Дудинка - Шушенское. Рассказ о водном путешествии по реке Енисей под мотором (часть третья)

Третья часть о путешествии вверх по Енисею на моторной лодке, заключительная.


Дата поездки - 2009 год. С того времени многое могло измениться. Хотя сам я там сплавлялся в 2016 году - и не скажу, что сильно уж много отличий заметил. Хотя, конечно, я смотрел с борта теплохода - а это совсем другой уровень погружения.


Об авторе: Михаил Кирьяк, 52 года, пенсионер, проживает в г. Абакан.

Оригинал: https://skitalets.ru/tourism-types/all/dudinka-shushenskoe-rasskaz-o-vodnom-puteshestvii-po-reke-enisey-pod-motorom_1192


Это не мой материал, потому вопросы по тексту задавать смысла нет. Могу разве что немного по самому Енисею рассказать да про путешествие на теплоходе. На своей моторке, конечно, было бы интересно - но на это у меня нет времени и навыков. Потому отчёты о таком я с удовольствием прочитаю, но сам, скорее всего, никогда не реализую.


Букв много, потому пришлось разбить на три части.


Часть первая: https://pikabu.ru/story/dudinka__shushenskoe_rasskaz_o_vodnom_puteshestvii_po_reke_enisey_pod_motorom_chast_pervaya_9139501

Часть вторая: https://pikabu.ru/story/dudinka__shushenskoe_rasskaz_o_vodnom_puteshestvii_po_reke_enisey_pod_motorom_chast_vtoraya_9139613

13 сентября

Не подозревал, что столько можно спать. Впрочем погоды для хода нет. По морю гоняют паруса, регата (фото 58).

Дудинка - Шушенское. Рассказ о водном путешествии по реке Енисей под мотором (часть третья) Енисей, Моторная лодка, Путешествие по России, Длиннопост, Фотография

Чего они там ищут... (фото 59)

Дудинка - Шушенское. Рассказ о водном путешествии по реке Енисей под мотором (часть третья) Енисей, Моторная лодка, Путешествие по России, Длиннопост, Фотография

Вечером познакомился с собакой, зашла в гости в палатку. Угостил Рыжика (фото 60) чем было. Как там мой черный и ушастый?

Дудинка - Шушенское. Рассказ о водном путешествии по реке Енисей под мотором (часть третья) Енисей, Моторная лодка, Путешествие по России, Длиннопост, Фотография

Красноярск

Столица края. Есть всё и самое дешевое на Енисее. Лодку необходимо охранять.

Енисей от Енисейска до Красноярска

Самое быстрое течение, местами до 9км/ч. Для навигации сложнее участок Красноярск-Железногорск с островами и протоками. Берега красивы, места для ночевки без проблем, смотрите на береговые щиты, можно случайно остановиться на запрещенной территории. Нужно помнить при стоянках о значительных колебаниях уровня воды. Судовой ход провешен, как и на всей реке ниже. Клещеопасно.

Дивногорск-Шушенское 400 км (2410 км) (фото 57)

Дудинка - Шушенское. Рассказ о водном путешествии по реке Енисей под мотором (часть третья) Енисей, Моторная лодка, Путешествие по России, Длиннопост, Фотография

14 сентября

Подъем в 7. 00, оценка погоды. Идти можно. Сборы. При сворачивании палатки выскочила резинка из колена сборной дуги, почти час потратил на ремонт, однако дело необходимое, минимум ещё одна ночевка впереди. Вышел только в 9. 00. Кусок судового журнала (фото 64) без купюр:

Дудинка - Шушенское. Рассказ о водном путешествии по реке Енисей под мотором (часть третья) Енисей, Моторная лодка, Путешествие по России, Длиннопост, Фотография

"Начал резать углы, штиль, море узкое, красота. Но вскоре стал напарываться возле берегов на плавучие бревна, пришлось уходить от берега подальше. Через пару часов узкое место моря закончилось и пошла потихоньку волна, ветер стал чуть посильнее, море пошире, есть где волне разгуляться. Ещё через пару часов до меня дошло, что иду уже в шторм. Такой средненький. Поймал пару волн котелков по 40, отчерпал, чуть замочило КПКашку, не запускается. Поработал газом, нащупал полудохлый режим с задранным носом-переходной к глиссированию. Да лодка оказывается нырок!К берегу пристать не выходит:на всем море крайне мало мест швартовок, прибойная линия упирается в 2-3м вертикальную каменную стенку-зону колебаний уровня воды. Вот чем опасны здесь шторма!Шторм чисто попутный, Обь-М такой курс оказывается не любит. Кое-как приспособился с задранным носом и галсами к волне. В районе Новоселово вроде стало стихать, даже почти стихло, но ещё через пару часов по новой. Расслабился и пропустил замечательную волнищу в 80 котелков. Отчерпывал долго и старательно. Принял решение идти возможно дальше-приставать толком негде (фото 61) и неизвестно, что будет завтра, шторм может зарядить на пару дней.

Дудинка - Шушенское. Рассказ о водном путешествии по реке Енисей под мотором (часть третья) Енисей, Моторная лодка, Путешествие по России, Длиннопост, Фотография

Течения на море почти нет, GPS показывает 0км при попутном ветре. Попробовал новый режим, под штатным винтом и с загрузкой 300 кг даю на полном газу 32км/ч. Даже сам был удивлен, результат отличный. Теперь она прыгает мягко по тем же волнам, не зарывается носом, отыгрывает. Носовой на ней тоже нельзя грузить.

В 20. 45 был в Усть-Абакане, за ходовой день пройдено всё море. Подъехал почти в темноте, вначале хотел встать в поселке, но при моем появлении метнулись тени от лодок. Уже воруют, что-ли?На всякий случай отъехал на 2-3км подальше, встал на косе. Палатку ставил уже под фонарь, в 21. 00 темно. Отзвонка, чай. Завтра надо быть крайне внимательным по Енисею-куча разных проток, есть шанс винт с камнями познакомить"

15 сентября

Спал плохо. Мешает ощущение близкого финиша. Вчера прошел 315км, это рекорд моих перемещений. С утра туман (фото 63) , немножко моросит.

Дудинка - Шушенское. Рассказ о водном путешествии по реке Енисей под мотором (часть третья) Енисей, Моторная лодка, Путешествие по России, Длиннопост, Фотография

Неужели ещё здесь стоять придется? Осталось совсем немного, каких-то 100км... В 11. 00 пошел. Видимость плохая, устье Енисея невнятно, множество мелководных проток, кусты, водоросли. С трудом нащупал струю, ушел влево под правый берег достаточно далеко, но всё равно забурился в речку Абакан. Вот и мой город, с которым я совершенно не знаком, но меня ждут в Шушенском. Два раза коцнул винт. Мучаюсь дальше. Возникает искушение уйти под правый коренной берег, но струя идет где-попало, петляет. Река не провешена, а вот здесь бы и не помешало. Видимо пассажирское судоходство свернули. Мучился достаточно долго, несколько раз ловил камни и водоросли. Обогнала меня Обушка под 30ой Ямахой с тремя людьми. Парни вроде знающие, пристроился в хвост, пока не скрылись из виду. Всё время сверяюсь с GPS для навигации, первый раз за всю поездку! Вскоре вижу Обушку уже на берегу. Спрашиваю дорогу до Шушенского, парни советуют пристать и говорить внятно. Встречал и такое. Как только в Обушке под 30ой Ямахой собираются трое-они ведут себя очень раскованно. Пристаю, повторяю, парней как подменили. Со мной фотографируются, рассказывают путь в малейших подробностях, настойчиво предлагают выпить. Наши люди. В 15. 30 в Шушенском. Винт потрепал очень сильно, больше чем за всю поездку. Но всё-таки переселился! Встреча самыми родными людьми по высшему разряду (фото 65) , долгожданная баня и шашлыки. Взвешивание после бани:-13 кг. Отдельная и неописуемая встреча моим черным и ушастым собаком. Всё.

Дудинка - Шушенское. Рассказ о водном путешествии по реке Енисей под мотором (часть третья) Енисей, Моторная лодка, Путешествие по России, Длиннопост, Фотография

Енисей от Дивногорска до Шушенского

Участок моря, пожалуй, самый штормоопасный, за исключением Енисейского севера. Вопроса фарватера и течения нет. Район в 40км после плотины обильно заминирован бревнами и ветками. Трудно найти место для стоянки, сильны колебания уровня воды. От Абакана до Шушенского можно блудить в многочисленных рукавах, причем, рукав коренного берега может и не быть самым полноводным. С GPS навигация терпима, но торопиться не надо. Течение сильное, как на участке Енисейск-Красноярск. Клещеопасно.

Шушенское

Красивый пгт. Какая-то необычная музыка застройки частного сектора и пятиэтажек. Есть всё круглосуточно, цены низкие. До заправки и обратно нужна машина.


Мысли после поездки.


Какая же у нас замечательная и огромная страна. Ни в самолете, ни в поезде, ни даже на машине это не понять так ясно.


Какие же у нас замечательные люди. В этот раз Енисей мне запомнился прежде всего людьми, они достойны этой Великой Реки на всём её протяжении. Причем чем суровее и мощнее Енисей, тем лучше люди там живущие. Начиная с Туруханского района четко работает третий закон Ньютона с коэффициентом. За хамство, стремление обмануть, проверку чужих сетей и прочие городские штучки спокойно могут пристрелить и утопить, никто не найдет концов. Даже не будут считать это грехом. Но искреннему и уважительному человеку, занятому делом, помощь окажут всегда, причем даже без просьб, и помощь исчерпывающую. Плохим людям в тундре делать нечего, им там опасно.


Только после подобного похода понятно, какое же удивительное чудо город Норильск и почему норильчане называют остальную страну материком. Дело не только в отсутствии автомобильной и железной дороги из Норильска. На сотни километров пустынные берега Енисея вдруг перебиваются мощным океанским портом Дудинки и совершенно замечательным полномасштабным городом в 100км от него. Это выглядит поразительно и нелогично, как глубокое озеро в центре пустыни или тропический остров в Арктике.

Братьям водномоторникам

Израсходовано 760л бензина. Из них 280л на 730км под "Stingray", расход 38, 3л на 100км и 480л на 1680км под Обушкой, расход 28, 6л на 100км более быстрого течения. Для таких походов нужна легкоглиссирующая лодка большой грузоподъёмности, даже с небольшим ущербом для мореходности, и четырехтактный мотор мощности глиссирования, 15-20л. с. хватит.


Лучшее время для подобного похода с конца июня до 10 августа. Позже могут помешать шторма.


В подобных походах распорядок дня важнее расписания движения, а хорошая бухточка для ночевки предпочтительней часа езды по темноте и шторму до намеченного пункта. Нужен запас сил.


По навигации и препятствиям поездка простейшая, GPS по большому счету не нужен, технически сложнее пройти на Собачье или подняться на Кету. Люди в Туруханском районе постоянно говорят о лоцманской карте, не верьте. Она не нужна. Даже может повредить - Енисей живая река, мели и осередки двигаются. Основные препятствия - плотина и заправки бензином. Две-третьих отмеченных на карте поселений ныне не существуют совсем, остались только самые крупные.


Материальная сторона вопроса. Совершенно спокойно и без нервотрепки можно приехать в Норильск в шортах с 350 000р в кармане и комфортно повторить этот поход со всем новым, правильным и избыточным снаряжением, всё продается. Сам окупил поход картошкой, которую подарил мне Денис, как раз 20 кг не хватало к урожаю с 20ти соток в Шушенском.


Куда бы ещё переселиться?

Лига путешественников

22.1K постов51.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.


А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы


Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.