Чехов: «САХАЛИН — ЭТО АД!»

А. П. Чехов (сидит слева) на пикнике у японского консула. Кусун-Катан (Южный Сахалин). Фотография А. А. Фон-Фрикена. Октябрь 1890 г.

Чехов: «САХАЛИН — ЭТО АД!» Российская империя, История России, Антон Чехов, Сахалин, Цивилизация, Краеведение, Достопримечательности, Длиннопост, 19 век

13 октября 1890 года Чехов отплыл с Южного Сахалина на пароходе Добровольного флота «Петербург». Изначальный маршрут, который пролегал через Индийский океан, Суэцкий пролив и Одессу пришлось изменить из-за эпидемии холеры. Во Владивостоке писателю выдали заграничный паспорт на имя Antoine Tschechoff, и «Петербург», следуя под жёлтым карантинным флагом, зашёл в Гонконг, Сингапур, Коломбо и Порт-Саид. В Южно-Китайском море команду настиг тайфун. Чехов смог изучить его, изучив до поездки статью У. Шпиндлера «Пути тайфунов в Китайском и Японском морях». Как писал Антон Павлович в «кратчайшем отчете» Суворину, Цейлон показался ему «раем», а заход в Сингапур он «плохо помнил». 5 декабря пароход причалил к берегам Одессы, откуда, выждав трёхдневный карантин, Чехов поездом вернулся в Москву. Он привёз «экзотические фотографии», трёх мангустов, купленных на Цейлоне, и (самое важное) «миллион сто тысяч воспоминаний», а также большое количество материала для книги.

Писатель начал «Остров Сахалин» ещё до поездки — именно тогда он проработал структуру книги: сочетание лирических и научно-публицистических очерков, авторских размышлений, чужих рассказов. Чехов постарался минимизировать биографические детали, которые указывали бы на личность автора. Он исследовал русскую каторгу, жизнь человека, обречённого на нравственные и физические страдания, выступал против произвола властей и физических наказаний.

Чехов: «САХАЛИН — ЭТО АД!» Российская империя, История России, Антон Чехов, Сахалин, Цивилизация, Краеведение, Достопримечательности, Длиннопост, 19 век


Чехов ввёл образ Сахалина как «ада» и «рабовладельческой колонии», проведя параллель с крепостничеством. Он намеренно не акцентировал внимание на историях знаменитых заключённых, например, Соньки Золотой Ручки или «каторжной модистки» О. В. Геймбрук, чтобы не превращать повествование в «детектив». Чехов останавливался на том, что было характерно для обычного быта сахалинского заключённого, поэтому рядовому сахалинцу, Егору, посвящена целая — шестая — глава. В «Рассказ Егора» он «слил сотни рассказов», повествуя не столько о преступлении, сколько о личности и наказании сахалинского заключённого.

Чехов: «САХАЛИН — ЭТО АД!» Российская империя, История России, Антон Чехов, Сахалин, Цивилизация, Краеведение, Достопримечательности, Длиннопост, 19 век


После публикации книги «Остров Сахалин» колониями заинтересовались Министерство юстиции и Главное тюремное управление, которые отправили на остров своих представителей. Они назвали «положение дел» на Сахалине «неудовлетворительным во всех отношениях». Был проведён ряд частных реформ: отменены телесные наказания для женщин, изменён закон о браках ссыльных, увеличена сумма на содержание детских приютов, отменена вечная ссылка и пожизненная каторга.

Для Чехова путешествие стало периодом «возмужалости» и новым этапом в жизни. О Сахалине Антон Павлович написал совсем немного, но, как он позже отмечал, «а ведь кажется — всё просахалинено».

Чехов: «САХАЛИН — ЭТО АД!» Российская империя, История России, Антон Чехов, Сахалин, Цивилизация, Краеведение, Достопримечательности, Длиннопост, 19 век

Заковка в кандалы Соньки Золотой Ручки. Фотография Иннокентия Павловского, привезена Антоном Чеховым из путешествия по Сахалину. 1890 год.

Чехов: «САХАЛИН — ЭТО АД!» Российская империя, История России, Антон Чехов, Сахалин, Цивилизация, Краеведение, Достопримечательности, Длиннопост, 19 век

Айны – народ, который издревле населял север Японии, Камчатку, Курильские острова и Сахалин.
Сейчас айны, согласно официальным данным, живут в Японии, и численность их около 25 000 человек, однако айны до сих пор населяют и Дальний Восток России.

Цивилизация

1.2K постов1.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

В комментариях и постах мы приветствуем только аргументированную критику, без хейта и оскорблений.
Главная ценность сообщества - уважительное и спокойное отношение к чужому мнению, особенно к конформному.