Бесславная кончина крейсера Leipzig

Бесславная кончина крейсера Leipzig История, Флот, Корабль, Крейсер, Германия, Война, Вторая мировая война, Длиннопост

В 1944 году осеннее наступление советских войск привело в движение все более или менее боеспособные корабли Кригсмарине, находившиеся на Балтике. Крейсеру Leipzig было приказано выйти в море с целью минной постановки на входе в пролив Скаггерак, чтобы помешать возможным десантам союзников. Однако корабль был ещё не готов, так как с 8 октября проходил докование в Данциге, где производился мелкий ремонт. Наконец, 15 октября крейсер покинул базу в Готенхафене и отправился в арсенал Свинемюнде для погрузки мин.

Бесславная кончина крейсера Leipzig История, Флот, Корабль, Крейсер, Германия, Война, Вторая мировая война, Длиннопост

В это же время к Готенхафену спешил тяжёлый крейсер Prinz Eugen, который в течение четырех дней выполнявший роль плавучей батареи у прибалтийского побережья. Осенний вечер и густой туман делали видимость нулевой. Более того, в целях светомаскировки оба крейсера шли без огней. В 20:00 часов Leipzig запланировано остановился для отключения турбин, чтобы продолжить переход под дизелями. В этот момент из тумана показался форштевень крейсера Prinz Eugen, который вошёл в корпус Leipzig как нож в масло. Удар пришёлся в середину корпуса лёгкого крейсера между мостиком и трубой под углом 35 градусов. Из-за того, что нос Prinz Eugen плотно вошел в корпус лёгкого крейсера, корабли оказались сцеплены. Через огромную пробоину Leipzig принял около 1600 тонн воды, которая в итоге залила котельные отделения и другие отсеки. Корабль был обездвижен и обесточен. При столкновении погибло 11 человек, 6 пропали без вести и 31 получили ранения. Утром следующего дня корабли не без труда расцепили и отправили на ремонт.


Прибывшая в Готенхафен комиссия оценила повреждения Leipzig. Полноценный ремонт в тогдашних условиях был практически невозможен, да и по большому счёту не имел смысла. Пробоину залатали, дополнительно усилили корпус, наварив на него брусья, чтобы крейсер не развалилися прямо у причала. Корабль стал по сути плавучей казармой. С приближением к городу советских частей, командование привлекло крейсер в качестве артиллерийской платформы. К моменту захвата города Leipzig успел выйти в море на дизелях, развив скорость порядка 6 узлов. В ходе перехода корабль подвергался атакам, как с моря, так и с воздуха. Однако несмотря на все злоключения, которые случились с ним раньше, крейсер благополучно добрался до берегов датской коммуны Обенро, где и встретил капитуляцию Германии.


Полуразрушенный корабль не вызывал интереса у союзных держав в качестве трофея. Поэтому использовался, как плавучая казарма для немецких солдат, занимающихся разминированием. В соответствии с Потсдамским соглашением его полагалось либо разобрать, либо затопить. 16 декабря 1946 года в 11:00 часов подрывные заряды отправили многострадальный крейсер на дно к юго-западу от норвежского города Фарсунн.