Альма Пиль

Альма Пиль Искусство, Художник, Творчество, Карл Фаберже, Ювелирное дело, Дизайнер, История России, Длиннопост

Альма Терезия Пиль (1888, Москва —1976, Хельсинки) — одна из известнейших ювелиров XX века; работала в фирме Карла Фаберже , являвшейся поставщиком Двора Его Императорского Величества художником - дизайнером.

Родилась 15 ноября 1888 года в Москве в шведской семье.

Её родители были из семьи обрусевших шведов, говоривших между собой по-русски, но сохранивших лютеранскую веру.

Дед — Август Холмстрём, ювелир фирмы Фаберже.

Отец — Оскар Пиль в 1887—1897 годах был главным мастером московского отделения фирмы Фаберже. мать — Фанни Флорентина Холмстрём, дочь ювелира, и сестра ювелира.

После смерти отца в 1897 году Альма переехала с матерью и братьями в Санкт-Петербург. Окончила школу Святой Анны - Анненшуле. основанную в Санкт-Петербурге в 1736 году для обучения детей немецких поселенцев.

Училась рисованию у Е.Э. Якобсона , бывшего учителем рисования в Анненшуле, и одновременно работавшего постоянно у Карла Фаберже. После окончания школы, с 1905 года, училась в Центральном училище технического рисования барона Штиглица.

В 1912 году вышла замуж за Николая Клее (1879—1960), из семьи петербургских немцев. совладелеца Гранд Отеля Европа в Петербурге. Детей в браке не имела, воспитывала с 1935 г. племянницу, Лидию Артуровну Пиль (1928—1996) .

В 1909 году поступила на работу в фирму Фаберже.

Стала первой и единственной женщиной, работавшей в ювелирной фирме Фаберже.

Дядя Альберт Августович Хольмстрём, возглавивший мастерскую ещё в 1903 году после смерти отца, взял её на работу рисовальщицей. Альма Пиль вела рабочие альбомы мастерской.

В её обязанности входило ведение документации по украшениям, производимым в мастерской. Она делала подробные описания изготавливаемых вещей с указанием общей стоимости, использованных материалов и драгоценных камней, а также создавала чертежи изделий в натуральную величину.

В свободное от основной работы время девушка рисовала акварельные эскизы, которые в результате привлекли внимание её дяди.

Альма Пиль Искусство, Художник, Творчество, Карл Фаберже, Ювелирное дело, Дизайнер, История России, Длиннопост

Мастерские Фаберже.

Вскоре она получила должность дизайнера. являлась автором ряда изделий из золота, серебра и драгоценных камней, в частности, кулонов к трёхсотлетию дома Романовых

Альма Пиль Искусство, Художник, Творчество, Карл Фаберже, Ювелирное дело, Дизайнер, История России, Длиннопост

В 1911 г. по заказу нефтяного магната Эммануила Нобеля по рисункам Альмы Пиль были созданы 40 небольших ювелирных изделий для подарков. Алма разработала эскизы алмазной броши-снежинки с морозными узорами в золоте с оправами из платиново–серебряного сплава, усеянные бриллиантами розовой огранки.

Альма Пиль Искусство, Художник, Творчество, Карл Фаберже, Ювелирное дело, Дизайнер, История России, Длиннопост

Была создана серия подобных украшений на «зимнюю» тему, — в неё входили броши, браслеты, серьги, ожерелья, брелоки и другие изделия. из горного хрусталя, покрытых «инеем» из платины и бриллиантов.

Альма Пиль Искусство, Художник, Творчество, Карл Фаберже, Ювелирное дело, Дизайнер, История России, Длиннопост

Колье-браслет из серии «Морозные узоры». Фирма Карл Фаберже. Мастер А. Хольмстрем. Дизайн Альма Пиль.

Из работ Альмы Пиль всемирную известность получили две — пасхальные императорские яйца «Зимнее» (1913) и «Мозаичное» (1914).

«Зимнее»

Альма Пиль Искусство, Художник, Творчество, Карл Фаберже, Ювелирное дело, Дизайнер, История России, Длиннопост

Ювелирное яйцо, одно из пятидесяти четырех императорских пасхальных яиц.изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.

Создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Федоровне , на Пасху 1913 года. Весной 1913 года отмечалось трехсотлетие дома Романовых, и подарок императора Николая II своей матери был особенно дорогим: за «Зимнее» яйцо фирме Фаберже было выплачено 24 600 рублей.

Являлось самым дорогим императорским яйцом Фаберже ($9,5 млн), до тех пор, пока на аукционе «Кристис» не было продано «Ротшильдовское» яйцо за $18,5 млн.

Яйцо установлено на основании из горного хрусталя, оформленного в виде тающего льда, с ручками из платины и алмазов. Само яйцо также выполнено из горного хрусталя, на вершине размещается лунный камень в виде кабошона ( выпуклая форма без граней).

Яйцо разделяется на две прозрачные половинки, ободок каждой из которых выполнен из платины. украшенной бриллиантами. Каждая половинка украшена тончайшей гравировкой,моделирующей ледяные кристаллы.

Сюрприз представляет собой платиновую решётчатую корзинку с двумя ручками, украшенную розовыми алмазами. В корзинке размещается букет подснежников.

Каждый цветок реалистично вырезан из цельного белого кварца с золотым проводом в виде стебля и тычинок. листья изящно вырезаны из нефрита. а их середины - из зеленого кварца.На основании корзины выгравировано "Фаберже 1913"

В 1927 году оно было продано всесоюзным объединением "Антиквариат" Эммануэлю Сноуманту.

С 1948 годанеоднократно меняло хозяинаи в 2002 году стало принадлежать эмиру Катара.

«Мозаичное»

Альма Пиль Искусство, Художник, Творчество, Карл Фаберже, Ювелирное дело, Дизайнер, История России, Длиннопост

Ювелирной яйцо было создано по заказу Николая II в 1914 году, в качестве подарка его жене Александре Федоровне на Пасху 1914 года.

Пасхальное ювелирное яйцо собрано из системы жёлтых золотых поясов, к которым крепится платиновая сеть, частично украшенная алмазами, сапфирами, рубинами, изумрудами, кварцами, топазами и зелёным гранатом.

Яйцо разделено на пять овальных групп с жемчугом, ограниченным линиями непрозрачной белой эмали. В каждом пересечении установлены пять крупных алмазов. На вершине установлен лунный камень, через который видны золотые инициалы царицы, инкрустированные в непрозрачную, бледно-розовую эмалированную мемориальную доску.

Сюрприз — миниатюрная камея с профилями детей Николая II из золота, украшенная жемчугом, зелёными гранатами, декорированной прозрачной зелёной, непрозрачной белой, переливчатой бледно-розовой, бледно-зелёной эмалью. Овальная основа, имеющая форму вазы с белым стеблем, украшена алмазами, изумрудами и двумя жемчужинами.

Вершина увенчана Императорской короной, украшенной алмазами. Задняя сторона миниатюры эмалированная, с корзиной цветов, вокруг которой выполнены надписи: 1914 год и имена пяти детей

Фирма Фаберже производила ювелирные пасхальные яйца для Императорской семьи ещё на протяжении трёх лет. Однако, в связи с суровыми условиями военных лет, именно это яйцо оказалось последним, сделанным без ограничений в бюджете.

Мозаичное яйцо обошлось императору в 28 300 рублей .

После Октябрьской революции , вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано и находилось в Валютном фонде Наркомфина.

В 1933 году ювелирное яйцо «Мозаичное» было продано Всесоюзным объединением «Антиквариат» незафиксированному покупателю.

В 1934 году приобретено Королем Георгом V и королевой Мэри. Лондон. Хранится в Королевской коллекции короля Карла III, Великобритания.

Деятельность художницы, как и всей фирмы Фаберже, была прервана событиями октября 1917 года.

В 1921 году вместе с мужем, Николаем Васильевичем Клее, уехала в Финляндию, где с 1928 по 1951 годы преподавала рисунок и каллиграфию в заводской школе Куусанкоски.

За свою короткую карьеру Альма успела разработать дизайн примерно 2 500 драгоценных изделий.Она никому не рассказывала о своей прежней деятельности.

Лишь после ее смерти были найдены альбомы с эскизами, и любимая племянница Лидия рассказала о достижениях своей тети.

Альма Пиль Искусство, Художник, Творчество, Карл Фаберже, Ювелирное дело, Дизайнер, История России, Длиннопост

Дом Альмы Пиль и Николая Клее в Куусанкоски.

Альма Пиль Искусство, Художник, Творчество, Карл Фаберже, Ювелирное дело, Дизайнер, История России, Длиннопост

Альма Пиль (сидит) в окружении коллег по школе в Куусанкоски.

С 1948 года вместе с мужем, Николаем Клее, поселилась в Хельсинки, в районе Мунккиниеми.

Скончалась 11 июля 1976 года в Хельсинки и похоронена в родовом захоронении на кладбище в районе Хиетаниеми.