Часть вторая. Мнение и советы о первом рабочем дне в розничных продажах. И опять же, может кому-то будет интересно.

Первый день в рознице


Несмотря на то, что в прошлой раз заминусовали, как и обещал — продолжаю. Решил, правда, затронуть тему вхождения в коллектив, а не первые установления контактов.


Я вспоминаю свой первый опыт работы в рознице сейчас с улыбкой, но тогда я был в глубоком шоке. Сразу скажу, что мой первый опыт был в корне неудачен. Попал я в магазин белорусской обуви, где средний возраст покупателя был около 60 лет, а средний возраст моих коллег был…… также около 60 лет. Было жестко. Компания и близко не думала о первичном обучении. Понятий социальной, рабочей, профессиональной адаптации и в помине не существовало, был я (18-летний пацан) и женщины за 60. Хотя чего я вру, были после каждой смены тимбилдинговые мероприятия, которые заключались в посиделках после работы с шутками а-ля «Ирина Петровна, а вы сегодня, смотрю, на каблуках? Чай кавалер ждёт?» Ирина Петровна, отвечала, что она в самом соку, что вызывало неимоверный гогот. Как понимаете, в коллектив я сразу не вошёл. Плюс к этому ежедневное рассматривание и разнюхивание старческих ног также сделало своё дело. Уволился через месяц и заслужил в свою трудовую первую и последнюю черную метку.


Я к чему, не всегда ваше ожидание от работы будут совпадать с реальностью. Со стороны любая работа выглядит намного проще, чем она есть. Казалось бы, что сложного одеть форму, бейджик и встать возле витрин. Как правило, на первичном обучении у новых сотрудников возникает страх перед незнанием продукта. Ребят, это не самое трудное, что вас может ждать. Кроме продукта вас ожидает:


-закон о защите прав потребителей;

-кассовая дисциплина;

-финансовый инструмент;

-бухгалтерское ПО;

-мерчендайзинг;

-планы продаж;

-оператор связи (если речь о сотовом ритэйле. А там одних юридических особенностей, что с ума сойти, плюс тарифные планы);

-чистота салона;

-конфликтные клиенты;

-можно долго продолжать…


Была бы у меня возможность всё поменять и не пойти работать в розницу, поменял бы я? Нет! Почему? А потому что благодаря рознице я знаю: закон о защите прав потребителей, кассовую дисциплину, легко разбираюсь в юридических особенностях страхования, прекрасно понимаю о чем идет речь, когда слышу понятие гарантийного депозита или аннуитетного платежа, опять же юридические особенности оформления кредитов и рассрочек, быстро и свободно привыкаю к работе в любой 1С, понимаю особенности зонирования групп товаров в торговых объектах любого размера, превосходно умею выходить из конфликтных ситуаций, понимаю, что деньги так просто не даются и их нужно зарабатывать. А твой заработок на прямую зависит от знаний того, с чем ты работаешь и способах презентаций своих проектов и результатов руководству. К тому же обладаю лошадиной трудоспособностью. Плюс к этому подтянулись знания и умения обучения и развития персонала, к которым подтянулись знания об оценке персонала, подбора и адаптации персонала. Нет, я ни капли не жалею, что когда-то свернул в продажи. И мой первый совет на сегодня:


Не жалейте, не задумывайтесь, не расстраивайтесь раньше времени и не бойтесь!


Вы можете думать о том, что для вас первые рабочие дни — самые сложные рабочие дни. Нет, самые сложные рабочие дни наступают для ваших коллег. Как сделать так, чтобы вы не были проблемой и обузой для действующего коллектива? В первую очередь нужно разобраться в причинах возможных реакций на ваше появление. Реакций может быть три: радость, нейтральное отношение, негатив. Причины могут быть разными, вот, что пришло на ум:

Часть вторая. Мнение и советы о первом рабочем дне в розничных продажах. И опять же, может кому-то будет интересно. Первый рабочий день, Совет, Продавец, Консультант, Поведение, Мнение, Длиннопост

Если вам рады — радуйтесь. Для вас это шанс быстрее влиться в коллектив и в саму работу. Если вы наткнулись на нейтральное отношение — выжидайте, пробуйте поговорить, в этом отношении ничего критичного нет. Инициируйте сами свое обучение внутри коллектива, это вам на руку. Что касается негативного отношения, то тут пробуйте своими силами понять в чём причина такого отношения. Если это демотивированность, то выжидайте. Обращаю внимание на то, что, скорее всего, будут попытки демотивировать и вас за одно, пропускайте эту информацию мимо ушей, напоминаю, что не стоит расстраиваться раньше времени. Столкнувшись с любым необоснованным негативом в первые дни, не переживайте, всегда есть вариант, что ваши коллеги хотят, чтобы вы хватали всю информацию быстрее. Прекрасно понимаю, что у каждого собственные возможности принимать материал. Если именно этот факт заставляет коллектив относиться к вам предвзято, то советую собраться и впитывать быстрее. Если негатив в вашу сторону не пропадает или на исчезновение его вы никак не можете повлиять, то поднимайте вопрос о переводе на другой торговый объект, не тратьте свои нервы.


Сейчас попробую дать несколько универсальных советов. Честно, перечитал кучу статей с советами новичкам коллектива. Сошёлся на 100% только с одним советом. Вот он:


"В любом случае, рады вам или нет, держите свои мысли о процессах, о подборе, об обучении, о руководстве, о клиентах, о компании, в которую вы пришли работать, при себе. Потом, как-нибудь, поделитесь. А лучше и потом молчите".


Действительно, ваша оценка может быть для вас фатальной. Вас могут не правильно понять, на вас могут «настучать», на вас могут «повесить клеймо» — трепло. Даже если вас вытягивают на этот разговор, вы — или меняете тему, или конкретно и точечно даёте позитивную оценку ОДНОМУ процессу, а потом меняете тему. Или универсальный ответ: «Я еще не разобрался».


Как спросить о зарплате так, чтобы это не звучало «Сколько ты зарабатываешь?» На этот вопрос в наших широтах люди не очень-то и любят отвечать. Лучше спросить примерно так:


«Что мне нужно сделать, чтобы заработать столько-то денег?» На такого типа вопрос ответ последует охотней. И вы, с большего, поймёте размеры заработка.


Если у вас поинтересовались, ГДЕ вы работали до этого, отвечайте не только, где вы работали, но и ЧТО вы делали на предыдущей работе. Опять же, никакой личностной оценки предыдущего работодателя! Ответ должен быть примерно таким:


«Работал в компании «Гуси и Кони», также продавал гусей и коней, работал в 1С, работал с клиентами, оформлял кредиты»


Здесь вы сразу дадите понять, в какой сфере вы чувствуете себя уверенно, с каким вопросом к вам можно обратиться и где у вас могут быть пробелы.


На вопрос «Почему ушёл?» ответы типа: мало платили, руководство дураки, плохая компания, дебильный коллектив — не прокатит. Напоминаю, в первые недели, минимум личностной оценки. Для себя я нашёл универсальный ответ:


«Устал. Устал не от работы, мне нравилось тем, чем я занимался. Устал от компании, в которой работал. Я прекрасно отношусь к своим бывшим коллегам, но оставаться там уже не хотелось!»


Или что-то типа того, можете крутить фразу. Запомните, крайне маловероятно, что вы с этой работы уйдёте на пенсию, рано или поздно и эти коллеги станут для вас бывшими коллегами. Поэтому никогда не говорите своим нынешним плохо о своих бывших. Или хорошее, или ничего. Аминь.


Как себя вести с тем, кто на себя взял роль наставника для вас? Чего от него ждать? В первую очередь ждите вопроса: «Что ты знаешь?» Несмотря на то, что для вас специфика работы может быть новой, вы уже прошли первичное обучение, вспоминайте всё, чему учил учебный центр, вспоминайте свой опыт, если есть, с предыдущих мест работы. Если не было обучения, то скорее всего был инструктаж, как минимум, по охране труда. Никогда не говорите, что вы ничего не знаете. Фразу стройте примерно таким образом:


«Я знаю теорию стандартов обслуживания, разобрался с кредитами, разобрался в обслуживания физических лиц в теме оператора. Как-то не легли навыки работы в 1С, нужно еще раз разобраться с юридическими лицами, я думаю, что у меня могут быть проблемы с установлением контакта».


Больше конкретики, меньше воды. Поверьте, конкретными цифрами, конкретными терминами, заинтересованностью в конкретных темах можно растопить лёд нейтрального отношения в сторону положительного. Негативное отношение в сторону нейтрального. Что уже не так-то и плохо.


Вообще, в нормальных компаниях, как правило, продуманы системы внедрения вас в рабочую атмосферу. Назначены специально обученные люди, которые вами занимаются в первое время. Всё сделано для того, чтобы вы быстрее влились в процесс и начали приносить деньги компании. В том, чтобы вы быстрее влились заинтересованы все. Образно - отдел маркетинга заинтересован в том, чтобы вы понимали, что такое шелфтокер и куда его надо разместить; отдел бухгалтерии хочет, чтобы вы быстрее научились пользоваться той же кассой и перестали делать ошибки; отдел логистики желает, чтобы вы быстрее научились собирать и отписывать доставку на склад, а ваши коллеги мечтают о том, чтобы вас можно было оставить одного в салоне и при этом ничего не произошло. Вот это то, о чем я говорил в начале статьи, трудные времена наступают в большей степени для ваших коллег, чем для вас. От вас требуется только внемлить словам наставника, не забивать и пытаться делать все самостоятельно в кратчайшие сроки. И помните:


"Вы являетесь, грубо говоря, проектом компании, в который компания вложила деньги. Если этот проект долго запускается и не приносит деньги, то вы плохой проект, его целесообразней закрыть, чем с ним морочиться".


Не забывайте, что для скорого усвоения материала, вам необходимо не только прочитать, но и совершить на практике. Только формулой теория+практика+практика+практика+практика+практика……… вы сможете уложить у себя в голове что угодно. Таким образом, соблюдая мои советы вам будет проще пережить первые рабочие дни и поставить себя, если не исключительно с положительной стороны, то, как минимум, с нейтральной. И еще раз:


"Не жалейте, не задумывайтесь, не расстраивайтесь раньше времени и не бойтесь!"


И напоследок вам история о мудреце и торговце.


Однажды грузил зерно торговец на своего верблюда. Насыпал всё в один мешок, повесил на верблюда с одной стороны, а для равновесия с другой стороны повесил мешок с песком. И отправился в путь. Верблюд еле тянет, пыхтит. Его ноги вязнут в дюнах, солнце печёт. Песок, гонимый пустынными ветрами, бьет животное, ноги подкашиваются, животное на последнем издыхании помогает своему хозяину заработать немного денег. Долго купец мучал своего верного друга, пока не встретил по дороге мудреца. Мудрец заметил, что в одном мешке на верблюде зерно, а в другом — песок и произнёс:

— Купец, зачем же ты животное мучаешь? Рассыпь же зерно в два мешка и повесь по обе стороны верблюда, ему же легче будет!

Купец был потрясён таким простым решением. Остановился, сделал, как сказал мудрец. И в знак огромной благодарности вызвался подвезти мудреца. Едут они, купец спрашивает:

— Мудрец, как ты достиг своей мудрости? Как мне стать таким же?

— Я прочитал много книг, я наблюдал за людьми, я делал выводы и снова читал. — ответил мудрец.

— Если ты такой умный, я боюсь представить, сколько у тебя денег и какую пищу ты ешь!

— Нет, я беден и голоден, у меня нет ничего! — возразил мудрец.

— А у меня нет твоих знаний, но у меня есть немного денег, у меня есть верблюд и зерно, я сыт. Зачем мне тогда твоя мудрость? Иди-ка ты дальше пешком!


Я к чему — зачем вам знания, если вы не думаете ими пользоваться? Пользуйтесь теми знаниями, которые получаете. Оттачивайте свои навыки каждый день. Делайте всё, для того, чтобы фраза «Умный, да не богатый» была не про вас. Удачи!


В следующие раз планирую писать в большей степени для тех, кто занимается новыми сотрудниками на рабочих местах. Мне кажется, что информация будет полезна для наставников и для линейных руководителей. Затрону вопросы первичной мотивации, правил наставничества и чего-нибудь еще. А потом обещаю, что все-таки напишу про проблемы и методы установления контакта.


Ждите и следите!

https://trenersale.wordpress.com/