Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА.
Серия специализированных транспортных самолетов Guppy стала самым необычным и, пожалуй, самым курьезным примером переоборудования самолета С-97.
Началось все с того, что в начале 60-х годов, потребовалось перевозить части ракетоносителей через всю страну на космодром на мысе Канаверел (ныне мыс Кеннеди).
Секции ракетоносителей - груз не тяжелый, но громоздкий и неудобный: перевозить его по железной дороге нельзя - габариты не позволяют, по шоссе - хлопотно и опасно, такой груз потребовал бы специального прицепа, который занял бы всю ширину дороги, а по морю - долго, дорого и опять же опасно. Оставалась перевозка по воздуху.
Поразмыслив, военные пришли к выводу, что переоборудовать какой-либо самолет будет значительно дешевле, чем конструировать специально для этой цели новый, и появился заказ на соответствующую переделку.
Программой переделки занялся военный летчик и авиаконструктор Джой Конрой, летавший на военно-транспортном самолете С-97.
Летчики любили этот самолет за надежность конструкции и мощность двигателей. У Конроя появилась идея: взять за основу С-97, отрезать верхнюю часть фюзеляжа и приделать новую, значительно большего диаметра, чтобы могла поместиться секция ракеты.
Конрой предложил эту идею небольшой калифорнийской фирме "Он Марк Инджиниринг Ко.", занимавшейся переоборудованием снятых с вооружения военно-транспортных самолетов в гражданские.
К тому времени авиакомпании стали спешно избавляться от "Стратокрузеров", поскольку двигатели R-4360, помимо большой мощности, отличались и огромным аппетитом.
Снятых с эксплуатации машин накопилось несколько десятков, и их можно было купить по дешевке.
Конрой совместно с торговцем подержанных самолетов Ли Мэнсдорфоном, начал разрабатывать проект переделки "Статокрузера" в самолет для перевозки негабаритных грузов.
Тем временем под эгидой НАСА была создана специализированная авиакомпания Aero Spacelines, который было предоставлено исключительное право перевозки таких грузов для НАСА; впоследствии она поглотила фирму "Он Марк Инджиниринг Ко. ", и самолеты стали носить ее марку.
Конрой изготовил модель, которая успешно прошла продувки в аэродинамической трубе фирмы "Боинг", и приступил к постройке прототипа.
За основу взяли один из самолетов, некогда принадлежавший авиакомпании "Пан Американ", - N1024V, бывший (Клиппер "Лысый орел").
Сначала удлинили фюзеляж на 5,18 м, вставив за крылом секцию фюзеляжа от однотипной машины, и выполнили серию полетов, чтобы проверить, как это скажется на летных характеристиках самолета.
Затем к верхней части фюзеляжа приклепали огромный обтекатель, повторяющий окончательные контуры фюзеляжа, из-за чего диаметр винтов пришлось увеличить на 150 мм.
Из-за непомерно раздутого фюзеляжа самолет мигом окрестили "Прэгнэнт Гаппи" - "Беременная гуппи" (самолет и вправду напоминал живородящую рыбку, ждущую прибавления семейства); впоследствии это прозвище нашло отражение в официальном обозначении машины - Боинг Модель-377PG. Было выполнено 15 подлетов, пилотировал машину сам Конрой. Испытания показали, что необходимо добавить внушительный форкиль. После этого обтекатель сняли, вырезали всю верхнюю часть фюзеляжа и установили новую.
Высота фюзеляжа возросла с 2,74 до 6,25 м, внутренний объем составлял 826,5 м3, а грузоподъемность - 15420 кг.В конструкции фюзеляжа было применено оригинальное решение: для погрузки и выгрузки вся задняя часть фюзеляжа отстыковывалась и открывалась назад на специальной тележке.
Крыло и двигатели R-4360 по 3500 л. с. остались без изменений. Позже в месте стыка крыла с фюзеляжем появились внушительные обтекатели ромбовидной формы.
Представитель ФАА, взглянув на самолет, пришел в ужас и сразу заявил, что о свидетельстве летной годности не может быть и речи:
- Эта туша никогда не взлетит!
Но он ошибался. Первый настоящий полет Модели-377PG состоялся 16 сентября 1962 года. Поневоле приходило на ум известное изречение про шмеля, который по всем законам физики летать не должен, но, к счастью, об этом не знает и исправно летает.
Самолет предназначался для доставки кораблей серии "Джеминай" и "Апполо", а также деталей ракеты-носителя "Сатурн-IV". В 70-х годах N1024V был снят с эксплуатации и вычеркнут из регистра.
Первая "Гуппи" показала себя столь успешно, что последовали заказы на новые машины.
Второй самолет значительно отличался от первого и носил обозначение Боинг Модель-377SG, или Super Guppy.
Основой для него послужил один из прототипов YC-97J, хранившихся в центре хранения и уничтожения авиатехники ВВС США на авиабазе Дэвиз-Монтан в штате Аризона.
Для постройки новой "Гуппи" от YC-97J Turbo Stratocruiser(военная версия Boeing 377 "Stratocruiser") были взяты крыло,фюзеляж, турбовинтовые двигатели P&W YT-34P-5, мощностью 5700 л. с., и носовую часть с радаром (у первой "гуппи" его не было).
Кстати сказать, для постройки первых пяти "гуппий" пришлось "распотрошить" аж 27 самолетов! Фюзеляж был удлинен на 10,67 м(общая длина 43 м) и имел гораздо больший объем - 1410 м3. Высота грузового отсека достигла 7,76 м. Отсюда и первоначальное название машины - "Very pregnant Guppi", - "Ну о-очень беременная гуппи!" Правда ширина пола в грузовом отсеке была всего 2,8 метра.
Столь значительный "рост" объясняется тем, что самолет был рассчитан на секции ракеты-носителя "Сатурн-V" диаметром 7,62 м.Хвостовое оперение было новым: киль наращен на 1,05 м (с 13,66 до 14,71 м), оперение имело угловатое очертание и врезные рули.
Но, пожалуй, самым существенным отличием был способ загрузки. Конрой посчитал, что отстыковывать половину фюзеляжа слишком хлопотно и на Модели-377SG носовую часть фюзеляжа сделали шарнирной.Перед погрузкой и выгрузкой носовая часть ставилась на две гидравлические выдвигаемые опоры, и носовой обтекатель с пилотской кабиной откидывался влево на 110 градусов, катясь на колесах носовой опоры. Сами колеса при этом поворачивались под прямым углом. С левого борта имелись два хорошо заметных обтекателя петель.
Первый полет Super Guppy состоялся 31 августа 1965 года, пилотировал машину опять-таки лично Конрой. Впоследствии самолет полностью перешел в собственность НАСА и был зарегистрирован как N940NS. На нем было перевезено 11 из 13 основных компонентов программы "Сатурн-Апполо". Он в состоянии перевозить груз массой 24494 кг с крейсером в 300 миль в час (480 км / ч).
Все пять самолетов сохранились,четыре из них выставлены в музеях,а один до сих пор на службе в НАСА.
Варианты:
Aero Spacelines B-377-SG Super Guppy прототип Guppy с использованием компонентов C-97J, оснащен четырьмя турбопропами Pratt & Whitney T-34-P-7WA .(1 построен) наш борт
Aero Spacelines B-377-SGT Super Guppy Turbine (Guppy 201), серийная версия оснащенная турбопропами Allison 501-D22C,построенные с нуля,без использования компонентов C-97J. (4 построено)
ЛТХ:
Модификация B-377SG
Размах крыла, м 47.70
Длина самолета, м 43.10
Высота самолета, м 11.70
Площадь крыла,м2 183.60
Масса, кг
пустого самолета 47600
максимальная взлетная 79400
Тип двигателя 4 ТВД Pratt Whitney T34-PI
Мощность, л.с. 4 х 6900
Максимальная скорость, км/ч 480
Крейсерская скорость, км/ч 406
Практическая дальность, км 820
Практический потолок, м 6000
Экипаж, чел 3-4
Авиация и Техника
10K постов17.8K подписчика
Правила сообщества
Правила Пикабу