Декриминализация экономики: существует ли панацея для белорусского бизнеса?

Готовность отечественных бизнес-структур ассигновать в собственную безопасность по-прежнему велика. Однако, противодействие коррупционной практике зачастую может идти вразрез с интеграцией экономических процессов в реальность. Можно ли ожидать финансовой отдачи от антикоррупционных проектов? Об этом – в беседе с руководителем Агентства безопасности бизнеса (группы компаний ABBIZ) Виктором ЧЕРЕВАШКО.

Декриминализация экономики: существует ли панацея для белорусского бизнеса? Закон, Право, Бизнес, Длиннопост, Банкротство, Налоги, Судебные приставы, Адвокат

Виктор Черевашко

Предпринимательство в нашей стране нацелено на получение инвестиций,  что позволяет создавать для специалистов дополнительные рабочие места. При этом, интенсификация конкуренции за человеческий капитал, особенно в сфере ИТ-технологий и технологий IV промышленной революции влечет за собой имущественные и личные риски для инвесторов.

  • Какие меры предпринимает бизнес-сообщество для поддержания необходимого антикоррупционного климата?

Декриминализация экономической деятельности  требует прекращения  практики разорения производителей товаров и услуг посредством штрафов, конфискационных мер и неплатежей. При этом, само понятие «Лжепредпринимательство» в нашей стране подвергается значительной критике. Правоприменительная практика понятия «незаконная предпринимательская деятельность» и «субсидиарная ответственность» вылилась в формирование серьезного барьера для модернизации страны и развития собственного предпринимательского капитала. Однако в условиях раскрепощения предпринимательской среды, отечественный бизнес может рассчитывать на то, что в ближайшие годы формирование и управление производством товаров и услуг будет значительно более выгодным и дешевым, нежели у конкурентов.

  • Либерализация экономики как фактор раскрепощения конкурентной среды требует диалога бизнеса и власти. Насколько готово бизнес-сообщество к подобному взаимодействию?

Правительству и бизнесу требуется взаимное уважение с перспективой долгосрочного партнерства, чтобы специалисты могли решать собственные производственные задачи, а также отвечать на актуальные вызовы рынка труда с последующим его реформированием.

Президент Беларуси на встрече с представителями бизнес-сообщества назвал себя омбудсменом национального бизнеса. В новом составе заработал не только Совет по развитию предпринимательства, но и координационная комиссия с независимыми экспертами и правительством в разработке Стратегии развития предпринимательства Беларуси до 2030 года.

Подобный формат диалога позволяет стабилизировать финансовый микроклимат в стране, активизировать партнерство в сфере управления. При этом, многие специалисты рискуют натолкнуться на укоренившиеся уже негативные правоприменительные практики.  Наиболее острые проблемы возникают в связи с дискриминацией частного бизнеса: попадание в ловушку профессиональной конкуренции грозит эмоциональным выгоранием и глубоким разочарованием с последующим отказом сотен тысяч людей от занятия предпринимательской деятельностью. Это - одна из наиболее значимых причин снижения уровня предпринимательства.

Криминализация бизнеса: как преодолеть экономический ступор?

Внутренние локомотивы долгосрочного роста могут быть  государственными или частными, богатыми или скудными – это подтверждает существующий курс отечественной экономики на снижение регуляторной нагрузки на бизнес. Однако ни государственное регулирование, и снижение порога вхождения в бизнес-процессы не позволяет решать ключевые проблемы  предпринимательства.

Пониженный уровень доверия к власти, к существующему производителю товаров или услуг совокупно с повышенным дефицитом культуры профессионального риска влечет за собой снижение уровня адаптации профессионального сообщества к бизнес-рискам. Это обусловлено слабым пониманием обществом сути института частной собственности, - отметил Виктор Черевашко.  Государство регламентирует,  формирует и контролирует каждый этап коммерческой деятельности производителей товаров и услуг. При этом, повышается рыночная конкурентоспособность в условиях полноценной экономической свободы, что позволяет стабилизировать систему ценообразования и управления издержками.

  • - Отвечают ли нормы современного законодательства существующим экономическим реалиям?

    Белорусское законодательство противоречиво, при этом достаточно запутано и сложно. Законы, указы и декреты с постановлениями могут основываться на субъективной интеграции таких понятий, как обоснованность затрат, обоснованность повышения цен, а также виновные/умышленные действия («принятие необходимых мер по надлежащей организации деятельности»), «доходы, полученные преступным путем», «вред государственным или общественным интересам». Слово и мнение контролера/инспектора, представителя органов государственного управления при этом являются основой для финансового регулирования коммерческих организаций.

  • Как может повлиять на развитие бизнеса заведение на его владельца уголовного дела?

Ошибки самих органов госуправления, противоречия их профессиональных интересов выливаются в нарушение прав собственности инвесторов и возбуждение против них уголовных дел. Случаи заключения под стражу руководителей или учредителей коммерческих организаций по факту нарушения законодательства, регулирующего коммерческую деятельность, могут наносить серьезный финансовый ущерб экономической устойчивости предприятий,  а также  вред нематериальным активам (репутация, бренд, социальный капитал, бизнес-связи).

  • Какова роль органов государственного управления в общей структуре факторов криминализации экономики нашей страны?

Органы государственного управления собственными действиями способны заменить рыночные механизмы и инструменты предотвращения рисков.  Основой кампании по декриминализации экономической деятельности является организация равноправного диалога общества, бизнеса и власти. При этом, необходима  информационная работа по разъяснению властям и обществу сути предпринимательской деятельности, механизмов управления рисками, влияния современных технологий и бизнес-моделей на рынок труда. Важно стимулировать применение методик регуляторного воздействия, с позиции стратегической цели Республики Беларусь – обеспечение быстрого, долгосрочного, инклюзивного экономического роста.