Бизнес-идиотизм

Сразу напишу - мне известны частные случаи опровергающие все указанные ниже общие тенденции. Но вот именно в более чем 50 % случаев работают указанные ниже идиотизмы.


Второй момент - бизнес, по определению - это получение прибыли, следовательно идиотизмы - то, что эту прибыль снижает, заодно негативно влияя на общество.


Исторически от бизнеса в России ждать чего-то умного не особо приходится - в своей массе бизнес строится либо на отмывании капитала полученного преступным путём, либо на узаконенных формах мошенничества, либо на механизмах картельных сговоров. Так что идиотизм в бизнесе - закономерность, но от этого не легче.


1. Образование. Рано или поздно каждый бизнес сталкивается с ротацией кадров. Заплатив налоги бизнес в теории должен получать от государства специалистов с навыками, которые позволят без особых затрат заменить выбывших сотрудников. По факту приняв выпускника бизнес вкладывает в него большие деньги прежде чем он начнёт приносить прибыль. Почему нельзя воздействовать на систему образования? Почему нет систем постоянного повышения квалификации и профпереподготовки? Нет, бизнес будет платить налоги, терять деньги на выпускниках и на неквалифицированных специалистах, вместо того, чтобы используя свои ресурсы отладить систему образования.


2. Медицина. Аналогично с образованием. Вместо оперативного лечения сотрудников бизнес теряет сотрудников из-за врачебных ошибок и простаивает пока сотрудники сидят на больничных. Особенно доставляют те, кто давит на сотрудников с целью их с больничного вытащить. При болезни эффективность сотрудника не более 20-25% от номинальной, а при заразной болезни он с собой на больничный ещё не одного потащит, что в целом обходится гораздо дороже. При этом широко распространена практика платных больничных, причём настолько, что без взяток даже когда положено больничный давать не хотят.


Почему-то если оборудование выходит из строя, то его стараются побыстрее отремонтировать, забывая что перфоратор без рабочего абсолютно бесполезен.


3. Низкие зарплаты. Бизнес - это процесс основанный на циклах. Затратил-продал, прибыль (часть) в карман. Очевидно, что чем больше циклов, тем выше продажи и прибыль. Не менее очевидно, что для того чтобы купить у клиента должны быть деньги на товар, а с учётом того, что 90% клиентов - обычные работники и их дети, зарплаты которых напрямую зависят от бизнеса целесообразно платить больше, чтобы стимулировать рынок и экономику (положительная обратная связь).


Есть ещё один момент - при доходах ниже определённого уровня работник будет совмещать работу (семью кормить надо). Совмещение - это потеря производительности труда, а если такой сотрудник не совмещает - то он толком и не работает, а думает где денег взять.


4. Отсутствие планирования. Это мой "любимый" идиотизм. В нормальном бизнесе основные процессы всегда планируются. Есть планы повышения квалификации персонала, ремонта и замены основных средств, планы продаж, управления рисками... Но в ответ есть религиозная мантра "зачем заморачиваться". Да так... Совершенно незачем. Себестоимость в 1,5-2 раза всего подрастёт, качество упадёт... Мог выпустить качественную продукцию потратив 100 рублей, тратит 200 за дерьмо и не заморачивается... Вот только это дерьмо потом не особо и покупают, да и 100 уходит не в карман, а растворяется в тратах.


5. Предпочтение торговле. А это вообще "божественно". Экономика, это система. И физические законы говорят, что для того, чтобы что-то продать нужно это произвести. Законы экономики говорят, что объём потребления от количества предложения не зависит, но мозг топ-менеджмента слишком ограничен для базовых законов экономики. Допустим есть город с объёмом потребления по товару 100к в месяц, в нём 2 магазина с средней выручкой 50к. Поставим ещё 8, а потом "бля, а почему выручка в 6 раз упала"? Потому что из-за во-первых выручка делится теперь не на 2, а на 10 магазина, а во-вторых возросшие затраты подняли цены и часть потребителей или отказалась от товара или нашла сторонний канал приобретения.


6. Кредиты на товары. Одно из следствий п. 3 и 4. При покупке в кредит потребитель берёт сейчас, но потом он возьмёт на 20-50% меньше товаров т.к. эти деньги уйдут в банк, да часть из них вернётся через з/п сотрудников, но это будет небольшая часть. Выделить оборотку на рассрочки и повысить маржу... А зачем "заморачиваться"?


7. Слабая информатизация и автоматизация. По этому пункту у меня складывается впечатление, что многие работодатели считают, что задача работника - это процесс работы. Странно в целом, потому что практика показывает, что прибыль это не процесс, а результат труда. Чем производительней сотрудник, тем больше прибыль и з/п сотрудника. Часто встречается маразм "поставлю Х нужно будет уволить У сотрудников т.к. они не нужны". Пссс... По секрету - можно или увеличить объём выпускаемой продукции или открыть новое производство или (о ужас!) качество повысить...


8. Отсутствие объективных моделей поощрения. Тут аж два идиотизма. Или объективный учёт вообще не ведётся или он организован на основе отчётов, которые естественно никто не проверяет. В первом варианте сотруднику нет смысла напрягаться, во втором смысл есть напрячься, но только для составления красивого отчёта.


9. Нет контроля качества. Как показала практика многих компаний и сам рынок - качественный товар делать экономически выгодно и гораздо менее рискованно, потому как некачественный товар грозит как финансовыми, так и репутационными потерями. Но нет, во славу идиотизма мы будем гнать брак и жаловаться, что предпочитают импортное брать. За границей, наверное, внуки богов живут, раз умеют качественно делать, или им магия помогает.


10. Нет модели управления рисками. Управление рисками - наличие кадровых и материальных резервов на случай ЧП, а так же алгоритмы реагирования при наиболее вероятных происшествиях. Особенно "радует" когда бизнес строится вокруг некоторого ядра и при ЧП с этим "ядром" рассыпается как карточный домик.


11. Идиотская кадровая политика. Это даже не отдельный пост - это серия постов. От приёма и до увольнения. Вообще принято считать, что на должности кадровиков берут юристов-недоучек. Насчёт "бумажки оформлять" этот подход вполне разумен, но когда этому чуду доверяют сотрудников собеседовать... Или кадровое планирование осуществлять... Да ещё разбавим кадры "правильными" сотрудниками. В общем не будем о грустном.


12. Инструмент заменяется видимостью. Бывшие сотрудники госаппарата и военные привнесли в бизнес замечательный инструмент - видимость работы. Давайте вместо Х распилим деньги и скажем, что оно есть и не будем заморачиваться. Итог - деньги потрачены, результата нет, козлы отпущения (обычно квалифицированные сотрудники) уволены. Сплошные "плюсы".


К чему ведут эти и другие бизнес-идиотизмы? Экономика говорит, что есть два варианта - либо организация закладывает эти идиотизмы в цену товара, что влечет удорожание, либо организация становится банкротом.


Следствие вытекающее из первого - товары становятся не конкурентными на рынке, что влечёт увеличение доли импорта в экономике.


Получается замкнутый круг с положительной обратной связью, который работает как экономическое болото. В долгосрочной перспективе год подобной экономики может стоить до 3-5 лет восстановления.


Раздражает в этом даже не то, что бизнес просирает деньги, в конце концов это его деньги. Раздражает то, что некомпетентность в бизнесе сильно бьёт по всем нам со всех сторон.