675
Лига историков

Dagen H - как перейти на правосторонее движение, если ты швед

Вообще Dagen по-шведски - это день, а H - сокращение от Högertrafikomläggningen (господи, спасибо, что это не подкаст и мне не надо это произносить). Грубо говоря, это значит день перехода на правостороннее движение, вот.


Случился он 3 сентября аж 1967 года, то есть достаточно поздно. К тому моменту, цитируя Колю Сулиму, "в списке стран, по-прежнему использующих левостороннее движение, из развитых остались только Великобритания, Япония и Австралийское Содружество. Остаток списка похож на цитату из пиратских романов Рафаэля Сабатини".

Dagen H - как перейти на правосторонее движение, если ты швед Cat_Cat, История, Текст, Швеция, Дорога, Правостороннее движение, Длиннопост

Смена сторон была логична и закономерна. Во-первых, все соседи шведов ездили справа, как белые люди, что создавало немало проблем на границе, особенно на протяжённой границе с Норвегией.


Во-вторых, почти все чудеса шведского автопрома, а именно вольво и саабы, и импортные машины, продавались леворульными. То есть они ездили на "правильных" машинах, но по "неправильной" стороне. Это вызывало проблемы с обзором при обгоне, а также ДТП при встречных разъездах. А шведы повёрнуты на безопасности дорожного движения.


Надо сказать, граждане отнеслись к этой логичной и закономерной идее без особого энтузиазма и на референдуме в 1955 году дружно (83%) проголосовали против. Однако через 7 лет правительство решило, что поиграли в демократию - и ладненько, и всё равно начали планировать переход. Катализатором стало то, что количество машин росло, и с каждым годом провернуть такую штуку становилось всё сложнее. К тому моменту в Швеции было около полутора миллионов транспортных средств, и это число росло (сейчас около 4.5млн, если кому интересно).


Поэтому шведов начали грузить рекламой, как это чудесно и замечательно. Они даже написали песню "håll dig till höger, Svensson" (держи правее, Свенсон), а также клеили логотипы Dagen H на трусы и пакеты молока. Нормальный маркетинг, короче.


Работа была проделана колоссальная. Дорожники поставили новые знаки и светофоры, развёрнутые в нужную сторону, и нарисовали новую разметку. Всё это пока заклеили чёрным скотчем, чтобы не отвлекать водителей.


В день Н (точнее, в ночь Н) обычных водитей попросили не выезжать на дороги, сняли скотч, а в 4.50 все оставшиеся водители остановились и мееедленно переползли на другую сторону.

Dagen H - как перейти на правосторонее движение, если ты швед Cat_Cat, История, Текст, Швеция, Дорога, Правостороннее движение, Длиннопост

Основными проблемами были автобусы (у которых были двери с другой стороны), трамваи и съезды/заезды на трассы. Всё это пришлось переделывать. Поэтому в Швеции почти не осталось трамваев - их в большинстве городов заменили на автобусы. И по той же причине на некоторых развязках полосы разгона и торможения непривычно короткие.


Я ещё слышала, что водителям выдавали перчатки (правая - чёрная, левая - красная), чтобы напомнить, что надо держаться правой стороны. Это даже стало вопросом в ЧГК.


А что же статистика ДТП, спросите вы? Первые 6 недель была ниже, потом вернулась к прежним показателям. Зато согласитесь, в леворульном автомобиле проще обгонять людей слева.


Такая вот история.

Dagen H - как перейти на правосторонее движение, если ты швед Cat_Cat, История, Текст, Швеция, Дорога, Правостороннее движение, Длиннопост

P. S. После успешного успеха шведов такую же штуку провернул один из наших Nordic Brothers - Исландия, окончательно оставив Британию и Японию наедине с Кокосовыми островами.


Автор: Дарья Ревина.

Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_379905

Пост с навигацией по Коту


Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!

Лига историков

18.3K постов54K подписчика

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения