Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши

Введение

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Социалистическая Польша, наряду с Советским Союзом, Чехословакией и Германской Демократической Республикой, обладала довольно развитой автомобильной промышленностью. Польский автопром в разное время производил грузовики, легковые автомобили и автобусы. Легковушки в период существования социалистического строя в Польше производились двумя изготовителями - Fabryka Samochodów Osobowych (FSO, в переводе на русский - Фабрика пассажирских автомобилей) и Fabryka Samochodów Małolitrażowych (FSM, Фабрика малолитражных автомобилей). Эти два завода были известны и "польскими ФИАТами" - 125p, он же "Комод" и 126p, он же "Малюх" (Maluch). Но все же, им удалось создать модель автомобиля, которая по достоинству была оценена как в соцблоке, так и на Западе. Речь пойдет о "Полонезе", названном в честь известного польского танца.


Кузен "Жигулей"

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Полонез", экспортная версия для Великобритании, фото начала 1980-х годов


После того, как начиная с середины 1960-х было налажено производство лицензионных версий автомобилей марки ФИАТ, которые специально для производства в Польше были упрощены, полякам получилась сделать относительно недорогой, но современно выглядящий автомобиль. Однако затем польские ФИАТы постепенно устаревали даже на фоне вазовских "копеек", "троек" и "шестерок", которые пережили не одну модернизацию, и несмотря на успевший устареть дизайн, выглядели на фоне "комодов" как-то свежее. Например, в отличие от тольяттинских собратьев, польский ФИАТ 125p имел устаревший привод клапанов ГРМ с помощью толкателей нижнего распредвала и рессорную заднюю подвеску. Зато тормоза были дисковые, что было более эффективно.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Комод" и "Тройка"


К тому времени, назрела необходимость создать нечто новое. В то время как в Советском Союзе в производство были запущены "Нивы", ставшие первым компактным кроссовером, а также разрабатывались "Жигули" пятой модели, запущенные в производство в 1980 году, в Польше начали разработку и производство совершенно новой модели.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Страница из британской брошюры 1979 года со сравнением характеристик машин. Первый - "Полонез".


Разработка машины началась с 1974 года, и за помощью поляки обратились опять же к итальянцам. Дизайн будущего "Полонеза" разрабатывал итальянский дизайнер Джорджетто Джуджаро, и новая машина чем-то получилась схожей с Simca 1307, который считается прототипом "сорок первого" "Москвича". Причем, автомобиль был спроектирован на шасси 125-го польского ФИАТа, что делает машину родственником "Лады". В итоге в 1978 году свет увидел угловатый пятидверный хэтчбек с наклоненным лобовым стеклом. В свое время эта машина получилась довольно безопасной и отвечавшей даже американским требованиям по безопасности и весьма комфортной.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Трехдверный вариант, версия конца 1980-х


От старенького ФИАТа (или FSO 125p), который переживал модернизации, "Полонез" по конструкции все же отличался не только внешне. Привод сцепления стал механическим, а цепной привод ГРМ был заменен на ременный, а также были незначительно изменили передаточные числа в коробке передач. Кроме того, в конструкцию были включены энергопоглощающие зоны с запрограммированной деформацией кузовных элементов. По аэродинамике автомобиль оказался обтекаемее "Лад", включая первые переднеприводные семейства 2108/09/099. А благодаря богатому оснащению и просторному салону, он получил спрос даже в Западной Европе и КНР. Но в самой Польше "Полонез" в основном был машиной полицейской либо более "люксовой", чем 125-й.


Мотор и обновления


"Полонез" пережил несколько модернизаций (1983, 1986 и 1989), обновлений, в том числе обновления и замены мотора. Изначально "Полонез" был сделан в вариантах с двигателями объема 1.3 и 1.5 по схеме OHV от старого 125-го, но затем и он получил собственную линейку. Обновления касались и внешнего вида машины. В том числе, появилась и лоукост-версия, получившая букву C в индексе.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Лоукост" с угловатыми фарами


В частности, "лоукост"-версия отличалась большей упрощенностью по сравнению с обычными вариантами. Но главным отличием была прямоугольная оптика вместо круглых фар. В 1986 году "Полонез" пережил рестайлинг - он получил пластиковую решетку радиатора, была улучшена обзорность. Последний рестайлинг "тот самый Полонез" пережил в 1989 году - в частности, он получил новый вид задней части кузова.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

"Полонез" 89-го спереди...

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

... и сзади


Caro и Daewoo: "Полонез" в 1990-е годы

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Caro


В 1991 году вышла модернизированная версия "Полонеза", получившая наименование Caro, отличавшаяся новым видом передней части. Как и "Самара", "Полонез" стал "длиннокрылым" и смотреться современнее. Была создана и версия в кузове седан, получившая название Atu. Затем, в последней модернизации, "Полонез" получил приставку Plus. Но это уже совсем другая история, связанная с тем, что данная марка попала под контроль южнокорейского концерна Daewoo.

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Atu Plus


Эпилог

Автолегенды: Часть 4. "Полонез": лучший автомобиль Польши Авто, Польша, История, История автомобилей, Видео, YouTube, Длиннопост

Польский развозчик тофу. Скриншот из BeamNG Drive


Действительно, "Полонез" в свое время получился довольно прогрессивным. Но в то же время, он стал устаревать. Однако, у поляков все же получилось создать одну из самых лучших машин. Стоит заметить, что "Полонез" имеет отчасти общую судьбу и с "Иж-Одой" - новая машина на старом шасси. Но польская машина имеет историю более богатую.

Бонус: Inicjal D. Ролик сделан в Assetto Corsa