Беларусь, Россия, Казахстан, чьим перевозчикам больнее?

Логистика Беларуси и России и без санкций были тесно связаны, но на фоне СВО и закрытия ЕС вынужденно в эту связку попал и Казахстан. Как это повлияло на грузоперевозки в трех странах? Давайте разбираться!


Внутренние перевозки, что происходит?


Согласно данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси», Белоруссия лидирует по росту внутреннего грузооборота +25% со второй половины второго квартала 2022 года. В России этот показатель скромнее- всего 19%. Казахстан остался в зоне стабильности - без взлетов и падений.

Беларусь, Россия, Казахстан, чьим перевозчикам больнее? Экономика, Дальнобойщики, Фура, Авто, Транспорт, Водитель, Экспорт, Длиннопост

Эксперты утверждают, что рост спроса на внутренние перевозки в Беларуси и России логичен и стал следствием снижения объемов товарооборота из стран Европейского союза. Впрочем, для белорусских логистов условием роста стала переориентация на свой внутренний и падение ставок на услуги грузоперевозки в Россию, а также рост конкуренции на этом фоне.


Что касается перевозчиков из Казахстана, то запрет на въезд в ЕС их не коснулся, видимо поэтому и радикальных изменений на внутреннем рынке республики не произошло.


Казахстан - чемпион по росту экспортного грузопотока


Но все кардинально меняется, когда речь заходит об экспортных перевозках. Рост в Казахстане этого показателя по сравнению с 2021 годом составил 270%! Что на фоне транспортных запретов Белоруссии и России вполне логично.


В соседней Белоруссии - этот показатель более скромный +6%, а в России +15%. В поквартальном исчислении все выглядит более пессимистично: -9% Белоруссия, -7% Россия. И только Казахстан в плюсовой зоне + 136%.


«Быстрая переориентация белорусов и россиян на восточные направления не позволила кривой спроса упасть еще ниже. Рекордно быстрое наращивание объемов перевозок с азиатскими странами частично компенсировало “просевшее” европейское направление. Потому в годовом выражении Беларусь все равно вышла в плюс. Перевозки же из Казахстана, которого не коснулись ограничения, начали резко набирать обороты».

Татьяна Солдатенко, «Биржа грузоперевозок ATI.SU в Беларуси»


Любопытно, что именно белорусское и российское направления и дали такой бурный прирост казахским перевозчикам: +138% и + 158% соответственно!


В Казахстан переместились российские и белорусские компании, работающие на экспорт, а также крупные игроки транспортных перевозок. Смысл прост- открыть казахское юридическое лицо и обойти санкции ЕС.


В России резко вырос спрос на импортные автоперевозки


И здесь все ясно. Соседнее государство стало одним из немногих государств-транзитеров, которые пока без особых проблем позволяют российским клиентам получать товары из-за границы.


И здесь в топе спроса, конечно, Россия, как главная пострадавшая сторона сот санкций и транспортной блокады. В поквартальном исчислении рост потребностей на импортные перевозки вырос на +45%, а в годовом +53%. Белоруссия на этом фоне отстает: поквартальный спрос снизился на -7%, а годовой на -2%. Как понимаем, Казахстан - сама стабильность и особых изменений в динамике перевозок не отмечено.


«Но надо понимать, что рост автомобильных грузоперевозок из других стран в Россию не значит увеличение импорта в эту страну. Здесь, скорее, речь о компенсации автомобильным транспортом морских перевозок»

Татьяна Солдатенко, «Биржа грузоперевозок ATI.SU в Беларуси»


Такие вот логистические пироги.


Желаем всем терпения и удачи!