Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

Всем привет! Помните такую игру "Ну, погоди" от фирмы Электроника, где ехидный волк ловит яйца в корзину? У многих такая в детстве была. А те, у кого не было, по-черному завидовали везучим ребятам. Возникла идея сделать копию данной игры, и, конечно же, рассказать об этом вам. Обо всём по порядку.

Данный пост будет в 3 частях, в первой мы изготовим дисплей, во второй - контроллер дисплея, в третьей - напишем исходный код самой игры.

Первым делом, для того, чтобы изготовить данную игру, нам понадобится дисплей. Заглянув на известные интернет-барахолки я определил, что такая игра в рабочем виде стоит весьма дорого (3-4 тысячи рублей), а ЗИП в виде дисплея - от 1000 рублей. Помните, как пел Стинг? "But that's not the shape of my heart". Поэтому было решено дисплей изготовить также своими руками.

Конечно, LCD (ЖК) дисплей, как в оригинальной игре, изготовить своими руками без специального оборудования достаточно затруднительно. Нам нужны будут стеклянные пластины со специальным напылением, нематические кристаллы, травилка, герметик - в общем, дело весьма затратное. Но мы спокойно можем изготовить светодиодный (LED) дисплей для нашей игры. Для этого особо хитрых приспособлений не понадобится - только лишь время (у меня ушёл день) и немного недорогих материалов. Само собой, дисплей я немного упрощу, но так, чтобы сохранилась суть игры. Аналогичным образом можно изготовить дисплеи для других устройств.

Итак, первым делом нарисуем на первом попавшемся клочке бумаги "концепт-арт" будущей игры. Использовать CAD'ы для такой мелочи я даже не стал, набросал от руки как есть:

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

Примерно выяснены углы и габариты. Нам понадобятся заготовки размером 70x30 мм. Следующих материалов:

- Стеклотекстолит фольгированный односторонний 1мм
- Плёнка рассеивающая белая (находится в разбитых ЖК экранах телефонов или телевизоров)
- Плёнка прозрачная LOMOND.
- Скотч двухсторонний 3M 2мм

Дисплей будет состоять из различных слоёв (подложка, сетка, рассеиватель, трафарет).

Возьмём заготовку из стеклотекстолита:

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

Далее, распечатаем наш "концепт-арт" в виде более-менее вменяемого макета, и перенесём центры будущих светодиодов на заготовку:

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

Дизайн платы также был сделан на ходу обычным фломастером, состоит из прорезей и медных пластинок. Конечно, при монтаже бескорпусных светодиодов, расстояния между дорожками измеряются сотнями микрометров. Получить печатную плату такого качества своими руками достаточно затруднительно. Более того, понадобится целая куча принадлежностей для фотолитографии - об этом как-нибудь в другом посте. Поэтому вооружаемся скребком, заточенным из обычного скальпеля, и прорезаем тоненькие дорожки с максимально возможной аккуратностью:

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

Далее, следует взять обыкновенный паяльник, припой, спиртовой флюс ФПБ - залудить плату, смонтировать светодиоды и выводы дисплея:

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

В данном случае вышла небольшая накладка - видите маленькие светодиоды: я взял их 20 штук, так как думал, что мне этого хватит, но не учёл следующий фактор: так как габариты данных светодиодов не превышают 1,5х1,5мм, получилось так, что при пайке некоторые из них я просто сдул со стола в процессе дыхания. Поэтому для центра пришлось взять 4 больших светодиода, хотя они в данном случае не очень подходят по размеру, и имеют другой цвет. С другой стороны, будет дифференциация по цветам.

Кстати говоря, эти светодиоды не совсем "бескорпусные" - на подложке растравлены выводы, только вот их размеры значительно меньше миллиметра. Поэтому такие светодиоды паяются просто прикладыванием рядом обычного паяльника. Никакой паяльный фен не требуется. Самое главное - по возможности не перегреть, ну и не сдуть их с платы.

Тонкий слой припоя на подложке создаст дополнительное "отражающее покрытие", препятствующее потере света. Вторая часть отражателя - поверхность наружной плёнки. Таким образом, световые потери практически нивелируются, особенно, если использовать бескорпусные светодиоды.

Выводы для дисплея лучше делать из обрезанных выводов от радиодеталей. У меня под рукой их не было, поэтому пришлось брать многожильный провод. Но он не очень подходит в данном случае - слегка толстоват.

Теперь наносим следующий слой - решетку:

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

В идеале, по аналогии с печатной платой, которая должна выполняться фотолитографией, данная решетка вырезается из заготовки при помощи CNC-лазера. Это позволит качественно расположить элементы сетки, чтобы избежать засветов/смещений. В данном случае таким лазером я не обладаю, поэтому пришлось нарезать скотч на фрагменты, используя маникюрные ножницы и, затем, расположить кусочки скотча. Это вносит некоторый хаос и отклонения в оригинальный макет. После того, как скотч нанесён, можно наклеить белую рассеивающую плёнку и загнуть выводы:

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

Качество изображения зависит от толщины этой плёнки. При её возрастании и отдалении плёнки от светодиодов свет будет рассеиваться равномернее. С другой стороны, будут возникать потери света. Моя плёнка имеет толщину где-то в 0.1мм, конечно, для качественного рассеивания этого маловато. Зато есть выигрыш по толщине.

Основная часть дисплея на этом завершена. Наклеив эту плёнку, уже не получится заменить дефектный светодиод без переклейки остальных частей. Поэтому до того нужно тщательно проверить дисплей - у меня, например, выявился плохой контакт одного из светодиодов. Вид готового изделия сзади:

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

Теперь дело остаётся за малым - на основании предыдущего макета и получившейся сетки (желательно её отсканировать перед наклейкой плёнки) размещаются фигуры и знаки дисплея, несущие информацию. Используется клей B7000, плёнка LOMOND для струйной печати. Трафарет необходимо инвертировать. Результат:

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

Кстати говоря, можно поменять два верхних слоя местами, таким образом, мы получим голубые фигуры на белой плёнке. Однако, использованный мною вариант практичнее - свет заметен и при хорошем освещении, и при плохом. Кстати говоря, при ночном освещении он создаёт некий завораживающий эффект от расходящегося света. Камера не передаст его, но вы можете повторить опыт и убедиться в этом сами.

Делаем клон игры "Ну, погоди!". Часть 1. Дисплей своими руками Самоделки, Электроника, Техника, Игры, Ну погоди!, Разработка, Длиннопост

Изображение волка пришлось заменить на векторную фигуру, чтобы не нарушать товарный знак.
В оригинале было два "полуволка" и четыре корзины с руками, которые управлялись примитивным алгоритмом.

Кстати говоря, оригинальная "Ну, погоди" от Электроники уже является копией японских разработок. Более того, есть версия, что в СССР даже не успевали изготовить копию контроллера игры, поэтому маркировку японских микросхем затирали или замазывали смолой.

Контроллер и саму игру мы реализуем в следующей части поста. Пока мне нужно возвращаться к работе, чтобы кормить семью, но в свободное время обязательно будет 2 и 3 часть поста.

Всем спасибо! С вами был Kekovsky. Писал и изготавливал специально для pikabu.ru
При копировании материалов ссылка на автора (меня) обязательна.

Лига Разработчиков Видеоигр

6.8K поста22.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

ОБЩИЕ ПРАВИЛА:

- Уважайте чужой труд и используйте конструктивную критику

- Не занимайтесь саморекламой, пишите качественные и интересные посты

- Никакой политики


СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

- Посты о Вашей игре с историей её разработки и описанием полученного опыта

- Обучающие материалы, туториалы

- Интервью с опытными разработчиками

- Анонсы бесплатных мероприятий для разработчиков и истории их посещения;
- Ваши работы, если Вы художник/композитор и хотите поделиться ими на безвозмездной основе

НЕ СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

- Посты, содержащие только вопрос или просьбу помочь
- Посты, содержащие только идею игры

- Посты, единственная цель которых - набор команды для разработки игры

- Посты, не относящиеся к тематике сообщества

Подобные посты по решению администрации могут быть перемещены из сообщества в общую ленту.

ЗАПРЕЩЕНО:

- Публиковать бессодержательные посты с рекламой Вашего проекта (см. следующий пункт), а также все прочие посты, содержащие рекламу/рекламные интеграции

- Выдавать чужой труд за свой

Подобные посты будут перемещены из сообщества в общую ленту, а их авторы по решению администрации могут быть внесены в игнор-лист сообщества.


О РАЗМЕЩЕНИИ ССЫЛОК:

Ссылка на сторонний ресурс, связанный с игрой, допускается только при следующих условиях:

- Пост должен быть содержательным и интересным для пользователей, нести пользу для сообщества

- Ссылка должна размещаться непосредственно в начале или конце поста и только один раз

- Cсылка размещается в формате: "Страница игры в Steam: URL"