Что творится по ту сторону прилавка в книжном магазине 2. Возвращение

Всем привет, меня всё ещё зовут Алиса, и я всё ещё продаван в книжном магазине.
У меня еще осталась парочка часто задаваемых неосвещенных вопросов, думаю, без лишнего трёпа перейду сразу к делу.
-Что делать, если просят рассказать о книге, которую ты не читал?
Варианта два: честно сознаться или включить фантазию и свою болталку. По правде говоря, я пользуюсь обоими вариантами...
Было у меня два случая.

Однажды пришел парень моей возрастной категории и попросил проконсультировать его по поводу Стивена Кинга и ужасов-триллеров в принципе. Я же такую литературу не читаю по своим причинам. Я ему так и сказала: "Молодой человек, прошу прощения, читала одну книгу, я вам тут не советчик. Зато вон та девушка, которая разбирает мангу, прочла всего Кинга вдоль и поперек, лучше обратитесь к ней". Я уже говорила, что у нас зарплата от продаж не зависит, поэтому я не пытаюсь всучить людям что-то непонятное, что они потом оставят пылиться дома на полке(хотя не знаю, как бы я вела себя в противоположной ситуации. Наверное, так же).
С моей сменщицей они болтали про Кинга добрых полчаса, человек ушел довольный с парой-тройкой книг.
Но была и другая ситуация...
Спросили у меня про книгу "Атлант расправил плечи". Я ее знаю только с восторженных отзывов брата и комментариев мамы.
Как сейчас помню, пришла девушка лет 25, попросила показать, где стоит эта книга, а потом еще и спросила, стоит ли ее брать. Я не растерялась(хотя, наверное, наоборот растерялась) и стала ей пересказывать, что слышала от брата и мамы, в конце приправила бодрым "если бы мне отшибло память, я бы первым делом перечитала эту книгу".
Но из магазина эта дама вышла с пустыми руками, а я вздохнула с облегчением.
Каюсь, растерялась, делать так больше не буду. Постараюсь.
-В скольких экземплярах у вас продаются книги?
Здесь нет ничего необычного: популярные книги нам возят десятками каждый привоз(он раз в неделю), менее популярные в 1-2 экземплярах. Но бывает, что привезут, что-нибудь в количестве 30 штук, а ты потом бегаешь по залу и пытаешься куда-то это приткнуть...
Пару привозов назад нам пришла книга "1984". Мягкая обложка, 20 с чем-то штук... На полке ни сзади, ни спереди места уже нет - всё и так занято другими книгами, да ещё и эта самая "1984" есть в наличии штук пять. Ох, пришлось же мне тогда попотеть...
Но на этом история не закончилась. Та же "1984" была привезена нам и в твердой обложке. В количестве 15 штук. Я не растерялась, всё красиво распихала, но зачем было столько нам отправлять, так и не поняла(я бы не сказала, что "1984" пользуется большим спросом именно в нашем магазине).

-Насколько хорошо нужно знать литературу?
Экспертом в сочинениях быть, безусловно, не нужно, но разбираться в том, что ты продаешь, не помешало бы. Очень.
Представьте, рабочий день, сначала вас попросили проконсультировать по манге, потом спросили, какая была последняя книга у Акунина, затем попросили посоветовать приключения для мальчика 9 лет. Ну как же тут без знания литературы?
Признаюсь честно, когда я только пришла, я думала, что разбираюсь в литературе. Читать я любила, читала всегда разное(правда, с памятью у меня проблемы, поэтому перечитывала по 3-4 раза книги, как в первый)... После недели работы я поняла, что ситуация не такая радужная, и нужно как-то её исправлять. Стала вдаваться в подробности, мониторить новинки, читать к ним аннотации... В принципе, дело пошло.
Поэтому да, если вы работаете в книжном, хорошо знать литературу не помешает. Хоть это все и субъективщина, ведь на вкус и цвет все фломастеры разные, верно? Приятно обратиться к человеку, который может где-то подсказать похожую книгу, если нужной нет в наличии, где-то немного рассказать сюжет, а где-то просто рассказать свои впечатления о книге. То есть, приятно обратиться к консультанту, который действительно консультирует, а не говорит, что у нас все книги интересные.
Ах, да, забыла рассказать про трюк. Если мы ну никак не знаем, что посоветовать человеку, например, из детективов, просто говорим ему, что берут остальные люди. Например, у нас хорошо разлетается Свечин. У нас даже есть постоянные покупатели, которые приходят именно за Свечиным и ни за кем другим. Бывают ситуации, когда люди хотят кому-то, любящему детективы, подарить что-то из этой серии, но что этот человек конкретно читал/читает, сказать не могут, нам приходит на помощь коронное "берите Свечина, не ошибётесь".
Идея не моя(мне даже не приходилось это использовать), это мне подсказали старожилы нашего книжного. Если в комментариях поделитесь мнением о Свечине и детективах в общем, буду премного благодарна, так как из детективов я читала только Шерлока Холмса и пару книг Агаты Кристи.
-Как вести себя, когда народ бушует, а сменщик ушёл на обед?
Да, такое тоже бывало. Однажды стою на кассе, у меня очередь, одновременно звонит телефон, просят показать книги из шкафа под замком(подарочные издания), хотят, чтоб я нашла какую-то книгу по базе...
Я была еще зеленым продаваном, поэтому билась в панических конвульсиях. И звала на помощь администратора. Когда мы разобрались со всей этой вакханалией, мне объяснили, что сначала я быстро пробиваю всё на кассе, телефон игнорирую(отвечаю только тогда, когда нет людей), показываю, где можно поискать нужную книгу, а потом иду к стеклянному шкафу с подарочными изданиями. Со временем у меня появился опыт работы в подобных стрессовых ситуациях(тем более после работы одной левой рукой), так что я раскидываю все очереди на раз-два.
Сейчас у меня тоже бывает, что в одну секунду от меня хотят консультацию по ручкам Паркер, потом чтобы я провела людей к учебной литературе(противоположный конец зала, но не все находят), подсказала по какой-то книге... Часто происходит именно во время перерывов. Но я уже проработала три месяца и кое-что узнала - много книг помню по наличию и без базы, где что лежит, выучила. Телефон игнорирую.
Поэтому, если подытожить: не теряться, что-то перекинуть администратору, который всегда сидит в подсобке, ну и, конечно, изучать ассортимент. Ведь если ты как рыба в воде плаваешь среди полок, стрессовые ситуации становятся менее стрессовыми.

-Что бесит в работе?
Я долго думала, посвятить этому отдельный пост или написать в часто задаваемых вопросах... В итоге поняла, что особо в работе ничего не бесит, так, только парочка моментов. Поэтому представляю вашему вниманию топ вещей, которые бесят продавца-консультанта в книжном магазине.
1. Когда в привозе оказывается миллион ручек вместо книг или других вещей, которые у нас постоянно спрашивают.
Мы только-только разгребли витрину на кассе - ведь почти все ручки у нас находятся тут - и в привозе нам присылают столько же ручек! Камеры у нас стоят, просматриваются. Кассу видно. Миллион ручек видно. Зачем же нам ещё? Куда нам всё это добро ставить? А ведь ещё присылают ручки, которые плохо разбираются и стоят потом по сто лет... И ты стоишь, делаешь ценники на каждую упаковку ручек, которых там целая коробка. Но что поделать, такова наша участь.
2. Когда люди занимают проход.
Конкретизирую: именно когда они встают посреди прохода и очень долго что-то рассматривают. Они мешают другим людям, они мешают мне, когда я бегаю ищу книгу или занимаюсь привозом/возвратом/переоценкой. Не понимаю, разве сложно встать поближе к полке, хотя бы на полметра, чтоб мне потом не пришлось их распихивать, когда я несусь за какой-то книгой? Ведь это неприятно и им, и нам.
По себе я человек неуклюжий. Очень неуклюжий. Если бы за это выдавали какую-нибудь премию года, у меня таких было бы 20.
Это я к чему. К тому, что я могу по неосторожности врезаться в стойку/стеллаж/шкаф, пробираясь через человека, который стоит ровно посередине прохода. Это очень больно!
Однажды, когда я работала со сломанной рукой, мне пришлось уйти домой, потому что я сильно ушибла левую руку о какую-то стойку, и стало просто-напросто нечем работать!
Поэтому, люди, пожалуйста, не нужно загораживать дорогу, встаньте чуть ближе к полке, с которой вы взяли книгу, это же не так сложно. А мне меньше травм.
3. Мамы и папы с детьми.
Я до последнего не хотела включать этот пункт в список того, что меня бесит, но после последней смены перед больничным...
Для начала небольшая ремарка: я не чайлдфри, я не называю детей личинками, я вообще только люблю детей. Тут я буду говорить о родителях, которые не следят за своими детьми.
Очередной привоз. Я бегаю как угорелая, растаскиваю книги, ежедневники, ручки, ну, всё, что там пришло. Краем глаза замечаю, что по залу носятся дети. До этого у меня не было ситуаций, где дети крушили магазин, поэтому внимания я не обратила и стала дальше заниматься привозом. Но потом...
После привоза я пошла прибирать зал. Нашла распечатанные игрушки, порванные книги, много других позиций в совершенно неожиданных местах, лист с наклейками без одной наклейки. Понесла все это добро администратору, а дальше нам влетело от руководства сверху.
Да, я была в зале, я должна была следить за этим, каюсь, виновата. Хорошо хоть меня не заставили платить за всё это.
Но привоз и надежда на адекватность родителей...

Теперь знаю, что нужно быть внимательнее с такими покупателями и лишний раз бросить взля на детей. Горький, но всё же опыт.
4. Борцы за права.
Как все мы знаем, сейчас пандемия.
В нашем крае ограничения НЕ сняты, то есть масочный режим всё ещё актуален.
Но развелось много привитых людей, людей с антителами, людей, которым просто лень закрыться.
Неважно, я обращаюсь ко всем.
Это придумала не я. Мне, как и вам, не нравится носить маску(все 12 часов работы я в маске, кондиционера у нас нет, на дворе июнь). Я сама переболела ковидом. Да, переболела, тяжело переболела. Антитела у меня есть.
Я с вами согласна, что это всё бесполезно(нас заставляют требовать маску только на кассе), бессмысленно и не нужно. Вы призываете меня бороться за свои права.
Допустим, я пойду устрою митинг возле главного магазина, начну требовать... не знаю, чего, но требовать.
Вы думаете, что я добьюсь какой-то свободы? Отстою свои права?
Нет. Они просто найдут другого человека, который не будет вякать.
И всё.
Люди, повторюсь, я на вашей стороне. Я тоже переболела. Мне тоже не нравится. Плюсом ко всему по медицинским показаниям нервничать мне нельзя. Но что я сделаю с тем, что сказано выше?
Пожалуйста, будьте терпимее. Я не заставляю вас покупать у нас маску на кассе, хотя бы прикройтесь воротником. Штраф за все это платить мне, а зарплата и так оставляет желать лучшего. Да, надо мной камера, которую я показываю особо интересующимся.
Прошу вас. Не разыгрывайте спектакль.

На этой грустной ноте я, пожалуй, закончу. Если у вас остались какие-то вопросы, пишите, всё обсудим в комментариях. А пока... всем пока.