39

Что такое композиция художественного произведения, и зачем она нужна?

Как построить художественный текст, чтобы его было приятно и интересно читать? Как подать его таким образом, чтобы передать точную картину? На эти вопросы дает ответ композиция художественного произведения.

Что такое композиция художественного произведения, и зачем она нужна? Писательство, Интересное, Полезное, Текст, Длиннопост, Композиция, Теория

Так что же такое композиция? Изначально термин произошел от латинского componere – строить, складывать, оформлять.В современном литературном творчестве он имеет, скорее, значения организации, плана, компоновки текста. Использование совокупности композиционных приемов и средств, помогающих воспринимать произведение как единое целое, как симфонию, чтобы ничто не вырывалось за пределы его, становясь чужеродной материей.


Основой композиции является упорядоченность и непротиворечивость мира, изображаемого писателем в произведении, его структура. Но еще важнее способ подачи, использование точных слов, акцентов. Таким образом, композиция помогает нам организовать представление мира, его событий и сцен в произведении таким образом, который максимально будет соответствовать задумке автора, вызывая созвучную реакцию читателя.


Существует несколько приемов выразительности, позволяющих добиться нужного эффекта, которые используются зачастую совместно, заставляя текст «звучать».


ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ КОМПОЗИЦИИ


1) Повторы и вариации

2) Мотив

3) Детализация, обобщение, умолчания

4) Субъективная точка зрения (взгляд со стороны героя)

5) Сопоставления и противопоставления

6) Монтажный метод

7) Временная организация текста


Рассмотрим подробнее каждый прием.


Повторы (полуповторы), вариации и дополняющие, уточняющие напоминания об уже сказанном служат для выделения и акцентирования наиболее важных моментов в ткани повествования (не путать с тавтологией!).


Изначально повторы пришли к нам из дописьменных народных культур. Это давало особую ритмическую организацию, позволяющую запомнить большее количество информации без потери смысла. Кроме того, повторы и их вариации, с одной стороны, помогали обратить внимание слушателей на важные части повествования. С другой – просто развлечь, давая необходимую паузу между информационными участками текста. До сих пор прием повсеместно используется в стихах, песнях, музыке, изобразительном искусстве.


Одним из примеров буквальных повторов может служить стихотворение Константина Симонова, где повторяющееся слово усиливает смысл произведения, передает настроение автора:


Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


Пример небуквальных повторов можно встретить у Пушкина в «Сказке о царе Салтане». Они появляются в нескольких эпизодах с разными вариациями, давая живую картинку: «Ветер на море гуляет/И кораблик подгоняет»; «Ветер весело шумит,/Судно весело бежит»; «Глядь – поверх текучих вод/Лебедь белая плывет». Или даже развлекая читателя – в рассказе о чудесах острова князя Гвидона, когда изначальные описания начинают обрастать новыми подробностями.


В прозе повторы используются для выделения значимости чего-либо или указания на постоянство какого-то явления, что задает ритм произведению. Они как выделение курсивом показывают читателю, что эти слова важны, на них стоит обратить внимание.


Например, в «Одиссее» Гомера мы можем встретить строки: «Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос», как описание восхода в течение всего повествования, дает читателю возможность опоры на некие временные рамки, задает отсчет времени.


Из отечественной классики пример повторов с вариациями мы можем встретить в описаниях у Л.Н. Толстого в «Войне и мире». Постоянно говорит он о лучистых глазах княжны Марьи, о неуклюжести Пьера Безухова.


Из современной литературы такой же прием мы видим в цикле про «Гарри Поттера», где на протяжении всех почти книг упоминается, что он похож на отца, а глаза у него мамины.



Подробное описание других приемов композиции будет в следующих постах.

Найдены возможные дубликаты

+3
Спасибо
-5

Мало лишь какие слова подойдут сюда для описания. зачем это тут нужно

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
+2

действительно, зачем начинающим писателям из Лиги Писателей знать основы, пусть лучше донцову косплеят, правда?

раскрыть ветку 1
-1

Ну наконец-то бред какой-то подъехал

ещё комментарии