Быть мамой

Моя жизнь никогда не будет прежней.

Был ли в вашей жизни день, когда вы сказали сами себе эти слова?

Наверное сейчас каждый из вас в памяти начал перебирать дни, к которым можно соотнести это выражение.

Но на самом деле это каждый ваш день. Каждый день уникален. Каждый неповторим. Каждый день ваша жизнь никогда не будет прежней.

Начиная с 30.01.1998 года в России каждое последнее воскресенье ноября отмечают день матери.

Все дети, третий раз в году, после 8 Марта и дня рождения позвонят маме, а некоторые даже придут в гости и особо редкие купят цветы.

Все женщины будут слать друг другу шаблонные открытки в соцсетях. И ты может и забыла  бы об этом празднике, ведь это не конкретная дата вроде Нового года или 1 Мая, а четвёртое воскресенье ноября. Это надо запомнить месяц, отсчитать воскресенья, вспомнить в пятницу и не забыть в субботу. Но все мессенджеры и соцсети напомнят уже с утра.

И всё. Ты ждёшь. Ждёшь  цветов от мужа, хоть формально ты ему и не мама, но мы все знаем, что без тебя он не в состоянии найти в шкафу свои носки и разогреть себе суп. Ждёшь открыток от несмышленых детей, сделаных своими руками и звонков от взрослых детенышей, покинувших родной дом.
Ну а как же? Ведь #тыжмать. И #яжмать.

Было начало осени. То время, когда всё ещё по летнему тепло, но на детей уже одевают плащи и береты. Тогда была мода на береты.

Прошёл дождь. Хороший такой ливень посреди солнечного дня. Для Сахалина это большая редкость. У нас если дождь, то сразу на неделю.

Как и полагается после дождя в солнечный день на небе появилась радуга. Мама возилась на кухне и крикнула нам:

-Дети! Саша, Инга! Смотрите, радуга!

Саня тут же обулся в резиновые сапоги и вынырнул за дверь на улицу искать конец радуги.

Я схватила свои ботинки, но они никак не надевались. Оказались малы. Вот вчера были как раз, а сегодня малы. Мама не поверила и попыталась впихнуть меня в них. Но они и правда были малы, я не выдумывала. И убедить меня остаться дома, дождаться, когда мама приготовит суп и отведет меня в Детский мир за новыми незапланированными ботинками, было невозможно - я славилась своим упрямством, и Саня был уже на улице, а значит без вариантов.

Мама тяжело вздохнула и достала с  антресолей коробку с сандалями. Их прислала мне бабушка. Они были сильно на вырост и я всё ждала, когда дорасту до них и постоянно мерила и ходила в них по дому. Самые обычные сандалии из бычьей кожи на металических застежках. Только у них были такие дырочки в виде цветов. Такие вот кожаные кружева пудрового цвета.

Запас в сандалях был ещё сантиметра полтора, но мама знала, что это только на часик. Сейчас она доготовит суп и поведет меня в магазин. За часик ничего не поизойдет.

Эх, мама, как ты могла забыть, что время в детстве течёт медленнее и часик это целая вечность.

Я вышла во двор, Саня в своих резиновых сапогах бегал с другом по лужам и запускал пенопластовый корабль. Я, ни на секунду не задумываясь, рванула к брату. Прям в лужу, в новых сандалиях, и часика то не прошло.

Вода быстро набралась в сандалии через дырочки и тут же фонтанчиками под давлением моей детской ножки вылилась обратно. Было щекотно, но приятно. Еще колготки стремительно становились мокрыми, вода поднималась вверх к коленкам, хотя в луже я стояла по щиколотку. Зрелише было завораживающее. Я стала медленно переставлять ноги, перенося вес с пятки на носки и наблюдая за бурлящей через вырезанные цветочки водой. Гидромассаж был волшебный, такой, что я до сих пор помню эти ощущения.

Может прошёл час, может проходящая мимо соседка принесла маме благую весть, но она выскочила с криками из подъезда.
Она так кричала, что её голос навсегда вбил в меня мысль, что ходить по лужам нельзя. Мысль эта засела настолько глубоко, что потом я обходила их и в резиновых сапогах, и в грязе-влагозащитных Ред Винксах уже будучи взрослой.

А почему нельзя то? То есть когда ещё ходить по лужам, если не в детстве?

Сейчас мне 43 года и я не выйду во двор гулять по лужам в сандалиях. Потому что я знаю, сколько они стоят, как долго я их искала, что б и по ноге, и с брюками и юбкой, и на работу, и в театр; знаю, сколько стоит мой педикюр и биохимический состав лужи. А ещё, что же подумают соседи?

В мой голове столько ещё всяких "нельзя" внушенных мне моими родителями.

И вот я уже сама мама.

Моей дочери 9 лет. Они с подругой решили приготовить мне сюрприз, испечь печенье.

Запах я почувствовала ещё в подъезде, но даже не догадывалась, что это из моей квартиры.

Я постучала. Дверь мне открыли улыбающиеся до ушей девчонки.

- Мама, закрой глаза! У нас для тебя сюрприз!

Я уже по запаху поняла, что за сюрприз, но глаза закрыла.

Это и правда был сюрприз сюрпризов. Вся кухня была в муке и сахаре, в подтёках яиц и масла, в раковине гора посуды, а на столе тарелка горелого печенья.

И вот я уже кричу.

Хватаю тряпку, начинаю убирать бардак, тряпка склизкая и мука только размазывается клейстером по полу, столам и стульям, забивается мне под ногти.

Я все кричу и кричу, и моя дочь навсегда усваивает урок, что помогать маме на кухне нельзя.

И я не могу отмотать это день назад. Потому что он уникален. Можно бесконечно жалеть о нём,  попросить у взрослой дочери прощения, но вернуть ничего нельзя. Нельзя вернуть радость и предвкушение маленькой девочки, ожидающей маму с работы.

А ведь сидя за ужином, в кругу семьи разве мы вспоминаем о том, как Дашенька пришла домой в чистой, не испачканой борщом блузке, принесла одни пятёрки в дневнике, сразу сняла и повесила в шкафчик школьную форму, тут же сама сделала уроки, погуляла с собакой и помыла посуду? А вечером, конечно же, позвонила учительница и сказала, что на родительское собрание можно не приходить, потому что всё у вас хорошо.

Нет, конечно.

Вспоминается 2013 год. Год, когда директор школы опрометчиво 31 марта разрешила прийти детям на следующий день, 1 апреля, в свободной одежде. И моя дочь, надела мой халат, тот самый, который я брала в роддом в 99ом году, накрутила бигуди, нанесла на лицо маску из голубой глины и надела очки в виде колечек огурца и взяла в руки скалку. А в холле её ждала подруга в тельняшке, брюках, спрятав косы под отцовскую  кепку и с пустой бутылкой пива. Они изображали семью: жену и мужа из Нашей Раши.

Директор была ошарашена настолько, что отменила навсегда дни свободной формы. Я удивляюсь как ещё к нам не пожаловали органы опеки, взять нашу семью на контроль за пропаганду пьянства и семейного насилия.

Зять, слушая такой рассказ тихо хихикает, но по его лицу видно, что он не понимает, как  женился на этой девушке. "Спасите, помогите, вызывайте санитаров"- читается в его глазах.

И еще вспоминается, как дочь, пока я повела перед прогулкой её младшего брата на дорожку в туалет, за пару минут успела почистить черным гуталином свои ярко-красные ботинки и уделать попутно абсолютно новую куртку, купленную на последние деньги.

В тот день я не только кричала, но и плакала. Потому что деньги и правда были последние.

А потом через два года сын в такой же абсолютно новой, ярко-синей куртке с вышитым на спине чёрно-желтым туканом поехал в гости к бабушке и дедушке. И там валялся в новой куртке на куче угля. Вернее катался с угольной кучи на спине, прямо на тукане.

И я уже не кричу. Хоть лишних денег по прежнему нет.

И дочь думает, что брата я люблю больше, чем её. На неё я кричала, а на него нет. Но на самом деле я больше люблю себя и свою нервную систему. У меня антитела к грязным курткам. Ведь я уже знаю, что в садик можно водить ребёнка в куртке с гуталиновыми пятнами, нужно просто быстро перекинуть ребёнка через забор и сделать вид, что ты не знаешь эту девочку.

Так что намертво въевшаяся угольная пыль уже не страшит. А чёрный тукан? Так это ворон. Большой клюв? Да что вы понимаете в сахалинских воронах?

Именно из самых нелепых, самых смешных, шумных, самых чумазых дней и складываются наши восспоминаниях о нашем детстве и детстве наших детей.

Никому не нужны идеальные дети.
И никто не может всегда быть идеальной мамой.

У всех нас есть ещё неделя простить своим мамам детские обиды. Попросить прощения у своих детей, за то что когда-то не сдержались в эмоциях.

А если вам несказанно повезло и ваши дети пока маленькие, то у вас есть ещё шанс позволять им гулять по лужам в сандалях, разбивать коленки, чистить ботинки гуталином, рисовать несмываемым маркером на окнах, вырезать из штор куклам одежду, принести домой грязного блохастого щенка, прогуливать школу, испортить вашу косметику, выйти замуж в 5 лет и разбудить вас в 6  утра в воскресенье, что б смотреть мультики.

И тогда они обязательно придут в гости на день матери и даже подарят цветы.

Ну а если, вы считаете, что шансов вернуть утраченные дни детства вашим детям нет, то отыграйтесь на внуках.
Внуки это ваш второй шанс.

Даже если вы думали, что ваша жизнь никогда не будет прежней.