Что будет, если свести вместе трёх людей, что считают себя Иисусом
Многие люди несведущие считают, что если человек думает, что является кем-либо еще, то он бегает (ходит, ползает) по мрачным коридорам заведений психбольниц с криками «Знайте все! Я – Наполеон Бонапарт!». Обычно пациенты не твердят о своем альтер-эго постоянно, однако, могут упомянуть о нем, например, во время знакомства.
В далеком уже 1959 году ямериканскому дохтуру-психолуху Милтону Рокичу пришла в голову мысль – а что если свести в одном месте трех человек, считающими себя сыновьями божьими Иисусами Христами? Может, они смогут взаимоизлечить друг друга?
Для воплощения внезапной мысли Рокич получил грант и приступил к поиску Иисусов. В итоге он их получил – в его клинику в Ипсиланти привезли троих пациентов, страдающих шизофренией: Клайда Бенсона, Джозефа Кэссела и Леона Габора.
Леон – дитя семьи фанатиков религии. После службы в армии он вернулся домой к матери и к тридцати двум годам поехал крышей. Голоса в голове уверяли его, что он Иисус Христос. Он был тихим и спокойным, пока однажды голоса не нашептали ему, что надо поклоняться Иисусу (ему самому то есть), а не символам (что в принципе, верно, но…). Леона застали за уничтожением крестов в доме, после чего отправили на принудительное лечение.
Джозеф более 20 лет наблюдался врачами, был кротким и спокойным, был женат и имел двоих детей. В клинику попал из-за начавшейся паранойи – считал, что все его хотят отравить. Уже в больнице Кэссел начал считать себя сыном божьим.
Клайд Бенсон поехал крышей в тюрьме, куда попал из-за алкоголизма, вызванного отказом дочери общаться с ним. В 24 года у Клайда погибли жена и родители.
Рокич постарался устроить жизнь «Иисусов» так, чтобы они проводили вместе как можно больше времени. Их положили в одну палату, сажали вместе в столовой, и даже в прачечной мужчины работали бок о бок. Также доктор и его ассистенты постоянно проводили для Клайда, Джозефа и Леона общие сессии и следили за их поведением в течение дня.
Однако, сразу все пошло не так. На первой же встрече «Иисусы» поругались. Каждый пытался доказать, что именно он – настоящий, а остальные – выдумщики и самозванцы. Причем, если Джозеф и Клайд ругались, разбрызгивая слюну и поносили друг друга всякими нехорошими словами, то Леон заныкался в угол и с ужасом наблюдал за этим. После завершения встречи он назвал это «психологической пыткой». . Когда Габор очутился в клинике, он показал свою рукописную визитную карточку, на которой можно было прочитать: «Доктор Домино Доминорум и Рекс Рексарум, Доктор Симплис Кристиан Пуэр Менталис, реинкарнация Иисуса из Назарета». Несколько месяцев спустя, в январе 1960 года, Леон изменил свое имя, теперь его визитная карточка гласила: «Доктор Праведный Идеал Дунг Сэр Симплис Кристиан Пуэр Ментал Док».
Доктора Рокича такое начало не остановило – он продолжил устраивать общие встречи. Во время них все проходило мирно, пока доктор вел беседу с пациентами на темы детства, увлечений, любимой едой и даже политики. Но стоило Милтону поднять тему религии – и понеслось… Бывали даже драки. Как-то Леон заявил, что Адам был чернокожим – ему тут же прилетело по лицу от Клайда.
Однако, скорее вопреки стараниям Рокича, отношения между мужчинами вскоре начали налаживаться. Они спокойно общались на бытовые темы и дружно замолкали, стоило только доктору заикнуться о Святой Троице. Они делились табаком, заступались друг за друга, когда над кем-то пытались насмехаться другие пациенты. Но никто из них не отказался от мысли, что он – Иисус. Все шло явно вразрез с планами доктора.
Рокич решил работать с каждым из пациентов отдельно.
Леон Габор был уверен, что за стенами клиники у него есть жена, которую он называл мадам Йети. Доктор начал присылать ему письма от ее имени. Самое первое Леон объявил подделкой и во время общения с Милтоном выглядел крайне подавленным, отказавшись объяснять причины своего настроения.
Рокича это не смутило – он продолжил писать письма от имени «супруги», постепенно добавляя в послания жаргонизмы, используемые Леоном в разговорах. Леон начал даже отвечать и слушаться советов воображаемой жены. Когда «мадам Йети» вложила в письмо доллар, мужчина расплакался. Однако, стоило «жене» написать, что Габор, не факт что Иисус, Леон сразу же прервал переписку.
Примечательно, что Леон весьма рационально обосновал свое нежелание дальше общаться с лже-женой. Он заявил, что письма наверняка пишет одна из пациенток клиники, которая хочет над ним посмеяться (а над Иисусами в клинике издевались постоянно), и он не собирается давать ей такой шанс.
Следующим шагом настырного доктора была попытка поставить Леона перед выбором между его бредовыми идеями и любовью. Для этого он пригласил в клинику новую сотрудницу – мисс Андерсон. Она окружила пациента вниманием, слушала Леона, смеялась над его шутками, обсуждала с ним прошедшие разговоры «Иисусов» с доктором, всячески поддерживала его.
Леон сначала было воспрянул духом, но вскоре его интерес угас. Он объявил, что мисс Андерсон подослали к нему, дабы склонить к измене жене. Он прервал общение со словами «Истина – моя подруга. Других друзей у меня нет».
На Клайда Рокич решил надавить авторитетом заведующего больницей. С его разрешения Милтон писал письма от имени заведующего, периодически вкладывая в них деньги, которые можно было потратить в магазинчике клиники. Клайд отвечал на них и явно проникся к другу по переписке симпатией. Но в какой-то момент Милтон от имени руководителя клиники назначил Бенсону якобы новый препарат (разумеется, плацебо), а когда лекарство давать перестали, Клайд прервал общение и отправил гневное послание президенту Кеннеди с требованием выпустить его, Клайда, из больницы.
Доктор Рокич завершил свой эксперимент спустя всего два года, в 1961. Добиться удалось ровно ничего. Судя по эмоциональному состоянию мужик, опыт не просто с треском провалился, но и причинил серьезный вред. В 1964 году Милтон издает книгу «Три Христа в Ипсиланти». Ее жестко раскритиковали за отношение к пациентам и обилие неэтичных манипуляций, к которым прибегал психолог.
Спустя целых двадцать лет Милтон Рокич признал, что был не прав. В эпилоге к переизданию своей книги 1984 года он написал: «Хотя мне не удалось избавить трех Иисусов от их бредовых заблуждений, они помогли мне успешно излечиться самому. Они заставили меня отказаться от убеждения в том, что я обладаю божественной силой и способен исцелить их, вмешиваясь в их повседневную жизнь».
Мораль проста – даже во имя науки не стоит играть в Бога. Это уже понял доктор, который изменился благодаря пациентам, участвовавшим в его странном психиатрическом опыте, поймите теперь и вы ;) А пока, до новых встреч, котаны! That’s all, folks!
Автор: Горячев
Лига психотерапии
5.5K постов26.1K подписчиков
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.