Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе.

Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост

Одна из наиболее необычных серийно строившихся летающих лодок, Blohm & Voss BV.138 «Seedrache» (рус. Морской Дракон) — немецкий дальний гидросамолёт-разведчик времён Второй мировой войны. У союзников получил прозвища «селедка» и «башмак» за характерную внешность. В СССР был известен под названием «Гамбург-138».

Проектирование её началось на рубеже 1933 и 1934 гг., когда были сформулированы требования к гидросамолету дальнего действия — океанскому разведчику. Под руководством Р. Фогта были разработаны три эскизных проекта. Хотя ни один из них не удовлетворял требованиям заказчика в полной мере, «проект 8» выбрали для дальнейшего развития. Он отличался относительно короткой лодкой-фюзеляжем (форма которой и дала впоследствии гидросамолету его неофициальное прозвище), крылом типа «чайка» и оперением, вынесенным на двух трубчатых балках. Развитие самолета было довольно длительным ввиду низкого приоритета программы и проблем с выбором силовой установки. В конечном итоге остановились на трех 6-цилиндровых дизелях Jumo 205, один из которых устанавливался на пилоне над фюзеляжем, а два других — на носке крыла как бы в продолжение хвостовых балок.

Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост

Создан в КБ фирмы "Гамбургер флюгцойгбау" (с января 1938 года - авиационное отделение "Шиффсверфт Блом унд Фосс") под руководством Р. Фогта. Первый полет опытная лодка На 138V1 совершила 15 июля 1937 года. Серийное производство под маркой BV 138 начато в феврале 1939 года. Летающая лодка строилась на заводах "Блом унд Фосс" (Финкенвердер) и "Везерфлюгцойгбау" (Берлин). Всего выпущено 281 экземпляров.

Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост
Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост
Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост
Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост
Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост

Экипаж - 5-6 человек. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.

Самолет состоял на вооружении в Германии с апреля 1940 года.

Выпускался в следующих модификациях


BV138А с моторами Jumo 205С-4, вооружение 1x20+2x7,9, бомбы до 150 кг;

BV 138В с моторами Jumo 205D и усиленным планером; вооружение 2x20+1x7,9, бомбы до 150 кг, у варианта BV 138B/U1 — до б00 кг;

В\/138С с дополнительными усилениями фюзеляжа и крыла, вооружение 2x20+1x13+1x7,9, поздние серии с РЛС, часть машин оборудована для старта с катапульты; самолеты модификаций А и В дорабатывались под стандарт С;

BV 138MS, переделка BV 138С в тральщик магнитных мин.

Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост

Первый случай применения BV138 - операция по вторжению в Норвегию в апреле 1940 года. Два опытных образца самолета использовали для переброски войск и различных грузов в прибрежные города. С октября 1940 года новые летающие лодки приступили к патрулированию над Бискайским заливом. В июне следующего года две эскадрильи этих машин появились на Балтике, где участвовали в боевых действиях против советского флота.

Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост
Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост

BV 138 использовались в Северном море и Атлантике, с конца 1941 года базировались в Северной Норвегии. Они действовали против конвоев, шедших в Мурманск и Архангельск. Самолеты летали с берега и с плавбаз "Буззард", "Фальке", "Остмарк", "Шпербер" и "Вестфален". Каждая из плавбаз несла по звену летающих лодок, запускавшихся с катапульт. В конце 1943 года немцы пользовались передовой базой в советском тылу, на Новой Земле, патрулируя Карское море.


С конца 1941 года по лето 1944 года BV 138 воевали также на Черном море. Они вели разведку, поиск подводных лодок, сопровождали конвои. Разведка и корректировка огня артиллерии иногда осуществлялась с воды. В мае 1944 года эвакуировали немецких солдат из Севастополя.

Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост

С весны 1943 года действовали в Средиземноморье, базируясь на острове Крит. Производство BV 138С прекратили в декабре 1943 года. Отдельные машины сохранялись на вооружении Люфтваффе до конца второй мировой войны.

К весне 1944 г. количество BV 138С в действующих частях сильно уменьшилось: сказалось прекращение производства и высокие потери в условиях полного превосходства противника в воздухе. Последнее применение зафиксировано 1 мая 1945 года, когда один из BV 138 из 3./SAGr. 130, базировавшейся в Копенгагене, совершил ночью посадку на одном из озер возле Берлина. Он должен был вывести двух курьеров (по некоторым данным, с завещанием Гитлера). Но, из-за неразберихи с документами, вместо них пилот вывез в Копенгаген 10 раненых.

Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост
Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост

Гидросамолет BV 138, особенно в модификации С оказался весьма удачной машиной. Его продолжительность полета достигала 18 часов, а простота техобслуживания позволяла проводить даже достаточно сложный ремонт силами экипажа после посадки в море. Наличие трёх огневых точек с хорошими зонами обстрела позволяло BV 138 не только успешно защищаться, но даже атаковать

Blohm und VossBV 138.«Летающий башмак»и "морской дракон" в одном флаконе. Вторая мировая война, Германия, Гидросамолет, Bv 138, Длиннопост

До нашего времени уцелела в музее только эта куча ржавого железа.

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу