Александр Александрович Трушников. Икона отечественного автотуризма. Интервью для телеканала "Глазами туриста"
Есть одна догма — отсутствие догмы. Кто такой Сан Саныч Трушников?
Знаю я об автотуризме мало. Мои друзья любят бродить по Башкирии с палатками да и коллеги за стеклянной стеной ведут телеканал «Глазами туриста» о путешествиях. Где-то что-то и между, но не более. Коллеги попросили рассказать об иконе российского туристического движения — Александре Александровиче Трушникове. Для журналиста — это своеобразный и довольно непривычный вызов, рассказать про то, о чем не знаешь. В этом и есть свое очарование, потому что наверх выходят сами люди.
Первый, с кем я поговорила о Трушникове, стал Женя Сыркин. Тоже путешественник с потрясающей биографией и главный редактор телеканала «Глазами туриста». Будет верным сказать, что для меня он сам является самым видным представителем путешествий на автомобилях. При разговоре о Сан Саныче — так по-свойски они называют Трушникова — бородатый и мудрый Женя превращается в мальчишку с восторженным глазами. Скромно признается, что да, хотел бы когда-нибудь отправиться в путешествие с Трушниковым, но опыта у него пока маловато, мол, не дорос.
Такое же восхищение и уважение слышится в голосе другого соратника Трушникова и участника несколько кругосветных путешествий — Алексея Климова. Для них фигура Трушникова как непоколебимая икона и легенда в российском сегменте автотуризма. Знакомство с Сан Санычем у обоих произошло по одному сценарию — заочное общение в интернете превратилось на фестивалях в дружбу.
Яркий пример того, какое имеет влияние Сан Саныч. Женя Сыркин рассказал историю о том, как год безуспешно пытался договориться с известным российским автозаводом о спонсорстве и участии в экспедиции. Когда же у ребят сломалась машина по пути к фестивалю АБТ, Сан Санычу понадобилось 15 минут телефонного разговора, чтобы Жене и его команде выдали автомобиль взамен сломанного. Говоря о мероприятии, то Трушников создал, организовал и упорядочил проведение спортивных гонок на внедорожниках, так называемые трофи-рейды. Он сам прописал правила, по которым проводятся соревнования. Как признался другой автотурист Алексей Климов, они стали для них своего рода Конституцией — обязательные законы, которые ни в коем случае не стоит нарушать.
Интерес к фигуре Александра Александровича Трушникова подогревается не только его туристической биографией: 20 раз проехать кругосветку на одной и той же машине, увидеть целый мир и, разменяв шестой десяток, продолжать этим заниматься. Но и тем, какое уважение и восторг слышится в голосах тех, кто хоть как-то с ним знаком. Признаюсь, самой звонить ему было страшновато.
Негромкий голос в трубке поздоровался и попросил дать ему полчаса. После разговор продолжился. Сыркин и Климов охарактеризовали его “душа компании и добродушный дед”. Даже через мобильную связь эффект от него остался таким же. Простой и добрый, со смешком и неизменным речевым вставками “блин этсамое”. На вопрос о своем авторитете и ответственности перед соратниками Сан Саныч отвечает просто — это желание помочь.
“Я чувствую возможность сделать что-то еще для всех, блин этсамое. Вдумчиво, не торопясь, не бросая никого на амбразуру, себя в том числе. Необходимость в себе я чувствую”
Алексей Климов подтверждает его слова, отмечая, что в путешествиях Сан Саныч, как и в жизни, надежный и запасливый. Его надежность выражается в том, что он никогда не бросит участника своей команды, невзирая на обстоятельства. Другими словами, даже если турист повел себя неподобающе, то его доставят до автобуса/самолета/поезда, только после этого с ним распрощаются.
“Он какой в жизни, такой же и в путешествиях. Он может быть настойчивым в каких-то обсуждениях, делах, но в пределах общего дела. Он один и тот же человек. Он настолько открытый души человек, что вы общаетесь независимо от места и времени”
Сам Александр Александрович назвал главным качеством хорошего туриста — уважение к обычаям страны или региона, где он находится, и адекватность восприятия информации. Каждый путешественник должен понимать, что он в чужих краях — гость. Именно таким туристам, подчеркнул он, будут везде рады. От вопроса о своих любимых путешествиях Сан Саныч отмахнулся, ворчливо отметив, что все самое интересное ждет его впереди.
“Это странички в жизни, какая из них интереснее… Не знаю даже, все интересное должно быть впереди. Благодарность в глазах женщин или быть самому благодарным машине, что в очередной раз довезла. Все самое дорогое в глазах. А все героические подвиги — это чушь полнейшая”
Однако позже добавил, что проехать всю Россию не смог только из-за вселенской и вековой тоски в глазах женщин. Это его ранит, и выдержать такое ему не под силу. Пока же он остановился у границ Алтая и Сибири.
“Я не объехал всю Россию. К сожалению, блин этсамое, не хватает моральной выдержки смотреть бесконечно и погружаться в глаза российских женщин, которые налиты беспросветной вековой тоской и нереализованностью. Этого я не могу вынести, поэтому я живу один. Как я говорю, что я однолюб, в каждом городе не больше одной, блин этсамое”, — смеется Александр Александрович.
Пока же его любимым направлением остается заграничная Азия. Здесь он уточнил, что для него Европа является уважаемым, красивым, заслуженным, но кладбищем мечт и стремлений для молодых.
“Дух консерватизма. Я же живу по принципу “есть одна догма — это отсутствие догмы”. Блин этсамое, Азия так получается очень хорошо укладывается в мои формы русского. Русский это не свобода. Свобода — это территория, ограниченная законом. Это сам концлагерь, блин этсамое. Русский — это воля, воля, прежде всего, знание и уважение чужой воли. Добавив щепотку нравственности, то мы имеем то, что имеем. У меня есть программа возможности, которой я стараюсь следовать. К сожалению, из-за ковида, блин этсамое, два года назад был выдвинут стоп-лист. С одной стороны горы Гималаи я прошел, но с другой стороны у меня гештальт не закрыт. Поэтому впереди Иран, Пакистан, Северная Индия, Бутан”
Своими же главными недостатками он считает преданность и любовь к старенькому Land Rover Deffender, на котором ездит больше тридцати лет. Забавные истории, связанные с машиной Сан Саныча, рассказывали и другие туристы. По их словам, у него особая связь с Land Rover — посторонний шум или малейшую неполадку он чувствует как свою. Как-то раз после очередного собрания машина не захотела заводиться. Небольшого роста Сан Саныч буквально зашел целиком в капот, пытаясь разобраться в причинах такого своевольного поведения автомобиля. В операции по реанимации машины прошло несколько часов, когда выяснилась очевидная вещь, — в машине бензин закончился. Никто из ребят, помогавших ему в работе, не посмел указать на простое решение. Настолько велико влияние.
“У всех свои недостатки, приверженность к Land Rover — мой самый главный недостаток. Блин этсамое, потому что машина-то убогая, надо себе отчет отдавать, что ты делаешь и на чем ты ездишь. Я отдаю себе великолепный отчет, еще в 90-х годах сдал на права на управление внедорожником в Англии и вот уже 30 лет убог тем, что езжу на нем”
Нашу беседу Сан Саныч завершил словами о том, что дарить и получать радость каждый день — это то, что делает жизнь прекрасной. Это может выражаться в улыбках или встрече с близкими, или просто тем, что они небольшой компанией очистили дорогу от снега. Ведь это все вызывает улыбку, от чего становится еще теплее. Мы с ним поговорили, пока он ждал своих внуков на старенькой Land Rover. Я была в Уфе, а он в небольшом городке Черноголовке под Москвой. Но расстояние, мне кажется, тут роли не играло, потому что улыбка не сходит с моих губ до сих пор. Разве это не самое важное?
Интервью взяла и написала текст Ализа Шарипова
Фото - Михаил Рябинин, Наталья Прохорова, Игорь Чернышев, Линар Галлямов, Денис Селезнев.