Что нужно делать, если вы стали пострадавшей стороной в ДТП. Личный опыт

Категорически всех приветствую, нужно было сделать "Ответ на пост", но я не ожидал, что под комментарием будет такое обсуждение.
Вот ссылка на пост, в котором началось обсуждение: Ответ на пост «Зачем я плачу за ОСАГО, если всё равно остаюсь беззащитной?!»
Вот ссылка на мой комментарий в этом обсуждении: #comment_309315518

Итак. Это мой личный опыт, я буду описывать исключительно тот путь, через который прошел я. У вас может что-то пойти иначе, к сожалению, я могу описать лишь свои действия после ДТП о том, как я получил выплату без учета износа. Поехали.
В прошлом году я попал в ДТП не по своей вине, бывает. Второй участник сразу признал вину, поэтому все оформление прошло легко и быстро (с момента дтп, до момента, как все закончилось и я поехал домой прошло в районе часа). ОСАГО штука жестко регламентированная сроками, поэтому очень важно, чтобы мячик был как можно меньше на вашей стороне. При первой же возможности я забрал постановление о ДТП отделения ГАИ (или ГИБДД, или МРЭО, не помню точно, как называлось то отделение, но не суть). Взял документы и поехал отвозить их в страховую компанию (дальше - ск).

Очень благодарю своего друга юриста, который подсказал, как настоять на правильном оформлении документов в ск. При заполнении заявления меня подталкивали к тому, чтобы я поставил галочку напротив "согласен на выплату деньгами". Убеждали, что нет сервисов, которые будут ремонтировать, что выплата деньгами быстрее и прочее прочее. Не ведитесь на это. Вам НЕОБХОДИМО поставить галочку напротив "Хочу восстановительный ремонт". Там еще будет строка с адресом сервиса, можете спросить у работника ск этот адрес. Все остальные пункты вам заполнять не нужно. Только один. Есть вариант, что в самом заявлении машинным способом(отпечатана на принтере по умолчанию) будет проставлена галочка напротив пункта "Согласен на выплату возмещения деньгами" - смело зачеркивайте прям ручкой и пишите внизу "не согласен с пунктом таким-то" напротив этой пометке работник ск должен поставить свою визу. Заявление подписано, вам должны отдать копии ВСЕХ бумажек, которые остаются в ск. Это тоже важный момент, не упустите его.

В течение 5 дней (кажется рабочих) к вам должен приехать человек на осмотр автомобиля. Не вздумайте отказывать ему во встрече. Нужно - отпроситесь с работы, обычно они приезжают вовремя, но допускается перенос встреч. У меня он отказывался давать мне копию осмотра со словами "вам все пришлют на почту". Я ссыкун, паникер и истеричка, поэтому удалось уговорить его, чтобы я сделал фотку этих бумажек (не пригодились, но пусть лучше будут). Мне еще пришла смс, что для решения по моему случаю, нужно предоставить банковские реквизиты, а пока я их не предоставил, срок рассмотрения откладывается по моей вине. Тут как бы можно начать уже на этом этапе выеживаться, мол в списке необходимых документов такого нет, поэтому не буду отправлять. Лично я не стал - тупо закинул ответным письмом банковские реквизиты. Как будете делать вы - дело ваше.

От даты осмотра пляшут сроки решения по страховому случаю. Через пару дней мне пришло на почту письмо с калькуляцией стоимости ремонта, а следом - мне пришел ответ от ск, где русским по белому было "К сожалению, сервисов, которые подходят под требования для восстановительного ремонта, нет. Восстановительный ремонт заменен на выплату страхового возмещения. В связи с этим выплата будет произведена по банковским реквизитам, которые вы прислали ранее". В калькуляции будет указан список деталей для ремонта/замены, а также расчет стоимости ремонта. Будет два числа - с учетом износа и без. Естественно вам будут пытаться выплатить с учетом стоимости ремонта. К этому времени я бы посоветовал уже составить претензию (шаблон претензии приложу в конце поста).

А тут начинается самое интересное. Как я понял, все крутится вокруг Статьи 12, пункт 16, подпункт Ж. Там юридическим по белому (русским называть этот текст у меня не поворачивается язык, мне прям помогали понять, что там написано) "Возможна выплата с ПИСЬМЕННОГО согласия ск и пострадавшего (выгодоприобретателя). Т.е. если вы такое согласие не давали, то это является прямым нарушением ваших законных прав.
Берете претензию и отправляете ее в ск любым удобным для вас способом: прям в офис ск привозите, сотрудник ск должен поставить печать о том, что претензия принята и копию отдать вам(ЭТО ТОЖЕ ОЧ ВАЖНО); заказным письмом с уведомлением и описью (не просто в конверт, а чтобы была опись и уведомление о получении, тоже оч важный момент), по электронной почте ( я звонил в ск, мне прислали адрес, куда отправить нужно).
Ну и ждете. Регламент вроде 30 календарных дней на ответ. Просто чильте :) В указанный интервал ск должна вам прислать ответ. Мне прислали "сорян, вы правы, вот вам деньги без учета износа". Прошло 2 рабочих дня и денежка без учета износа упала на карту.

Внимание! На любом из пунктов у вас может что то пойти не так, как у меня. Соответственно и шаги, которые нужно будет совершать, у вас могут отличаться от моих. Но у меня два ДТП прошли по плюс-минус одному сценарию. Я очень надеюсь, что вы никогда не попадете в ДТП, и вам не придется сталкиваться с такими вещами.
Постараюсь ответить в комментариях, если вдруг что-то непонятно

Шаблон претензии:

Название страховой компании

Адрес ск

ИНН ск

ОГРН ск


Ваше ФИО

Ваш Адрес

Конт. тел.:

ОСАГО №***********

Страховой случай №**************

ПРЕТЕНЗИЯ

такого то числа я, ФИО, приобрел полис ОСАГО №****, срок действия ****

01.01.2024 наступил страховой случай - я двигался на а/м марки ** с гос. номером ** попал в ДТП, где был признан потерпевшей стороной

05.01.2024 В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту – «ФЗ об ОСАГО») были поданы документы для регистрации страхового случая. Согласно п. 15 ст. 12 ФЗ об ОСАГО был выбран вариант организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства.

10.01.2024 транспортное средство марки ** гос. номер** было предоставлено на осмотр для проведения экспертизы

11.01.2024 было получено уведомление от **, что "Страховая компания" не имеет возможности осуществить страховое возмещение путем выдачи направления на станцию технического обслуживания (далее – СТОА) в связи с тем, что у Вас отсутствуют договорные отношения со СТОА, отвечающими критериям организации восстановительного ремонта моего транспортного средства, а также отсутствуют иные СТОА, имеющие возможность осуществить ремонт моего транспортного средства. В связи с этим Вами выбрано осуществление страхового возмещения в форме страховой выплаты

15.01.2024 денежные средства в размере СКОКА ТО ДЕНЕГ (СКОКА ТО ДЕНЕГ ПРОПИСЬЮ) руб. 00 коп. поступили на мой банковский счет. Размер выплаты соответствует калькуляции No ******* по определению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства *******, VIN **********


Вами была произведена выплата страхового возмещения путем перевода денежных средств на банковский счет, однако, я, Иванов Петр Сидорович, письменного согласия не давал. Следовательно ваши действия являются нарушением пп. ж. п. 16 ст. 12 ФЗ об ОСАГО.


Согласно абз. 3 ст. 15.1. ФЗ об ОСАГО при проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (узлов, деталей)

На основе указанного выше

ТРЕБУЮ:


Выплатить страховое возмещение без учета износа, а именно – доплатить разницу между осуществленной выплатой "скок ск заплатила" (тоже число прописью) руб. 00 коп. и стоимостью восстановительного ремонта без учета износа "берем число из калькуляции" (прописью) рублей 00 коп. в сумме ****** (Прописью) руб. 00 коп.

Направить копию ответа на адрес электронной почты ***********.ком

В случае неисполнения данных требований, буду вынужден обратиться за защитой нарушенных прав к финансовому уполномоченному и, при необходимости, в суд. При этом, помимо страхового возмещения, я потребую возмещения расходов на оплату услуг юриста.

Дата, подпись, расшифровка