Будни дефектолога (2)

Очень спорный момент получился с первым постом :) пожалуй, стоит прояснить несколько пунктов.

О диагностике.

Приходя к ребёнку,  я должна провести педагогическую диагностику. Иногда её результаты указывают на глубокое повреждение мозга, и тогда работу следует вести так, чтобы научить пользоваться ресурсами, имеющимися в наличии в данный момент. Иногда тестирование даёт другой результат, когда есть непроработанные когнитивные функции, и в этом случае их нужно "включить" и прокачать. Иногда из-за нарушения работы мозга некоторые функции опаздывают в развитии, как у Анны, и тогда, благодаря пластичности человеческого мозга, другие отделы компенсируют функции пораженных. Это теория. На практике дефектолог задаёт задания, и по характеру и результату их выполнения определяет, как у ребёнка идут дела с обучением, не отстаёт ли он. Бывает, нужно отправить ученика на дообследование к доктору, и после этого диагностировать ещё раз.


Кто не в курсе, на всякий случай отмечу отдельно: дефектолог не говорит: "поздравляю, у вас аутизм!". Дефектолог ПЕДАГОГИЧЕСКИ обследует психику и сообщает, например, такое: "у вашего ребёнка есть признаки аутизма, обратитесь к психиатру". А психиатр после обследования заключает, есть ли у ребёнка такой диагноз.

Педагогическая характеристика может содержать такие термины, как "аутичное поведение", "общее недоразвитие речи", "дислалия", "задержка психического развития", "дефицит внимания". Это учебные характеристики. Постановкой диагноза ВСЕГДА занимается врач.

О прививках.

Спасибо за обстоятельные ответы в комментариях. Мне следовало сразу прояснить: я не являюсь противником прививок, наоборот, массовая вакцинация нужна и полезна. НО! Приходя на диагностику, я собираю анамнез со слов родителей, данных прошлых педагогических обследований, заключений врачей ребёнка. В случае Анны вывод об усугублении несвоевременной прививкой нарушения мозга вследствие гипоксии сделан не мной, а её невропатологом, и прописан в заключении медицинского обследования. Я с ним согласна: это огромная редкость, но в ряде случаев такое происходит и относится к редким нетипичным реакциям.

Медицина и педагогика развиваются стремительно, и в каждой сфере есть точки зрения разных специалистов. Прошу не разжигать конфликты на фоне различий во мнениях :)

О таблетках и овощах.

Совсем не указывать возможные причины нарушений будет неверно. Касательно прошлых негативных воздействий и причин я передаю информацию, предоставленную родителями и документами ребёнка, НЕ оцениваю правильность действий злого/доброго врача и НЕ кошу препараты под одну гребенку "для овощей". Коню понятно, что, если есть заболевание, его нужно лечить назначенными медикаментами, и выбирать лечение или его отсутствие все равно родителю. Мама Анны решила не давать препараты, побоявшись побочек, описанных врачом, это УЖЕ давно произошло, мы никак не прыгнем на пару лет обратно и ничего не изменим. Читатели, если вы полагаете, что информация из анамнеза лишняя, отметьте в комментариях, я учту на будущие посты. Либо буду передавать как цитату от родителей. Названия конкретных синдромов и препаратов указывать не стану, это неправильно по отношению к ребёнку.

Итак, вернёмся к основной теме.


Хорошо сделанные лучевые таблички для составления слов (начало слов в столбик и стрелки к общему окончанию) Анна отказалась читать. Ей это было неудобно, и мы обвели на бумаге её ладошки, отметили кусочки слов над пальцами и стали отрабатывать практические навыки, простукивая пальчиком на листе нужные слоги. Так освоили чтение открытых слогов [ма-, ко- и подобные]. Было сложно убрать запинку между двумя звуками в таких слогах. Закрытые [-ал, -ик и т.п.] почему-то пошли легче. Таким же способом составляли слова: на одинаковые пальчики слева начало слова, справа окончание. Я собирала ей такие списки слогов на каждое занятие и просила читать в разном порядке.


За полгода мы освоили буквы и слоги, медленно, но уверенно составляли и понимали слова из них, а тем временем школа не ждала, пока мы её догоним, и выдавала новые и новые правила написания, классификацию частей речи, падежей, рода и числа. К этому моменту подкрался 4 класс, а с ним и повторение материала. Вспомнили звуковой разбор слов, это удалось Анне очень хорошо. А дальше пошли части речи...)

Части речи.

Чтобы убить сразу двух зайцев - выучить части речи и научиться быстро ловить порядок букв в слове на слух, мы с Анной чертили большие таблицы: она слушала список из 2-3 слов, определяла по вопросу к слову (кто? какой? где? что делает?), куда писать каждое и старалась себе надиктовать по буквам. Сначала я проговаривала ей слово мееедленно, очень чётко, потом она делила его на слоги, и слоги по очереди разбирала на буквы сама. Позже получилось научиться делать это быстрее, а ещё позже - быстрее и самостоятельно.


Здесь так легко об этом писать, будто разочек попробовали и все, сразу есть результат. На самом деле были долгие периоды тяжёлого труда Анны, которые, казалось, не приносили никакого улучшения по полтора-два месяца, а потом внезапно начинало получаться то, над чем так долго работали. В частности, алфавит долго не желал запоминаться, пока мы не придумали простукивать его, как "ладушки", выдумывая новые и новые движения.

Род и число.

Понять единственное и множественное число получилось довольно быстро, а вот с родами прилагательных нашлись подводные камни. Анна спрашивала, зачем так усложнять, ведь в английском green - это и яблоко, и штаны, и парта, и даже лист. А тут зачем-то надо каждый раз менять конец слова. Нам пришлось основательно проработать понимание среднего рода. Помогли примеры детенышей животных: в украинском языке слоненя - оно, кошеня - оно, цуценя - тоже оно. Анна обожает животных, дома есть кошки и котята, поэтому тема ей близка :) позже перешли на прилагательные, рисовали кастрюли с едой: компот вишнёвЫЙ/яблочнЫЙ, пирожок ванильнЫЙ, а начинка ореховАЯ. Все шло своим чередом, потихоньку учили правильное употребление знаков препинания, падежи, и тут в дверь постучали.

К нам пришёл диктант.

Близился конец 4 класса, впереди итоговый диктант и контрольная по математике. Хорошо помню вечер, когда нам удалось написать несколько предложений подряд, не запинаясь на словах, вызывающих сомнения. До этого, чтобы избежать искушения подсказывать, для словарных диктантов я использовала ряды картинок.

В течение года учились писать на скорость: сначала слоги, потом слова из трех букв, потом подлиннее, потом словосочетания и, наконец, предложения. Представьте, как трудно удержать в голове целое предложение до конца, если каждое слово приходится диктовать себе по буковке, ведь учителю в классе невозможно всегда ждать самых медленных учеников. Диктант в школе получился с ошибками, но зато почти весь!

Первая книга.

Надо было срочно начинать читать. Я боялась, что Анна не захочет читать, если это получается медленно, и предложила ей самой выбрать книгу. Выбор пал на чудесную книгу с иллюстрациями из мультика "ВАЛЛ-И". Читали каждый раз по нескольку абзацев. После окончания книги был настоящий праздник, Анна существенно расслабилась и потихоньку пробовала читать вслух в классе. Позже пригодились любимые сказки Анны, сказки Шарля Перро в хорошем переводе для детей. Они здорово расширили словарный запас и подготовили к пересказам в школе.

Задачи.

Оказывается, чтобы одолеть обычную задачу, нужно проделать кучу операций: прочитать условие, понять его, понять вопрос и только затем решать. Нам было необходимо ускорить обработку информации, в этом здорово помогли логопедические тетради с заданиями и упражнения для рисования/письма/координации движений двумя руками одновременно (межполушарные тренажёры - то же самое). Чтобы натренировать разницу понятий "на сколько" и "во сколько раз больше/меньше", читали и решали в скоростном режиме задачки для 1 класса. Было важно, чтобы Анна могла обработать условие и вопрос задачи без посторонней помощи. И да - "скоростной режим" не означает бешеную скорость прочтения, перед Анной стояло задание прочитать про себя и понять много однотипных условий подряд, не теряя концентрации внимания.

Лучшее время.

Пока мы с Анной занимались, я убрала из речи частицу "не". Вначале нашего знакомства она тяжело переживала ошибки, и я в попытках не задавить потенциал её уверенности в себе, прекратила говорить "неправильно", "не то", "нет". Заменила их на фразы "подумай/попробуй еще", "кажется, прискакала ошибка", "это слово хочет в другую колонку" и подобными. Это произошло не совсем сознательно, я заметила сильную перемену в собственной речи на занятиях спустя года полтора. И вот в один из вечеров Анна перечитывала длинные слова, и случайно оговорилась: получилось такое рычащее слово, будто оно икает :) она так его описала, а потом повторила с оговоркой и так заразительно засмеялась, потребовала диктофон, и мы нарочно исковеркали полстраницы таких же длинных слов) это самая дорогая наша победа. Поздно тем вечером Анна прислала мне микромультик, на котором в забавный момент прозвучала наша запись, запись самых ценных ошибок чтения :)


Наша работа длилась два с половиной года. Наступил момент, когда я поняла - помощь стала ненужной, Анна справлялась со школьными заданиями сама, не всегда быстро и не всегда на 100% правильно, но вполне самостоятельно. Насколько мне известно, отличницей она не является, но для её родителей и для неё самой есть вещи поважнее оценок. С этого момента она учится без меня :)

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо большое за такой подробный рассказ.

У меня еще вопрос на основе прошлого поста, или я пропустила: семья русскоязычная или украинская, т.е. если русскоязычная, не возникало ли еще дополнительных трудностей при обучении на украинском?

раскрыть ветку (2)
14
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Семья разговаривает на двух языках, когда как. Поначалу на занятиях немного путались, но привыкли. Занимались на украинском, как и в школе
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

понятно, то есть все еще сложнее. Вы молодцы!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку