352

Аутизм и первый класс

Прошу прощения у регулярных подписчиков — нет никаких сил для термоядерных постов. Но есть одна тема для аутистического сообщества, навеянная волной постов последнего месяца.

Иногда некоторым людям исполняется семь лет, и из-за этого они отправляются в школу. Обычно в начальной школе можно учиться на родном языке. Но ситуация становится слегка специфичной, если семилетке нужен то ли язык дельфинов, то ли язык программирования; в родах и склонениях русского языка он до сих пор путается, а местоимения считает чёрным колдунством.

Семилетку зовут Юра, у него расстройство аутистического спектра, и год назад в сообществе был пост о нём в ремонте. Теперь он отправился в школу — и здесь будет пара слов о том, как это выглядит.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Обычно в первом классе упор делают на письме, чтении и арифметике. Есть толпа учеников, есть учитель, учитель что-то объясняет, ученики слушают и, если они понимают материал — то проблемы нет...

Стоп, а если они могут понять материал, но им не интересно существование учителя; а в незнакомой среде могут уйти в себя и заварить дверь? Приходится учиться другим вещам.

Важнее всего первокласснику с аутизмом научиться списывать и подглядывать. Нет, у остальных учеников это как-то само получается, но герою поста Юре пришлось для начала разобраться — зачем вообще эти одноклассники нужны и какой с них толк. А толк в том, что в соседской тетради первым возникает не ответ, а вопрос. Если ты этот вопрос прослушал, соседская тетрадка становится крайне ценным ресурсом.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Второе — собственно, концентрировать внимание на учителе. Обычно это тоже само получается, а у кого не получается — тем раздают люлей порицания. Тупиковый путь, если само не получается, а порицания существуют где-то в альтернативной вселенной. Учебная программа при аутизме предполагает, что в начале рядом с учеником должен быть тьютор, который подскажет, куда слушать. Не задачу, не ответ — именно, куда нужно направить внимание, чтобы услышать вопрос. И будет подсказывать, пока у ученика не начнёт получаться. А чтобы получалось, выдаст в нужный момент подходящее поощрение.

(Это, конечно, вообще не сработает, если ставку тьютора приписали тому же учителю первого класса — раздвоиться, чтобы одновременно давать всему классу задачку и обращать на неё внимание отдельного ученика у него всё равно не выйдет. А выйдет Ѣ-ский цирк, когда и класс не занимается, и отдельный ученик с аутизмом не учится в классе работать).

Как сделать так, чтобы тьютор был в реальности и не помер с голода — отдельная история (в нашем случае, если коротко, есть маленький класс детей с аутистическими расстройствами, поддержанный фондом президентских грантов). Но если тьютор есть, дело двигается. Начинать приходилось с отдельных занятий в мелких группах, позже начали получаться и уроки вместе с большим классом.

...чертовски удобно, если поощрением работает возможность написать на доске порцию примеров или пересчитать после занятий лампы во всех кабинетах.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Обстановку тоже изучали заранее. Ещё летом построить маршрут (и ездить только по нему до декабря, пока велосипед не начал тонуть в сугробах); заранее осмотреть школу изнутри (всю, до чердака); выбрать удобную одежду (даже не надейтесь, что ваш ребёнок с аутизмом согласится сменить цвет однажды выбранной рубашки); написать расписание (главное не промазать со временем).

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Если школа даёт отдельное место, где восемь первоклассников со своим аутизмом могут передохнуть (и перебеситься) от шума больших компаний и потренироваться работать небольшой группой, от этого будет польза всем.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Все эти сложности нужны, чтобы смочь учиться с обычным классом... Ну, и чтобы обычный класс привык к компании нескольких странных одноклассников.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

А что же с арифметикой по программе? Да всё хорошо с арифметикой первого класса, все стены ею исписаны.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

...И не только стены. И не только первого класса.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост
Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

...Вот вам кошка и лампа, кошке на старости лет тоже приходится учиться.

Аутизм и первый класс Аутистические расстройства, Дети, Родители и дети, Школа, Начальная школа, Инклюзия, Длиннопост

Правила сообщества

Запрещается эйблизм, то есть, любая форма дискриминации по признаку психического или соматического здоровья.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
12
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вычисляет квадратные корни?

О.О

раскрыть ветку (16)
9
Автор поста оценил этот комментарий
Только из квадратов целых чисел до двенадцати, если честно.
раскрыть ветку (14)
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Круто. Я уже смутно помню, но кажется само понятие корня узнал гораздо позже.

раскрыть ветку (1)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще, тут как вышло — он из любимого мультика случайно выучил числа-квадраты. А раз уж выучил квадраты — чего бы не рассказать, что есть специальный значок для стороны квадрата?
А вообще, это программа средней школы.

Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий

У Вас ресурсный класс? Я правильно понимаю?

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Именно. Не стал упоминать этот термин в посте, чтобы не посвящать весь пост пояснениям, что это такое вообще.
раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Можно узнать в каком городе организовали? И каким образом Вы добились ресурсного класса. У самого сын с подобной проблемой. Скоро 7 лет и стоит вопрос со школой.

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Новосибирск.

В первую очередь, надо разузнать мировоззрение директоров окрестных школ. Вот тут писал по пунктам, что понадобилось сделать: #comment_196446805

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, в принципе ознакомились заранее что необходимо. Пока всё на уровне бумажной бомбёжки в разные структуры. Очень интересно пишете про сына))) у меня тоже чудик ещё тот))

раскрыть ветку (2)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Напишу свой опыт. Нам тоже 7 лет. Директорам школ и отделам образования вы до одного места. Вы для них лишняя головная боль.

Ищите некомерческие организации НКО, оициальные объединения родителей. Можете тупо убивать в поиск сообщества "Аутизм город N-ск. Выходите на их руководство.

Схема если упрощенно такая НКО собирает группу детей, документы на них, ищет тьютеров, собирает документы на грант или гос.субсидию, потом находит школу которая готова освоить эти деньги. Потом начинает формироваться ресурсный класс.

Заинтересованные родители принимают активное участие в оформлении документов, открывании нужных дверей, привлечению грантов.

Я пока в начале пути, скоро будет встреча руководства НКО и родителей будущих первоклашек аутиков. У нас город 150 тыс, есть два класса у этого НКО, хотим третий открывать. Все классы в разных школах.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да, мы нашли нко, начали работу.

0
Автор поста оценил этот комментарий
Скажите, пожалуйста, на базе какой школы этот класс?
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще, в Новосибирске школ с такими классами около десятка. Мы в 162, номер на первой фотографии виднеется.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо.
0
Автор поста оценил этот комментарий

ну их по идее можно просто запомнить)

0
Автор поста оценил этот комментарий
Да я сам надолго задумаюсь, в вычислении корня из числа больше 144) а если он еще и целым числом выводиться не будет..
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

6 лет аутичное расстройство. До 4х лет не говорил. К 5 с логопедом кое как вытянули речь. Потом пошло поехало по ютубу сам выучился читать, от туда же выучил английский и научился читать по английски, словарный запас на английском слов 200, но специально никто не занимался. Сейчас к 6 годам, читает, пишет русский, английский, сложение, вычитание до 20, из последних самостоятельных увлечений шахматы часа по два (ДВА Карл!) в день, и опять таки через ютуб учит таблицу умножения.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку