Bazaar Berlin 2022. Наша первая европейская выставка
Как мы впервые за 60 лет истории выставки привезли казахстанский бренд сумок и аксессуаров.
Расскажу о нашем опыте участия в одной из крупнейших выставок-ярмарок Европы Bazaar Berlin 2022 с цифрами и впечатлениями от мероприятия и самого Берлина. Будет полезно тем, кто производит и продаёт что-то физическое и желает предложить свою продукцию европейскому покупателю.
Впервые о том, чтобы вывезти продукцию своей Мануфактуры на зарубежную выставку я задумался ещё в 2019 году. В Фейсбуке прочёл пост одной берлинской френдессы об их ярмарке с полувековой историей. И о том, что там никогда не было ни одного представителя Казахстана. Сразу появилась цель - участвовать. Тогда эта мысль казалась малореальной и очень смелой, но смелость, как известно, города берёт. Поскольку денег на это дело нужно некоторое количество, я решил зайти со стороны государственных интересов. Вышел на администрацию области, рассказал им о ярмарке, о том, что в ней участвует практически весь мир и наши соседи по СНГ. А вот Казахстан ни разу не принимал участия, что не очень хорошо для престижа. Предложил организовать общий стенд-представительство страны для нескольких производителей. Идея понравилась, но в таких делах никогда ничего не бывает быстро. Слишком неповоротливая машина - государство. А тут резко подкралась пандемия. Даже тогда нам уже было, что показать из модельного ряда, хотя мы тогда и мы сейчас - это две разные вещи. За два года пандемии мы здорово рванули и в качестве и в количестве моделей.
Ни дня коллектив не сидел без дела, даже в самый жёсткий карантин в Казахстане передвигались по специальным справкам, которые давали право на работу отдельным отраслям.
Двадцатый год прошёл шустро. К концу года мы получили Свидетельство о регистрации собственной торговой марки - ALEX HARTUNG. Регистрацию бренда я затеял специально с прицелом на еврорынок. Имя не вымышленное, это реальная фамилия моей семьи по маминой линии. У семьи очень сложная история - от престижной должности прадеда начальника лесозаготовок Московско-Казанской железной дороги и собственного особняка в Москве перед Революцией и до эмиграции в Харбин и Карагандинского лагеря для моего деда по пресловутой 58 ч.2. Всё это теперь лежит в истории бренда и маркетинге.
Мои прадед и прабабушка Александр и Элла Гартунги
Но снова к выставкам. В начале 21-го года стало понятно, что рано или поздно общественные события возобновятся и я решил действовать. Мысль о берлинской ярмарке по прежнему висела в воздухе, но я решил расширить круг интересов. Прицелился сразу в "слона" - миланская выставка кожгалантереи MIPEL. Проходит дважды в год, в сентябре и феврале в самом легендарном Милане - мировом центре коммерческой моды. С точки зрения бизнеса, это более "наша" выставка, ведь она организуется для байеров. Но и требования там сильно сложнее. В апреле написал организаторам, заполнил анкету, отправил на утверждение и через пару дней получил ответ, что наш сайт посмотрели, наша продукция проходит по их стандартам и нас будут рады видеть. Стоимость участия в сентябре 2021 пока не утверждена, но в прошлые годы ставка была в районе 3700 Евро за минимальный стенд в 10 квадратов. Более точно обещали сказать летом.
Прикинув расходы на перелёт и отель для двоих, я наметил эту цель для собирания бюджета. Бюджет для нас был неподъёмный, но у меня была уверенность, что мы деньги найдём. Забегая вперёд скажу - так и случилось. Однако летом меня "обрадовали". Минимальная стомость стала 5900 плюс возможный 15-дневный карантин в миланском отеле - представляете масштаб трагедии? Милану мы сказали: "Чуть позже".
В какой-то момент я решил не забирать так круто и "потренироваться на кошках". Весной 2022 года была запланирована выставка в Москве Mosshoes 2022. По всем параметрам участие было гораздо проще. Во-первых, сильно дешевле стенд - в районе 150 тысяч рублей. Дешевле отель, дешевле перелёт и плюс отсутствие таможенных барьеров и карантинов. С точки зрения PR, эффекта было меньше, но российский рынок мы считаем одним из главных, да и для казахстанского бренда московская выставка с 27-летней историей тоже совсем недурно. Так и решили. Заключили договор, оплатили двумя частями, собрали в январе 2022 коллекцию и упаковали чемоданы. Вылет из Астаны(тогда Нур-Султана) у нас был 25 февраля...
Ну, вы понимаете, да? 24-го я с чемоданом слушал новости и медленно обтекал.
Однако, на переправе коней не меняют. И планы свои я также стараюсь держать до последнего. И мы, вдвоём с женой Надеждой - моим надёжным партнёром и незаменимой помощницей - полетели.
И участвовали, и получили опыт. Если эта часть истории интересна, я её опишу в следующий раз.
Следующий этап - Берлин. В апреле я написал организаторам. Нас снова посмотрели, снова одобрили и предложили заполнить заявку на участие. Заявку приняли и выставили стоимость стенда. Минимальный стенд - 2380 Евро. Срок проведения со 2-го по 6-е ноября включительно, всего пять дней. В стоимость входил большой стол, два стула и один стеллаж, который можно заменить на ещё один стол. Пара спот-прожекторов и розетка.
В июле нам прислали инвойс на оплату, оплатить нужно было до 2-го сентября. Собирание денег несколько затянулось, поэтому отель и перелёт мы бронировали достаточно поздно. Как следствие, вышло несколько дороже, особенно отель. Leonardo Hotel на Вильмерсдорфер штрассе, 32. В конечном итоге он вышел нам на двоих в 918 Евро за 10 ночей. Брали с запасом в пять дней перед открытием выставки, чтобы осмотреться и решить мелкие вопросы. Если бы я бронировал отель весной, можно было сэкономить процентов 30. Но весной не было полной уверенности, что мы поедем. Летели компанией LOT через Варшаву. Ничего выдающегося, обычный лоукостер, вышел на двоих в 1050 Евро туда-обратно.
Как везли сумки? С собой, в багаже. Поскольку их было немного, всего около 30, по паре экземпляров одной модели. Для упаковки использовали картонные коробки Казпочты, в них укладывали сумки в полиэтилене, а коробки - в большие китайские сумки, которые все знают.
В общем, старый добрый челночный метод. Естественно, пришлось пожертвовать нашими фирменными коробками, для них просто не было места.
В Берлин мы прилетели поздно вечером 27-го октября, взяли такси - небольшой бус, ибо с нашими баулами в обычную легковушку нас не взяли. Обошлось в 60 Евро. Больно, но и ехать 40 минут до центра. Дни до вставки потратили на небольшое знакомство с городом и встречи с друзьями.
Город очень большой, безусловно интересный и противоречивый. Местами фешенебельный, местами откровенно грязный. Население очень пёстрое. От степенных и основательных стариков до самых невероятных творческих фриков. Если хотите хлебнуть эклектики и впечатлений от людей, Берлин для вас. Если нужен покой, чистота и немецкий порядок - проследуйте в другие города. На 4-5 день ты уже привыкаешь к самым разным формам самовыражения и престаёшь удивляться. Но, чтобы что-то хорошо понять в любом большом городе, вам конечно нужно несколько месяцев, а не дней.
Обязательные Александрплатц, Рейхстаг и Бранденбургские ворота мы, конечно, осмотрели.
В городе огромное количество заведений, голодным не останешься никак, но еда очень недёшева, по меркам Казахстана, примерно в два-три раза дороже, чем у нас. В последние несколько дней нашли очаровательную итальянскую тратторию - очень сытный ужин с вином на двоих за 25 Евро.
Итак, ярмарка. Место проведения - Messe Berlin, старый выставочный комплекс, который повидал Третий Рейх, о чём не таясь вам сообщат исторические фотографии на стеллах перед Северным входом. Немцы тут историю не прячут. Сама ярмарка Bazaar Berlin в прошлом году отметила юбилей - 60 лет. Занимала 4 больших павильона, хотя до пандемии бывало до 11-ти. Наш стенд под номером 136 был в центре 20-го павильона.
1-го ноября начали заселяться. Сразу скажу, оборудование и общий вид меня вообще не впечатлили. Москва в этом смысле была сильно лучше. Страшный деревянный стол мы закрыли купленной в Lidl скатертью, а по белым стенам развесили наши рекламные фото на лесках и часть сумок. Благо, есть небольшой опыт участия в фотовыставках. Стенд вышел небогатым, но мы предпочли назвать его "стильным")).
Надежда на нашем стенде
При открытии никакой помпы и церемонии - просто начали запускать посетителей в 10 утра 2-го ноября. Кстати, вход на выставку платный, 10 Евро, что никак не смущало посетителей. К моему приятному удивлению поток людей на выставке был ОЧЕНЬ плотным и довольно ровным. Временами народу было просто битком, причём все пять дней выставки. Отлучиться со стенда было почти нереально, только по очереди.
Натурально, рабочий день с 10 до 7 вечера. Поэтому, оставшиеся дни мы провели безвылазно на своём стенде. Пообедать можно было там же, на втором этаже. Мы столовались у вьетнамцев - порция лапши с курицей за 10 Евро.
На ярмарке можно найти всё подряд - от местных сыров и колбасы, до африканских барабанов, ювелирных изделий и дизайнерской одежды.
Участники со всего мира. Отдельный павильон посвящён странам Африки. Посетители очень разные - от очень простых с виду людей, до хорошо обеспеченных. Покупают всё подряд, как и положено на ярмарке. В итоге должен сказать, что ярмарка очень живая и рабочая и дальше, думаю, будет лучше, по мере восстановления после карантинов. Свои коррективы, конечно, вносит общемировой кризис, но это не значит, что вся жизнь должна замереть.
Итак, зачем это было нам? Себя показать. И выяснить реакцию на наши цены и качество. Не подкачало ни то, ни другое. Мы распродали примерно половину того, что привезли и получили заказы на другие позиции. Наша ценовая ниша, от 150 до 300 Евро за сумку, абсолютно жизнеспособна, а качество исполнения легко выдерживает конкуренцию с гораздо более дорогими брендами.
Мы совершенно уверенно чувствовали себя и в Москве, и в Берлине. Получили хорошую "прессу" на родине и теперь с полным правом говорим, что были первым казахстанским брендом сумок на двух международных выставках. Сейчас мне это сильно помогает в общении с государственными чиновниками, вплоть до Сената, где я доносил некоторые свои соображения по части поддержки предпринимательства.Кроме того, это был очень полезный опыт, который придал новой уверенности. 2023 год намечен годом выхода в физические точки продаж, обновления сайта и расширения работы с корпоративными клиентами. В целом, я доволен. Масса впечатлений и опыта и приглашение к участию на ярмарке всё в том же Милане. Если у кого-то возникнут конкретные вопросы по подробностям участия, пишите, помогу контактами организаторов и посильными советами.
Бизнес
2.5K постов32.8K подписчика
Правила сообщества
Разрешены только посты с тегом "моё".
Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.
Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.
Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".
Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.