Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Серия специализированных транспортных самолетов Guppy стала самым необычным и, пожалуй, самым курьезным примером переоборудования самолета С-97.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост
Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Началось все с того, что в начале 60-х годов, потребовалось перевозить части ракетоносителей через всю страну на космодром на мысе Канаверел (ныне мыс Кеннеди).

Секции ракетоносителей - груз не тяжелый, но громоздкий и неудобный: перевозить его по железной дороге нельзя - габариты не позволяют, по шоссе - хлопотно и опасно, такой груз потребовал бы специального прицепа, который занял бы всю ширину дороги, а по морю - долго, дорого и опять же опасно. Оставалась перевозка по воздуху.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост
Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Поразмыслив, военные пришли к выводу, что переоборудовать какой-либо самолет будет значительно дешевле, чем конструировать специально для этой цели новый, и появился заказ на соответствующую переделку.

Программой переделки занялся военный летчик и авиаконструктор Джой Конрой, летавший на военно-транспортном самолете С-97.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Летчики любили этот самолет за надежность конструкции и мощность двигателей. У Конроя появилась идея: взять за основу С-97, отрезать верхнюю часть фюзеляжа и приделать новую, значительно большего диаметра, чтобы могла поместиться секция ракеты.

Конрой предложил эту идею небольшой калифорнийской фирме "Он Марк Инджиниринг Ко.", занимавшейся переоборудованием снятых с вооружения военно-транспортных самолетов в гражданские.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

К тому времени авиакомпании стали спешно избавляться от "Стратокрузеров", поскольку двигатели R-4360, помимо большой мощности, отличались и огромным аппетитом.

Снятых с эксплуатации машин накопилось несколько десятков, и их можно было купить по дешевке.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Конрой совместно с торговцем подержанных самолетов Ли Мэнсдорфоном, начал разрабатывать проект переделки "Статокрузера" в самолет для перевозки негабаритных грузов.

Тем временем под эгидой НАСА была создана специализированная авиакомпания Aero Spacelines, который было предоставлено исключительное право перевозки таких грузов для НАСА; впоследствии она поглотила фирму "Он Марк Инджиниринг Ко. ", и самолеты стали носить ее марку.

Конрой изготовил модель, которая успешно прошла продувки в аэродинамической трубе фирмы "Боинг", и приступил к постройке прототипа.

За основу взяли один из самолетов, некогда принадлежавший авиакомпании "Пан Американ", - N1024V, бывший (Клиппер "Лысый орел").

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост
Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Сначала удлинили фюзеляж на 5,18 м, вставив за крылом секцию фюзеляжа от однотипной машины, и выполнили серию полетов, чтобы проверить, как это скажется на летных характеристиках самолета.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Затем к верхней части фюзеляжа приклепали огромный обтекатель, повторяющий окончательные контуры фюзеляжа, из-за чего диаметр винтов пришлось увеличить на 150 мм.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Из-за непомерно раздутого фюзеляжа самолет мигом окрестили "Прэгнэнт Гаппи" - "Беременная гуппи" (самолет и вправду напоминал живородящую рыбку, ждущую прибавления семейства); впоследствии это прозвище нашло отражение в официальном обозначении машины - Боинг Модель-377PG. Было выполнено 15 подлетов, пилотировал машину сам Конрой. Испытания показали, что необходимо добавить внушительный форкиль. После этого обтекатель сняли, вырезали всю верхнюю часть фюзеляжа и установили новую.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Высота фюзеляжа возросла с 2,74 до 6,25 м, внутренний объем составлял 826,5 м3, а грузоподъемность - 15420 кг.В конструкции фюзеляжа было применено оригинальное решение: для погрузки и выгрузки вся задняя часть фюзеляжа отстыковывалась и открывалась назад на специальной тележке.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Крыло и двигатели R-4360 по 3500 л. с. остались без изменений. Позже в месте стыка крыла с фюзеляжем появились внушительные обтекатели ромбовидной формы.

Представитель ФАА, взглянув на самолет, пришел в ужас и сразу заявил, что о свидетельстве летной годности не может быть и речи:

- Эта туша никогда не взлетит!

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост
Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Но он ошибался. Первый настоящий полет Модели-377PG состоялся 16 сентября 1962 года. Поневоле приходило на ум известное изречение про шмеля, который по всем законам физики летать не должен, но, к счастью, об этом не знает и исправно летает.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Самолет предназначался для доставки кораблей серии "Джеминай" и "Апполо", а также деталей ракеты-носителя "Сатурн-IV". В 70-х годах N1024V был снят с эксплуатации и вычеркнут из регистра.

Первая "Гуппи" показала себя столь успешно, что последовали заказы на новые машины.

Второй самолет значительно отличался от первого и носил обозначение Боинг Модель-377SG, или Super Guppy.

Основой для него послужил один из прототипов YC-97J, хранившихся в центре хранения и уничтожения авиатехники ВВС США на авиабазе Дэвиз-Монтан в штате Аризона.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Для постройки новой "Гуппи" от YC-97J Turbo Stratocruiser(военная версия Boeing 377 "Stratocruiser") были взяты крыло,фюзеляж, турбовинтовые двигатели P&W YT-34P-5, мощностью 5700 л. с., и носовую часть с радаром (у первой "гуппи" его не было).

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Кстати сказать, для постройки первых пяти "гуппий" пришлось "распотрошить" аж 27 самолетов! Фюзеляж был удлинен на 10,67 м(общая длина 43 м) и имел гораздо больший объем - 1410 м3. Высота грузового отсека достигла 7,76 м. Отсюда и первоначальное название машины - "Very pregnant Guppi", - "Ну о-очень беременная гуппи!" Правда ширина пола в грузовом отсеке была всего 2,8 метра.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Столь значительный "рост" объясняется тем, что самолет был рассчитан на секции ракеты-носителя "Сатурн-V" диаметром 7,62 м.Хвостовое оперение было новым: киль наращен на 1,05 м (с 13,66 до 14,71 м), оперение имело угловатое очертание и врезные рули.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Но, пожалуй, самым существенным отличием был способ загрузки. Конрой посчитал, что отстыковывать половину фюзеляжа слишком хлопотно и на Модели-377SG носовую часть фюзеляжа сделали шарнирной.Перед погрузкой и выгрузкой носовая часть ставилась на две гидравлические выдвигаемые опоры, и носовой обтекатель с пилотской кабиной откидывался влево на 110 градусов, катясь на колесах носовой опоры. Сами колеса при этом поворачивались под прямым углом. С левого борта имелись два хорошо заметных обтекателя петель.

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост
Первоначально самолет имел бело-оранжевую раскраску, причем обтекатель радара под носом был белым с оранжевой окантовкой - получилось, будто там нарисован рот. Поэтому при взгляде слева спереди на стоящий под погрузкой самолет картина получалась довольно забавная: самолет словно оглядывался через плечо, да еще с такой недовольной физиономией - чего, мол, пристали?
Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост
Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Первый полет Super Guppy состоялся 31 августа 1965 года, пилотировал машину опять-таки лично Конрой. Впоследствии самолет полностью перешел в собственность НАСА и был зарегистрирован как N940NS. На нем было перевезено 11 из 13 основных компонентов программы "Сатурн-Апполо". Он в состоянии перевозить груз массой 24494 кг с крейсером в 300 миль в час (480 км / ч).

Boeing-377SG (Aero Spacelines Super Guppy)."Беременная гуппи" из НАСА. Самолет, Транспортная авиация, Гуппи, Длиннопост

Все пять самолетов сохранились,четыре из них выставлены в музеях,а один до сих пор на службе в НАСА.

Варианты:

Aero Spacelines B-377-SG Super Guppy прототип Guppy с использованием компонентов C-97J, оснащен четырьмя турбопропами Pratt & Whitney T-34-P-7WA .(1 построен) наш борт

Aero Spacelines B-377-SGT Super Guppy Turbine (Guppy 201), серийная версия оснащенная турбопропами Allison 501-D22C,построенные с нуля,без использования компонентов C-97J. (4 построено)

ЛТХ:

Модификация B-377SG

Размах крыла, м 47.70

Длина самолета, м 43.10

Высота самолета, м 11.70

Площадь крыла,м2 183.60

Масса, кг

пустого самолета 47600

максимальная взлетная 79400

Тип двигателя 4 ТВД Pratt Whitney T34-PI

Мощность, л.с. 4 х 6900

Максимальная скорость, км/ч 480

Крейсерская скорость, км/ч 406

Практическая дальность, км 820

Практический потолок, м 6000

Экипаж, чел 3-4

Авиация и Техника

10K поста17.8K подписчик

Правила сообщества

Правила Пикабу