему же, спрашивают последователи движения, такое повышение продуктивности не позволяет нам работать меньше? Почему мы продолжаем работать по 40, 60, 80 часов в неделю, иногда на двух и более работах, если эра компьютеров и умных машин настолько сделала наш труд полезнее? Куда делась выгода от развития технологии?


Осела капиталистам в карман, вот куда. Вооружённые этим пониманием, мы можем,

взявшись за вилы и факелы, насильственно отменять капиталистический строй вообще, либо наложить на него существенные ограничения законом или обществом, либо дать ему сожрать самого себя естественным путём. В самом простом случае, если мы хотим работать меньше и быть свободнее от труда, при этом не перекраивая всю цивилизацию, необходимо создать дополнительный вектор давления, который перенаправит прибыль работодателя в карман работников. Забастовки работников, прозрачность зарплат и репутаций компаний, бойкот, солидарность и групповые действия - вот инструменты, с помощью которых этот вектор давления может быть создан, инструменты законные, ненасильственные и морально чистые.


Для человека, искренне убеждённого в необходимости экономической свободы и способности создавать экономические отношения без вмешательства государства, такая перспектива пугает. Она, казалось бы, напрямую подрывает устоявшиеся и закреплённые законом культурные принципы: неприкосновенность частной собственности и право использовать (или не использовать) её в произвольных личных интересах. Это заблуждение; организованные действия работников всего навсего являются изъявлением их уже существующих прав. Век рабства закончился, и каждый имеет полное право отказаться от работы невыгодной и унизительной. Если массовый протест ведёт к краху работодателя, это проблемы работодателя, а не работника - и такой подход совершенно соответствует духу свободного рынка. Если

общество вынуждает бизнес терять деньги за скотское отношение к работникам, то естественные механизмы рынка выпихивают мразь на свалку истории, а её место будет занято кем-то более достойным. Мы, таким образом, перекраиваем систему отношений между работником и работодателем, между личностью и организацией, и заставляем бизнес перестроиться в такую формулировку, которая выгодна прежде всего обществу и работникам, а уже потом собственникам. Если им это не нравится, то пусть выкручиваются сами, без нашего участия - в этом и заключается практическая политика ДПР, по крайней мере на сегодняшний день.


Конечно, представили левых взглядов предлагают гораздо более радикальный анализ, и соответственно требуют гораздо более радикальных мер. И хотя они периодически напоминают о своей роли и идеологических истоках ДПР, похоже, что они - меньшинство. Средний только что уволившийся работник имеет взгляды практические, не пропитанные левой философией, и справедливо было бы представлять прежде всего именно эти взгляды.

Взгляните на этот отзыв:


Движение против работы, часть вторая (с половиной), о гамбургерах, пособиях и съедобных детях Глобальные проблемы, Политика, Работа, США, Общество, Трудовые отношения, Капитализм, Протест, Длиннопост

Разве это не так? Так сегодня ощущают свою жизнь миллионы, если не миллиарды, людей. Наша культура на протяжении поколений внушала нам, что нормально проводить большинство нашей жизни на работе, где плохо платят, открыто лгут, оскорбляют и угрожают, где начальник - царь и бог, а ты - подчинённый, и горе тебе, если ты не подхалим-лизоблюд. И хотя капитализм в России явился из совершенно другой культуры  и проявился совсем иначе - с одной стороны, он не укоренился глубоко, как в США, а с другой - он ещё более дикий и неконтролируемый - схожести его превышает различия. Капитализм, как психология, внушает нам, что протест против такого существования - это просто какая-то проблема в наших головах, что нам нужно переступить через себя или, в худшем случае, принимать всякие лекарства, чтобы "нормально функционировать"; что нужно долго и упорно работать, чтобы жить в достатке, отдавая этому достатку всю свою жизнь. Только когда начинается массовое осознание, что так быть не должно, один человек может найти единомышленников, которые своим существованием подкрепляют его позиции, которые точно так же думают, что эти отрицательные ощущения и желание убежать - не плод наших фантазий или какой-то дефект личности. Наоборот, муки и расстройства вызываются той реальностью отношений между человеком и работой, которая поглощает нашу жизнь, и с которой нужно бороться. И массовое осознание, похоже, начинает приводить людей к такой борьбе. Речь здесь идёт не о фантазиях о революции с броневиками, массовыми расстрелами и кожаными куртками, а о качественном изменении нашего отношения к работе на уровне всей цивилизации. Я не смею, догадываться, произойдёт ли это на самом деле, и насколько, если да - оставляю этот вопрос на суд читателя.

Движение против работы, часть вторая (с половиной), о гамбургерах, пособиях и съедобных детях Глобальные проблемы, Политика, Работа, США, Общество, Трудовые отношения, Капитализм, Протест, Длиннопост

После целой жизни тяжёлого труда у меня наконец-то есть все сосиски, которые я хотел. И всё равно я чуствую пустоту внутри.

В одном комментарии запросили доказательств к тезису о расхождении заработной платы и продуктивности. Вот известный мне источник и методология анализа. На основании этого анализа кто-то создал красочный сайт, который подчёркивает основные корни сегодняшней экономической ситуации в США.


Что касается самого феномена ДПР, о массовом уходе с работы в США написано сотни статей. Этот процесс продолжается и сейчас. Вопрос о его существовании не стоит - стоит только вопрос о причинах и последствиях. Это явление было замечено всеми большими изданиями. Вот почти случайная выборка: CNBC, Business Insider, Forbes, CNN. Конца этому не видно. И не только в США это замечают. В Англии ожидается ухудшение, в Японии, Китае и даже Германии переосмысливается жизнь в погоне за деньгами.

"ЭТО ВЫ ПРОСТО ОБЛЕНИЛИСЬ И ЖИРУЕТЕ НА ПОСОБИЕ"

Движение против работы, часть вторая (с половиной), о гамбургерах, пособиях и съедобных детях Глобальные проблемы, Политика, Работа, США, Общество, Трудовые отношения, Капитализм, Протест, Длиннопост

Я не беспокоюсь за какой-то там "Омикрон", я же получил 1400 долларов год назад!

Противники ДПР предлагают причину, по которой это всё - враньё, ничего не изменится и надо продолжать страдать: якобы, всё это движение началось просто потому, что в США сейчас выгоднее сидеть на пособии по безработице и ковидных дотациях, чем пахать, а как только дотации закончатся, протест схлопнется и даже зумеры побегут опять жарить гамбургеры в макдаке за минимальную зарплату и редкое похвальное словцо от начальника.


Аргумент о том, что уход с работы напрямую связан с правительственными подачками и закончится вместе с ними - это политическая пропаганда, призванная замаскировать явление протеста против работы. Не случайно, что именно этот кусочек пиара, всплывший в комментариях в России, рождён был на самом деле в консервативно настроенной американской прессе, которая продвигает интересы бизнеса и плевать хотела на человека. Это активно повторяется говорящими чучелами в американских новостях. Капиталистам очень не хочется никакой взаимовыручки и солидарности работников - и в следующей части я опишу конкретные, свежие примеры, насколько бизнес готов марать руки, чтобы предотвратить профсоюзы и коллективные действия работников. Отрицание - это очень удобная позиция для тех, кому невыгодно считать работников людьми, и поэтому её пропоненты приглашаюся цифрами, фактами и причинно-следственной связью её доказать.


Для того, чтобы однозначно установить, что это ложь, мы можем установить факты, и спросить, оправдались ли прогнозы приверженцев этой точки зрения, когда подачки закончились?

Движение против работы, часть вторая (с половиной), о гамбургерах, пособиях и съедобных детях Глобальные проблемы, Политика, Работа, США, Общество, Трудовые отношения, Капитализм, Протест, Длиннопост

В марте 2020 года правительство Трампа провело закон "CARES Act", который выделил из федерального бюджета 2.2 триллиона долларов на компенсацию вызванного эпидемией экономического кризиса. Триллион, чтобы никто не запутался, это миллион миллионов. Из этой сумасшедшей кучи денег 15% - 330 миллиардов - было зарезервировано под прямую денежную помощь гражданам. А граждан в США - удивительно! - 330 миллионов. Ещё около 15% денег отложили для расширения федеральной помощи безработным. Что же стало с оставшимися 70%? Эта сумма стала фондами для болезненно известной "программы защиты зарплат", которая позволяла бизнесам взять кредит, невозвращаемый при соблюдённых условиях, а так же раздачей различных слонов корпорациям и местным органам управления. Эта программа, на

которую в общей сложности было потрачено 800 миллиардов долларов, была почти  разграблена. К ней и связанной с ней ложью мы ещё вернёмся. Даже католическая церковь, казна которой истощилась благодаря череде судебных дел против тысяч священников, годами массово насиловавших детей, умудрилась урвать полтора миллиарда долларов от государства.


Первая половина этого бюджета была потрачена на прямые дотации. Из неё федеральное правительство США, до сегодняшнего дня, сделало частному лицу всего три прямые выплаты: 1200 долларов в апреле 2020, 600 долларов в декабре и 1400 в марте 2021. Таким образом, за 1 год федеральное правительство прямо выплатило 3200 долларов, или 265 долларов в месяц. Это 5% от дохода одного мужчины среднего класса в 2019.


Если за среднюю зарплату в России принять 40000 рублей, то в пересчёте на российскую реальность, ценность этих выплат получается около 24000 рублей за год, или 2000 рублей в месяц. Вы готовы не работать за 2000 рублей в месяц?


А вот вторая половина злосчастных 30% была отправлены на доплаты на пособие по безработице. Так, например, в штате Иллинойс одинокий бездетный человек получал пособие по безработице до 800 долларов в неделю, включая 300 долларов из вышеупомянутой федеральной программы, которая сегодня уже изтекла. Без федеральной поддержки пособие по безработице в Иллинойсе почти точно отражает зарплату рядового аботника в МакДоналдьс - 500 долларов в неделю. Казалось бы, что в таких условиях, когда пособие по безработице вместе с федеральной помощью превышает обычную зарплату, жарить гамбургеры никто не будет. Но тут, как водится, есть один нюанс.


Пособие выдаётся всего лишь полгода, и получить его могут только те, кто попадают под критерии. Увольнение по собственному желанию, например, исключает получение пособия, равно как и увольнение работодателем за проступки. Поскольку пособие оплачивается работодателем государству, он может его опротестовать, или уволить работника под ложным предлогом, дабы не выплачивать его (что многие и делают, ведь врать в бумажках дешевле, чем расставаться с деньгами). Эта картина повторяется и в других штатах, в разных ипостасях: материальная помощь выдается только в форме добавки к ограниченному по времени и доступности пособию по безработице.


Другой пример: одинокий человек, без детей, получит ровно ноль долларов коронавирусной дотации в Калифорнии. Если пройтись по всем штатам, то картина будет складываться одна и та же: дотационные выплаты ничего не меняют, а там, где они каким-то образом превосходят зарплаты, речь идёт не о жирности казённых чеков, а о немыслимой жадности и наглости работодателей.


Справедливости ради, заметим, что на уровне штатов, округов и городов было запущено большое количество различных программ помощи, но практически все они были направлены на перекачку денег налогоплательщиков в бизнесы - т.е. работодателям, а не работникам, а работникам помощь раздавалась непрямая, такая, как списывание подоходного налога, заморозка кредитных выплат, запрет на выселение жильцов и подобные меры. Вот вам социальное государство по-американски.


Если послушать тех, кто считает, что зумеры обленились и решили, что сидеть на пособии выгоднее, чем работать, конец подачек от государства должен был означать и массовый возврат на работу. В штатах, где доплату в 300 долларов в неделю к пособию отменили - а сегодня это, насколько мне известно, всюду, чуда не произошло - безработные не ломанулись обратно на рабочие места. Другими словами, все речи про то, что государство создало проблему нехватки кадров - это обычная ложь корпораций и подвластных им СМИ. Мизерные зарплаты и унизительное обращение создали проблему нехватки кадров. Компании, которые хорошо относятся к сотрудникам и хорошо платят, почему-то не имеют таких затруднений

Движение против работы, часть вторая (с половиной), о гамбургерах, пособиях и съедобных детях Глобальные проблемы, Политика, Работа, США, Общество, Трудовые отношения, Капитализм, Протест, Длиннопост

Ты бы стал жарить гамбургеры за 350000 долларов в год? Что, правда? Едрить, звучит, будто люди работать-то хотят, вот только проблема в деньгах.

ОБ ИНДЕКСАЦИИ ЗАРПЛАТ


Важным моментом, который я пропустил, обобщая предложенные ДПР принципы, было следующее новое для многих работников открытие: если ежегодно зарплата не индексируется против инфляции, то это значит, что тебе фактически зарплату понизили. А если тебе понизили зарплату и ты всё ещё там работаешь, это значит, что ты сам согласился её урезать. Работодатель всегда найдёт способ назвать огурец помидором, если это позволяет ему не обязываться платить работнику больше. Премии, доплаты за лучшую должность и другие начисления должны происходить после и поверх инфляционной индексации базовой зарплаты. Работодатели, отказывающиеся это делать, должны гореть.


Ещё раз: работодатель, отказывающийся индексировать зарплату инфляцией, перед премиями, доплатами, поощрениями и т.д., ворует ваши деньги. Единственной правильной стратегией против такого работодателя является наказание.

ИММИГРАНТЫ ЕДЯТ ДЕТЕЙ


Одним из часто встречаемых возражений к ограничению свободы работодателей является проблема иммигрантов. Якобы, если некая группа не хочет работать за гроши на унизительных работах, то заинтересованные лица в сговоре с властью завезут гастарбайтеров, которые немедленно начнут поголовно воровать, убивать, насиловать и плохо класть плитку. Возможно, так и есть в статистически значительном смысле. Проблема в том, что этнические различия и культурная несовместимость - плодотворная почва для перевода социоэкономических дискуссий в обвинения в расизме. Если тебе нужна дешёвая рабочая сила, то ты просто завозишь её извне, трубишь о каждом её грехе через блогеров и газетчиков, а всех, кто с

тобой согласится, объявляешь через других блогеров и газетчиков фашистами, которым не место в прогрессивном обществе. Тогда никакой дискуссии о твоих доходах и эксплуатации труда не будет, а будет бесконечный спор о том, почему местная шельма не хочет работать, обленившиеся алкоголики, так их гадов, а вот гастарбайтеры пока едят детей, и им это сходит с рук. Можно быть весьма уверенными, что и попытка раздуть этнический конфликт, и попытка замять его замечательно играют на руку тем, кто хотят платить работнику копейки.


Соответственно, в предыдущей статье в комментариях был предъявлен такой аргумент: если в США попытаются работать меньше, а требовать больше денег, то капиталисты начнут нанимать индусов и других нищих. И тогда вся затея коту под хвост. Скрытое в таких высказываниях предложение нам хорошо знакомо ещё со школьной скамьи: "заткнись и не смей жаловаться, тебе же хуже будет."


Ответ на подобное возражение банален: заставь работодателя и гастарбайтерам тоже

хорошо платить, и работодатель подумает трижды, прежде чем нанимать полуграмотного дикаря.


А ЧТО Я БУДУ КУШАТЬ?


Главным вопросом, который мало-мальски разумный человек задаст, поразмыслив об

идее сопротивления текущей системе, будет таковой: "А что я есть буду, если я

прямо сейчас уволюсь?"

Движение против работы, часть вторая (с половиной), о гамбургерах, пособиях и съедобных детях Глобальные проблемы, Политика, Работа, США, Общество, Трудовые отношения, Капитализм, Протест, Длиннопост

И в этом правильном и адекватном вопросе, парадоксально, содержится и ответ на этот же самый вопрос. Не должно быть так в 21м веке, что человек не может прожить несколько месяцев без работы, поскольку ему придётся вылететь на мороз из наёмной квартиры или сдохнуть от голода. Это значит, что у него нет сбережений - нет подушки, на которую можно упасть и не сломать рёбра. Он живёт в постоянной, самовоспроизводящейся бедности. У него нет выбора уйти, если он работает в организации, которая считает его дерьмом, унижает и обирает на каждом шагу. Нет защитного слоя, которое может предоставить общество. Нет возможности участвовать в общественной жизни, обучаться, развлекаться, открывать для себя новые горизонты, путешествовать или творить - потому что это просто недостижимо, если работа не просто недоплачивает, а высасывает из тебя твоё время, здоровье, энергию, желание что-то делать, самоуверенность и ощущение жизни. Такое отношение между человеком и работой - это, собственно, рабство, просто в рабстве тебя держит не злой капиталист в цилиндре и монокле, а твой собственный голод и страх. А это значит, что только ты можешь прервать этот порочный круг - никакой работодатель, законодатель или храмовый поп не сделает это за тебя.


На уровне цивилизации, у нас есть достаточно ресурсов, рабочей силы и материалов, чтобы полностью положить конец если не самой бедности, то по крайней мере жестокости жизни к тем, кто ничего плохого не сделал. Рано или поздно эта точка зрения перестанет быть уделом радикалов.

Только человек, глубоко и искренне ненавидящий себя и других, может посмотреть на это со стороны и подумать, что всё нормально и так и должно быть. И конкретный ответ на этот вопрос - что я буду есть, если уволюсь прямо сейчас - такой: всегда может наступить момент, когда придётся уходить. А уж если он наступит, то лучше раньше, чем позже, подготовившись и на условиях работника, а не работодателя. Мы всегда склоняемся к пессимизму и недооценке себя. Мы забываем, что всё ещё есть люди вокруг нас, готовые и способные помочь, и что у нас зачастую больше вариантов, ресурсов и возможностей, чем мы привыкли думать. И послать нахер плохое место можно всегда, а ещё лучше всем работникам это сделать вместе и одновременно, и повсеместно, чтобы даже самая последняя гадина прежде всего боялась бы недоплачивать работнику, а уже потом бы волновалась о новых айфонах детям и пароходных круизах любовницам.


Возможно ли перестроить нашу систему так, чтобы мы могли работать меньше, дышать

свободнее, быть счастливее и при этом не бояться завтрашнего дня? Да, скорее всего, если мы прекратим безумно огромный и никак не оправданный отток ресурсов в сторону самопровозглашённых элит. И для того, чтобы это случилось, не нужно собираться в кружки изучения, вооружаться наганами и раскулачивать кого-то, свергать власть, захватывать телеграф и прельщаться бочками с авиационным бензином. Нужно всего лишь дружно сказать "нет" работодателю, который не даёт тебе того, что ты заслуживаешь.


ДПР предлагает вывернуть наизнанку существующую систему на психологическом

уровне. Работу нужно воспринимать как нежеланное явление, которое мешает жить, и которое мы допускаем в меру наших потребностей, а не как цель жизни и источник её продолжения. Более тяжелую, чёрную и грязную работу нужно оплачивать больше, а не меньше. Тем, кому нужно ездить на работу, поездка туда и обратно должна засчитываться как рабочее время. А рабочее время нужно минимизировать (здесь могла начаться интереснейшая дискуссия о новом феномене гиперлокальности - мы её отложим). Предприятия, управляемые психопатами, должны прогорать финансово, если не гореть буквально, а не быть прибыльными. Хамское отношение и воровство должно утопить бизнес, а не поддерживать его на плаву. Работник пусть рассматривает работодателя на собеседовании и требует от него доказательств порядочности, а не наоборот. Зарплату коллег нужно не скрывать, а сравнивать, и стоять горой друг за друга. Коллеги - это союзники, а не враги. Враги зажимают твою зарплату. Утекающие в частные карманы баснословные барыши нужно пустить на общество, а не общество на барыши. Вместо секретности должна быть прозрачность. И всего этого можно добиться солидарностью в рамках сегодняшнего общества, опять же, без ружей и баррикад, если не молчать и не терпеть.


Такие рассуждения ведут к прямому конфликту между разновидностями взглядов на жизнь, которые мы привыкли расценивать как "левые" и "правые", или как между экономическими интересами целого общества и личной свободой индивидума. Огромное влияние на выводы о таком конфликте имеет региональная история и культура. Анализу этой проблемы будет, наверное, посвящена отдельная статья.


С наступающим! Желаю в следующем году хороших зарплат и вкусных гамбургеров. В  следующей части напишу о возрождении профсоюзного движения в США, его современных битвах и забастовках,  ценности знания прав, обсуждения зарплат, и, если место позволит, немного унижения рантье и обнаглевших менеджеров.


Если вы хотите сделать себе, мне и кому-то другому приятное на Новый Год - возьмите из приюта кота или собаку! Приюты рвутся по швам от выброшенных животных, которым нужен дом и любовь. Почитайте хроники @Djonni8410, @Lilyfox или @Animalrescueed, и вы сами поймёте, насколько колоссальны затраты на содержание приюта, и сколько страданий им приходится видеть. Каждое животное, нашедшее дом - огромное облегчение, финансово и душевно. А если решите помочь, никогда не спрашивайте реквизиты в пабликах - налетят мошенники и дадут свои карты.


И ещё - предыдущая статья была перенесена модераторами в Лигу Труда. Теперь же Лига Труда исчезла. Как это понимать?