Что я знаю про детей и взрослых

Сразу скажу - я не детский психолог. А в этом посте (и в следующих, если они будут) я и вовсе не буду использовать никаких терминов. Итак, я - взрослый человек, который каждый день видит много детей и их родителей. Просто расскажу о том, что мне известно.

Часть 1. Воля.

Ребёнок - отдельный человек. Это значит, что он имеет свои желания, потребности, мнения, мысли - полноценное внутреннее содержание. Это содержание не является продолжением взрослого и не зависит от него напрямую. Но есть одна проблема, о которую ломается куча копий - воля.

Воля ребёнка пока недостаточно развита и устойчива, поэтому от родителя требуется в сложные для ребёнка моменты одолжить ему часть своей. Например, для выполнения домашнего задания.

Можно представить это так. Ребёнок выбрал задачу - починить старый велосипед. Прочитал в интернете, как это делается, распечатал чертежи, понял, что куда. Но сначала велик надо отмыть (хранился он неправильно, что поделать). У ребёнка есть тряпочка и ведро. А у отца в гараже точно был Керхер. И в этот момент хороший и внимательный отец отпирает гараж и выносит ему Керхер, чтоб было быстрее. А потом убирает обратно в гараж.

То же самое происходит, когда родитель сажает ребёнка за домашку. Ребёнок уже обладает всеми нужными инструментами, чтобы выполнить задание (об этом позаботился учитель). Не хватает только воли. В этот момент родитель в какой-то форме (например, "Сначала уроки, потом мультики") настаивает на выполнении задачи. Ребёнок, используя волю родителя, принимается за дело. А решает задачки он уже сам, используя собственный набор инструментов.

Некоторые родители забывают забрать волю обратно после выполнения задачи. Керхер не возвращается в гараж, а валяется под ногами, все об него спотыкаются.

Родитель с домашкой в этот момент продолжает чувствовать недовольство, как будто задача всё ещё не решена, и принуждает ребёнка делать что-то ещё. "Вымой посуду, раз уж уроки делал кое-как" (=потратил больше моего времени и сил, чем я рассчитывал, компенсируй это). Ребёнок обижается, потому что задача и так была сложной, а тут возникают всё новые. И понимает, что на самом деле надо не решить домашку по математике, а порадовать родителя. Тогда он начинает списывать и прятать двойки.

Зато, если сразу вернуть Керхер в гараж, будет так:

Ребёнок сделал домашку, но это заняло больше времени, чем он рассчитывал. Он расстроен, но справился. Родитель тоже не рассчитывал на такое долгое время. Родитель говорит "Фух, сегодня долго было. Устал? И я тоже. Пойдём чаю попьём с печеньками?". За чаем родитель спрашивает про ребят в школе, и что сегодня было на футболе\кружке по робототехнике\турклубе\вышивании\кулинарном классе. Роли переключаются, родитель и ребёнок возвращаются в свои обычные состояния. Теперь можно вместе помыть посуду.

Психология | Psychology

20K постов59.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.