Автоматизация предприятий: как это сделано

А расскажу-ка я вам, что такое автоматизация производства с точки зрения автоматизатора со стажем, ибо из-за отличной экономической ситуации в стране заказчиков все меньше и меньше, и есть время закрыть некоторые вопросы стереотипного характера. Это не будет скучная шняга в стиле «хуе-мае смотрите ГОСТ 222222» или модерновая запредельная тупизна в стиле «хуе-мае бесшовная интеграция, машин-лёрнинг и т.д.», а также обещаю материться только в случае крайней необходимости, для придания неких экспрессивных ноток моему повествованию. Напоминаю, речь идет о том, что называется «реальный сектор экономики», это производство и переработка, это наемный труд, который оплачивается не полностью и создает добавочную стоимость, которую присваивает хозяин средств производства. Хуета типа творческих стартапов, создания брендов и прочая тошнотворная пидорская, а также любая другая гуманитарная деятельность не рассматривается.

Итак, что же такое на самом деле есть автоматизация производства, если не поебень по типу примеров абзацем выше? Давайте немного вспомним историю, без точных дат конечно же. Люди, жившие при СССР, должны помнить, что при коммунизме всячески клеймили науку под названием «кибернетика», считали ее лженаукой, отрыжкой и продажной девкой империализма, придуманной для более полного угнетения рабочего класса (и ниггеров, но это неточно) в качестве теоретического обоснования. В самом деле, почему-то идея о том, что все в природе подчиняется общим базовым принципам, и общими же базовыми методами можно воздействовать на любой процесс – эта идея коммунистами воспринималась враждебно, и до перестройки кибернетика пребывала в забвении. На текущий же момент можно определенно сказать, что кибернетика – единственная наука об управлении вообще. Когда методы и правила кибернетики применяются к производственному предприятию одновременно и совместно с разворачиванием инфраструктуры ИТ (АСУ ТП можно рассматривать отдельно, можно вместе, лучше вместе – будет более интегрированное решение), получается автоматизация производства. Здравый смысл подсказывает, что автоматизация имеет смысл только в том случае, если она полная, охватывает все процессы в предприятии, которые создают добавочную стоимость и влияют на стоимость продукции/работ/услуг, в идеале – вообще все процессы предприятия. Ибо, как тот же самый здравый смысл подсказывает, а практика подтверждает, на границах автоматизированного и неавтоматизированного процессов всегда будут следующие проявления: потеря времени, потеря нервов, врожденный, приобретенный и демонстративный тупизм исполнителей, необходимость делать одно и то же минимум два раза, раздражение людей будет расти и т.д. Поэтому либо полностью, либо потеряете время и деньги. Никогда не верьте мудакам, которые будут вам ссать в уши типа того, что базовый комплект предлагаемой к внедрению CMS всего 100000 рублей, а потом можно будет прикрутить модуль для склада, модуль для бухгалтеров, модуль для завхоза, и, наконец, модуль для хуя в вашей жопе за ваши же бабки. Это, конечно, хорошо, и вроде как рассрочка, но имейте в виду, год такой частичной автоматизации приведет к тому, что ваших сотрудников будет тошнить от слова «автоматизация», лучше оставьте все в екселе, это по сути та же ситуация, только люди к ней привыкли и не вызывает негатива в коллективе. Еще один момент про т.н. «коробочные» решения заключается в том, что Г-сподь создал нас всех разными, и нет ни двух одинаковых людей, ни двух одинаковых производственных предприятий. Соответственно, либо заказчик вынужден мириться с недостаточным функционалом стандартного продукта, либо потребуется индивидуальная доработка, тут как повезет, есть серьезный риск, что доработчики не смогут вникнуть в бизнес, и будут месяцами тянуть из заказчика бабло, а в итоге не сделают так как надо, и все друг на друга будут обижаться.

Небольшое отступление для любителей ексель-автоматизации, тут частенько проскакивают посты типа «как забубенить пинг сервера из екселя». Ексель никакого отношения к автоматизации не имеет, автоматически там только функции калькулятора используются. По факту Ексель – враг автоматизации, он ненадежен, тормознут, забагован, подвержен атакам всяких зловредных скриптов, возможности совместной работы в нем над одним файлом ограничены. Это несерьезно, несмотря на определенное количество success-stories на эту тему, которые впрочем, не имеют отношения к тру-автоматизации.

Ну да Б-г с ним, с софтом, сейчас будет настоящее откровение для продавцов всяких CMS EDMS и прочих систем. Не существует ни одной программы для компьютера (и не будет существовать даже теоретически), которая может исправить неправильную систему управления предприятием. Все, точка, это законченная мысль, аксиома, альфа и омега, блять. Отсюда вывод: автоматизация предприятия должна начинаться с реинжиниринга всех бизнес-процессов, с целью их полной формализации. Формализация бизнес-процесса сводится к точному определению форматов входных и выходных данных к исполнителю каждого этапа процесса, точному определению конечного набора действий исполнителя при всех возможных условиях, наличию средств контроля за исполнительской дисциплиной, наличию четко детерминированной связи результатов контроля с системой материальной мотивации персонала. Если сказать по-простому, в результате формализации бизнес-процессов все сотрудники точно знают, когда, как, зачем, почему, в какие сроки и что именно им нужно делать, сколько им прибавят к итоговой з/п за успешное выполнение алгоритма, сколько вычтут за косяки, и что косяки все равно придется исправить. На этом этапе на большинстве «красных» предприятий (это там, где коммунизм до сих пор) сотрудники начинают открыто выражать сомнение в том, что это будет работать: много людей набираются по принципу родства/знакомства, от производства они далеки, формализация выявляет это с вероятностью 100%, как и любой другой косяк/лишнее звено в системе управления. Конечно, бывают конфликты, итальянские забастовки и т.д., но обычно владельцам предприятия похую на эти тонкости, они люди серьезные, решили делать – значит делать, тем более мы всегда берем аванс перед заходом на объект, в договоре прописан этап уточнения ТЗ – это оплата за него, вернуть не сможем, сорян. И к тому же у нас всегда есть бумага с подписью главного человека в конторе, в которой написано что надо делать как мы сказали, а если непонятно то разъяснения дает лично гендир или даже кто повыше.

С бизнес-процессами разобрались, зарегулировали локальными правовыми актами (приказы по предприятию), можно начинать непосредственно автоматизацию, т.е. замену ручного труда железками. Начинаем обычно с отдела снабжения, это основной канал ухода денег за пределы конторы и к тому же практически все остальные подразделения в своей работе сталкиваются с взаимодействием со снабженцами. То есть, автоматизируем снабжение – вовлечем в автоматизацию почти всех. Тут опять будут конфликты, потому что мы лезем в карман начальнику отдела снабжения. После внедрения все его телодвижения и цены закупок будут анализироваться специальным алгоритмом, все аномалии ценообразования будут подкрашены красным, короче говоря, везде один и тот же театр, на сцене начальник ОС: «ваша программа виснет», «ваши компьютеры не работают», «я нажал ничего не произошло», «меня неправильно обучили», «мы так не работаем» (несмотря на то, что новый порядок уже утвержден приказами лол). Рецепт простой: сажаем за комп, просим воспроизвести действия, держим в запасе логи кликов персонажа, продавливаем вежливо, уточняем, что это не наша прихоть, а задание владельца. Напоминаем, что от результативности, зафиксированной в системе, зависит размер оплаты труда.

С остальными подразделениями будет проще, намного проще. Они прекрасно будут видеть, как капитулирует отдел снабжения, сделают нужные выводы, возможно позлорадствуют немного в курилке.

Теперь рассмотрим очень частый вопрос от собственников бизнеса и лиц, их представляющих на собраниях: «Ну ладно, красивые дашборды, СЭД, ок, вопросов нет, но где моя выгода?» - вопрошают они, и имеют полное право, ведь единственное предназначение бизнеса – приносить прибыль, а тут видно куда платить, но не видно откуда вернется и вернется ли. Даю развернутый ответ, подключите воображение.

Есть такое понятие Big Data. Представьте себе, что некий завод обвешан датчиками на конвейере, датчиками присутствия рядом со станками, сами станки оборудованы кучей датчиков, датчиками открытия и закрытия дверей, датчики температуры, потоков воздуха, состава воздуха, состава адских смесей, текущих по трубам в цехах, сотни датчиков на двигателях конвейера (АСУТП), камеры с аналитикой на нейросетях, СКС с сотней клиентских компов, на которых стоит клиентский софт для работы в автоматизированной системе предприятия, кадровики заполняют табели, бухгалтеры ебашут платежки и накладные, на складе грузят товар клиенту. Весь этот комплекс устройств генерирует очень большой поток данных, каждую секунду тысячи записей в БД, десятки гигабайт данных в день, терабайт-другой в месяц. Зачем и куда столько данных, какой в них толк? ОК, представьте себе, что все это сведено на один большой сводный график на громадном мониторе, и в общем-то, это есть цифровой слепок состояния всей конторы в реальном времени. Теперь чуть ниже в том же временном масштабе мы размещаем график оценки годовой прибыли, исходя из текущих фактических бухгалтерских отчетов из 1С. И просто ищем корреляции (соотношение) между тем, что предшествует спаду или подъему на графике прибыли. Чем больше источников данных – тем лучше. Немного магии со сверточными нейронными сетями – и вот мы точно можем сказать, что вот буквально этот слесарь не должен выходить в одну смену вот с этим мастером цеха, ибо есть основания считать, что это плохо для бизнеса, вот факты, на графике все видно. Вот зачем это надо: помогать в принятии управленческих решений и контролировать их исполнение. Но основной эффект от автоматизации заключается в наведении порядка на этапе формализации бизнес-процессов и внедрении понятной всем системы материальной мотивации персонала. Я не сказал KPI, это понятие не всегда применимо и не везде. Для собственников бизнеса результат выглядит как красивый сайт с дашбордами на планшете, и возможность получить любую информацию о состоянии дел в конторе в реальном времени, если вдруг она им понадобится.

Заказчик должен быть уведомлен о том, что система нуждается в подержке, репозитории для исходников, распорядительной, технической и сопроводительной документации создаются в первый же день работы, все фиксируется в них, видна вся история. Кто-то делает по-другому, мне удобнее гитлаб.

Сколько это стоит? В описанном варианте «под ключ» от 20 до 150 тысяч долларов, все индивидуально, см. выше. Много денег означает большую закупку техники – сервера, АСУТП на базе сименса, недешево в общем.

Сколько это занимает времени? От полугода до полутора лет, можно быстрее, но не все можно ускорить за деньги, все индивидуально, см. выше.

Все вышеизложенное в общих чертах поясняет два основных вопроса про автоматизацию: в чем она заключается и зачем она нужна. Автор описанным способом участвовал в автоматизации более чем десятка предприятий как в качестве заказчика, так и исполнителя, все приведенные примеры и методы работы реальны и основаны на личном опыте. Автор не ищет работу, но немного пиарится, не будем тыкать в него сильно пальцем. Вопросы задавайте в комментах, только пож-та, не просите оценить стоимость проектов по вашему описанию, спасибо)