«День сурка» из 90-х или старые грабли на новый лад?

Пришло мне тут на днях приглашение из Госуслуг поучаствовать в Дне собственника, который стартует во всех регионах РФ с 13 апреля по 14 июня в онлайн-формате. В этот период управляющие организации проведут общедомовые собрания собственников с голосованием в заочной форме в приложении Госуслуги Дом или в личном кабинете ГИС ЖКХ.

Если кратко, то проект запущен молодыми инициаторами из регионов (должно быть, настолько молодыми, что мимо их носов пролетела вся безуспешная практика сразу нескольких поколений) и предполагает, что каждый житель сможет осуществлять все действия, связанные с его недвижимостью и управлением его домом, не выпуская телефон из рук и без необходимости топать в ТСЖ, УК и прочие инстанций. Но я сразу задумалась, нужна ли мне очередная заплатка информация о состоянии моего жилья (не квартиры, а всего дома) и что я с ней буду делать? Наши структуры многоуровневой местной власти находятся в неведении о том, в каком состоянии пребывает весь жилой фонд города и какой % износа у энерго/тепло/газо/водоснабжения и других городских коммуникаций! Что мы будем делать с этими данными? Смотреть и плакать?

Невозможно решить проблемы, генерируя новые приложения и создавая новые обводные каналы для жалоб населения. Сейчас подавляющее число УК работают только для извлечения прибыли из своей деятельности, а нам предлагают противопоставить этому плотный контроль со стороны собственников, чтобы жильцы сами следили, как расходуются их средства, на что они идут, какие работы выполняются и сколько всё это стоит. А чем будет заниматься ЖКУ и жилинспекция? Чесать пузико, радостно переложив часть ответственности на собственников и увеличив все регламентные сроки ответов из-за удлинения цепочек взаимодействий? А как быть с многоквартирными домами-муравейниками, где соседи друг друга в лицо не знают и ритм жизни такой, что людям отдыхать некогда, тем более быть активными собственниками жилья и управлять процессом содержания многоквартирных домов вместо УК?! Как вы себе это представляете? Кто-нибудь из инициаторов этих проектов готов поработать главбухом на добровольных началах, проверяя, за что с них вычли лишние деньги на нужды дома? Мы и так ежемесячно занимаемся проверками, продираясь сквозь дремучие формулы расчетов платежек. Всё это мы уже проходили в 90-е, когда, оглядываясь на «прогрессивный» запад, появились первые ЖКХ. Нам рассказывали, как замечательно все мы будем жить, если жильцы возьмут инициативу в свои руки и сами будут всем управлять. Но, как в плохой сказке, вместо счастливого конца, мы получили по башке другим концом… и конца ему не видать… Мои родители с тоской вспоминали времена Союза, когда можно было оставить заявку и к тебе обязательно придёт мастер и исправит проблему быстро и бесплатно, а если и придётся за что-то платить, то это будет по утвержденному тарифу.

Совсем недавно у меня в ванной прорвало ответвление стояковой трубы (за пару месяцев до этого работник субподрядчика УК устанавливал змеевик и очень «качественно» приварил всё) и из него во все стороны хлестал кипяток. Работник аварийной службы, которая сидит через три улицы от нас, покуривая, доковылял до нас только через полтора часа. Повезло, что подвал был открыт, и соседи помогли перекрыть стояк, так что мы все обошлись малыми жертвами.

Кто из собственников жилья добровольно рискнёт проявить инициативу и взять управление многоквартирным домом в свои руки, если за три десятилетия после появлений ЖКХ с жилинспекциями, помогающими своим подчинённым уйти от любой «ответственности за безответственность» - ничего не сделано, кроме того, что появилась огромная жилищная проблема, которую хотят переложить на нас? Ответ только один – НИКТО. Ни одна инициативная группа жильцов не захочет добровольно брать на себя обязанности по программе: «Я – собственник!», когда жилой фонд находится в таком плачевном состоянии и никакая самая распрекрасная Администрация города в разных регионах до настоящего времени эту проблему никак не решила.

Кроме проблемы с ЖКХ я вижу еще один айсберг - предположим, мы проявим инициативу и облегчим работу недобросовестным работникам УК, зарегистрируемся в очередных приложениях, предоставив доступ к своим личным данным на Госуслугах. Что будет потом? Мы можем быть уверены в сохранности нашей личной информации, если даже не будем знать, кто получит к ней доступ?

Как мы можем быть уверены в том, что информация о нас не попала в руки мошенников из УК (а черные риэлторы имеют очень тесные контакты с работниками управляшек) или не стала приманкой для нечистоплотных соседей, которые снимают квартиру рядом и караулят каждый твой шаг?

Почему нас призывают (или обязывают) голосовать за решения УК через Госуслуги? Наверное, чтобы решить бесконечные проблемы с поддельными протоколами и такими же подписями УК, а возможно хотят разгрузить суды от коллективных обращений граждан.

Инициативные люди должны быть, это обязательное условие для всех, кто приходит на работу в ЖКХ, но я больше за порядок, а не за очередную лазейку для хитрых приспособленцев из азиатских республик, заполонивших управляющие компании в т.ч. и в Московской области. Мы должны учиться созидать, строить и восстанавливать, а не помогать жуликам искать новые кормушки в наших жилищно-коммунальных просчётах.

Как и любому человеку, мне хочется улучшений нашей жизни, а не очередных многоуровневых конструкций в обувательских схемах мошенников, а они, к сожалению, неудержимо растут. Каждый наш гражданин должен быть уверен в завтрашнем дне и застрахован от посягательства квартирных рэкетиров, нам нельзя допускать ошибок, которые будут тянуть страну назад, поэтому предлагаю диалог для каждого, кому есть, чем поделиться на эту тему с большой аудиторией. Не исключаю, что будут негативные высказывания, но мы живём в сложном мире и умеем отделять мух от котлет.