Брошь-роза Фаберже: Подарок Николая II Александре Фёдоровне

Последняя русская императрица Александра Фёдоровна любила розы и драгоценности. А последний император Николай II любил Александру Фёдоровну. В результате всех этих возвышенных чувств родился подарок – бриллиантовая брошь, заказанная любящим супругом в фирме Фаберже к коронации жены.

Брошь-роза Фаберже: Подарок Николая II Александре Фёдоровне История России, Ювелирные изделия, Украшение, Драгоценности, Драгоценные камни, СССР, Российская империя, Бриллианты, Золото, Николай II, Брошь, Карл Фаберже, Император, Императрица, Длиннопост

Утверждённый Николаем II эскиз броши-розы для коронационного подарка императрице Александре Федоровне

Брошь предполагалось изготовить из белого и жёлтого золота. Листья и бутон покрыть бесцветными алмазами, а распустившийся цветок и основание бутона – жёлтыми. В центре распустившегося цветка предлагалось поместить крупный жёлтый солитер, который, очевидно, уже имелся у Фаберже. Жёлтый цвет был отсылкой к чайным розам, особо любимым будущей хозяйкой украшения.

Над высочайшим заказом трудился мастер Август-Вильгельм Хольмстрём, один из лучших в фирме Фаберже. Для работы понадобился примерно год: эскиз утверждён 3 июня 1895 года, коронация состоялась 14 мая 1896 года.

После революции часть личной коллекции драгоценностей Александры Фёдоровны досталась большевикам. Ревизией и изучением царских сокровищ занимался коллектив оценщиков под руководством печально известного академика Ферсмана.

В числе прочих ценностей в каталогах 1922-1925 годов значилась и брошь-роза императрицы.

Брошь-роза Фаберже: Подарок Николая II Александре Фёдоровне История России, Ювелирные изделия, Украшение, Драгоценности, Драгоценные камни, СССР, Российская империя, Бриллианты, Золото, Николай II, Брошь, Карл Фаберже, Император, Императрица, Длиннопост

Фотография броши (слева) из каталога 1922 года, составленного под руководством академика Ферсмана

Как указано в каталоге, брошь изготовлена из белого (в описании написано – бледного) золота, бесцветных и жёлтых бриллиантов. Сердцевина распустившегося цветка – светло-жёлтый алмаз хорошей воды в 22 карата весом.

Готовое изделие немного отличалось от эскиза. Вместо бутона из мелких камней, хорошо видимого на рисунке, в реальности нашёлся второй крупный жёлтый солитер тоже в 22 карата, но с красноватым оттенком. Думаю, такое изменение первоначального замысла связано с тем, что жёлтые алмазы встречаются редко, а те, что достойны императриц – ещё реже. Фаберже не был уверен в приобретении ещё одного камня нужной чистоты и размера, поэтому предложил заведомо выполнимый вариант из мелких бриллиантов. А когда солитер всё же появился, просто чуть поменял дизайн.

К сожалению, более точно мы этого, скорее всего, не узнаем. Как и конечного расположения на изделии бесцветных и жёлтых алмазов. Чёрно-белая каталожная фотография не позволяет оценить ни красоту изделия, ни даже просто цвет. В архивах пока не найдено никаких подробностей.

Фото Александры Фёдоровны с этой брошью я отыскать не смогла.

Брошь-роза Фаберже: Подарок Николая II Александре Фёдоровне История России, Ювелирные изделия, Украшение, Драгоценности, Драгоценные камни, СССР, Российская империя, Бриллианты, Золото, Николай II, Брошь, Карл Фаберже, Император, Императрица, Длиннопост

Фото розы Фаберже из каталога Ферсмана крупным планом

Сама же брошь утрачена. Предположительно, продана молодой Советской властью где-то между 1927 и 1936 годами.

В лучшем случае она попала к неизвестному лицу и до настоящего момента нигде не засветилась, хотя прошёл уже практически целый век.

Брошь-роза Фаберже: Подарок Николая II Александре Фёдоровне История России, Ювелирные изделия, Украшение, Драгоценности, Драгоценные камни, СССР, Российская империя, Бриллианты, Золото, Николай II, Брошь, Карл Фаберже, Император, Императрица, Длиннопост

Современная колоризация фото из каталога Ферсмана

Учитывая, что большевики распродавали драгоценности за бесценок, не исключено, что брошь купили как сырьё. Вполне вероятно, мы много раз видели жёлтые алмазы Александры Фёдоровны в каких-нибудь украшениях современных монархов и богатеев. Отличительные особенности солитеров императрицы неизвестны, так что всё возможно.

Также не исключено, что изделие было сломано ещё в СССР и за границу отправилось уже в виде слитка золота и пакета с бриллиантами.

И это грустно. Мне всегда жаль утраченных драгоценностей. В небытие уходят труд, страсть и мастерство ювелира, посвятившего вещи часть своей души и единственной жизни.

Чем руководствовались эксперты и лично Ферсман, производившие выбраковку драгоценностей для продажи, доподлинно не известно. Считалось, что на торги выставляли изделия, не имеющие ни художественной, ни исторической, ни особой материальной ценности. Разумеется, сейчас понятно, что это совсем не так. Каталоги царских сокровищ 1922-1925 годов явственно показывают, какие бесценные реликвии прошедших эпох были тогда уничтожены или исчезли безвозвратно. Сегодня, через сто лет после этого невероятного преступления против здравого смысла и наследия предков, наконец-то настало время для суда истории. Я выступаю на стороне обвинения.

Помочь автору в развитии проекта можно по ссылке или нажав кнопку доната под постом

История быта и искусств

1.8K постов6.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Исключаются:

- упоминания политики в актуальном контексте

- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат

- спорная информация без указания авторитетных источников