Домашняя студия дубляжа
Многие звукорежиссеры, музыканты, актеры озвучивания мечтают о собственной студии звукозаписи. Это возможность мгновенно воплотить в жизнь творческую идею или выполнить срочный заказ. Несколько месяцев назад и я задумался об этом. И вот маленький спойлер, что из этого получилось)
В наш высокотехнологичный век, аппаратуру для качественной звукозаписи может себе позволить даже школьник, сэкономивший на обедах. Но многие забывают, что студия - это в первую очередь не аппаратура, а помещение. Акустически подготовленное пространство - самый сложный и дорогой элемент студии. Имея даже самое крутое студийное оборудование, сделать хорошую запись в неподготовленной комнате не выйдет, из-за того что на записи будет присутствовать акустика этой самой комнаты.
Несколько месяцев назад я в полной мере столкнулся с этой проблемой, когда мне понадобилось качественно записать дома человеческую речь. Нужная аппаратура имеется в достатке, а вот комната показала свою полную неприспособленность к этому процессу.
Какие есть пути решения? В идеале - переделать под студию целую комнату, оббив все стены звукопоглощающими материалами.
Но такое могут себе позволить единицы, и я не в их числе.
Обвешаться одеялами и матрасами - тоже не выход. Эффективность такого решения сомнительна, да и такой колхоз стыдно кому-то показать
Неплохой вариант - вокальные/дикторские кабины.
Они эффективны, удобны, но и у них есть минусы. Они немало стоят. Сборка/разборка часто занимает много времени, так что конструкция практически стационарная и занимает место. Отсутствует вариативность - если кабина 1х1м и рассчитана на одного человека, то вдвоем там уже записываться невозможно.
И вот, как-то раз, во время записи в студии, ширма, разделяющая два микрофона натолкнула меня на мысль.
Что если сделать подобные звукопоглощающие панели, которые можно было стыковать друг к другу. Таким образом создавать акустические пространства разных конфигураций. А когда они не нужны, поставить эти панели вдоль стены или сложить стопкой.
Поначалу я решил сделать эти панели из акустического поролона-пирамидки, натянутого на каркас. Материал легкий, недорогой, да и внешний вид ассоциируется со студиями звукозаписи. Но эксперимент показал полную несостоятельность этой идеи - пирамидка, может быть, неплохой звукорассеиватель, но абсолютно никакущий звукоизолятор и звукопоглотитель. Есть смысл клеить её поверх звукопоглощающих материалов, для нейтрализации прямых отражений. Но сама по себе она погоды вообще не сделает.
Тест пирамидки 4+2см. Желтая кривая - прямой звук, голубая - сквозь пирамидку на просвет. Белая - разница. Замеры делались на коленке и на абсолютную истину не претендуют, но общий порядок понять можно.
Следующий кандидат - акустическая минвата. Помните стекловату, от которой жутко чешутся руки? Забудьте про нее. Новое поколение кварцевой ваты в качестве связующего компонента использует акрил. В итоге получается няшная беленькая вата, абсолютно безопасная и по ощущениям напоминающая хлопок.
Результат намного лучше. Учитывая, что мне нужна не звукоизоляция, а подавление акустики комнаты, этого уже более, чем достаточно. При записи сквозь вату верхние частоты просто исчезают, даже на нижних голосовых частотах звукопоглощение весьма существенное.
А это значит, что можно приступать к крафту панелей.
Конструкция простейшая - каркас из деревянного бруса, слой ваты, легкая ткань.
Панели крепятся друг к другу разборными дверными петлями.
Кстати, по торцам панелей хорошо заметно, как в процессе производства менялся радиус кривизны рук)
Первые были тестовые, собранные как попало для экспериментов. Последние - уже устоявшийся вариант, качественно простроченный нейлером.
Ну и результат. В разобранном виде:
В собранном.
Надо будет еще что-нибудь придумать с потолком. Но даже так разница с комнатной акустикой огромная.
Ну и вот, собственно) Комната немного слышна, писал с открытой дверью, чтоб в кадр поместиться.
Зачем оно надо и как планируется использоваться. В первую очередь, для выполнения мелких срочных заказов. Полноценные студии часто не берутся за маленькие заказы. Они не окупают аренду помещения, персонал и т.д. В случае с домашней студией большая часть этих трат в принципе отсутствует. Плюс, чтобы записать себя, не надо тратить время на дорогу - подошел и записался.
Помимо этого, у меня появилась мысль давать уроки озвучки. Точнее практические занятия в реальных условиях. К нам на студию часто приходили актеры театра с хорошей дикцией и поставленными голосами. Садились к микрофону и в итоге не могли показаться вообще ничего из-за отсутствия базовых технических навыков озвучки. Как и представители многих других специальностей, они попадали в замкнутый круг - чтобы устроиться на работу, нужен опыт, а чтобы получить опыт, нужна работа. Здесь так же, только нужен не бумажный опыт, а реальные навыки, приобрести которые можно только в процессе практики. Студиям с их режимом работы и дорогой арендой нужны люди, которые просто придут и все сделают. Им некогда учить и практиковать.
Вообще, мне есть что рассказать об озвучке - ее методах, технологиях, тенденциях. Возможно, это выльется в серию постов или блог. Но это не точно)
А пока начало положено. Спасибо, что дочитали)