Адмиралъ. Часть 5

Крестьянское население не желало выполнять мобилизационные обязанности и всячески сопротивлялось действиям властей. Управляющий Тарским уездом Акмолинской области сообщает


«Мобилизация всего сельского населения в возрасте от 18 до 35 лет вызвала в некоторых волостях уезда восстания и явное противодействие проведению этой мобилизации в жизнь. Так, население волостей Крайчиковской, Корсинской, Рыбинской, Форпост-ской и Финской, в особенности двух первых, – не только не пожелало мобилизовываться, но вело усиленную пропаганду против призыва и устраивало заставы, чтобы не пропускать лиц, следующих на сборный пункт города из других волостей»


Весной 1919 года происходило формирование первых партизанских отрядов. Численность оных не была крупной на первых порах. В схватках с правительственными войсками партизаны терпели поражения, однако их ловкие действия позволяли им уходить практически незаметно от преследования. Особенно большими по своей численности были отряды в Томской губернии. Один отряд под командованием Лубкова насчитывало 500 человек, непрерывно пополнявшееся дезертирами, крестьянами и пленными красноармейцами.


Карательные отряды не были в состоянии застать партизан врасплох, а потому принимались за уничтожения целых деревень, в которых находились близкие и родные самих восставших. Особо незавидная участь постигла деревню Ново-Орловка, где колчаковцы сожгли 45 домов и все имущество оставшихся жителей.


О характере проводимых бесчинств и репрессий говорят практически все источники:

«Наезды гастролеров, порющих беременных баб до выкидышей за то, что у них мужья ушли в Красную Армию, решительно ничего не добиваются, кроме озлобления и подготовки к встрече красных, а между тем в домах этого населения стоят солдаты, все видят, все слышат и думают... Порка кустанайцев в массовых размерах повела лишь к массовым переходам солдат, на некоторых произвела потрясающее впечатление бесчеловечностью и варварством...»


Член партизанского отряда П.Е Щетинкина, Я.З Ковалев писал:

«Начинается белый террор над крестьянами, режут скот, бьют нагайками, рубят шашками, насилуют женщин и издают приказ всем крестьянам Степно-Баджейской волости – выехать в 24 часа по направлению к станции Камарчага, забирается весь скот, коровы и лошади, крестьяне потянулись со всей волости, дома всей волости сжигаются до основания, 900 коров пригоняют в Красноярский военный городок. Дожди, ненастья, является кошмар: дети кричат от холода, по дороге у крестьян грабят вещи казаки. Все ужасы описать нельзя, кто участвовал в этом восстании, тот век свой не забудет».


Командующий Тарским военным округом:


«Крайне неудачные, а зачастую даже преступные действия военных отрядов правительственных войск, расстреливавших всех, кто попадается под руку, грабежи, пьянство, насилия в прошлом, а отчасти и нынешнем годах, внушили местному населению неуважение и страх к власти, а опытным красноармейцам – ненависть, жажду мести и расчёт на поддержку населения. Капитан Фомин, несмотря на моё запрещение пускать в ход артиллерию, разбил снарядами большое село Усть-Тару, а в селении Ново-Екатерининском – сжёг 12 домов, причём чины отряда перерезали домашнюю птицу и увезли с собой домашнее имущество сожжённых домов. Полковник Кадлец ограбил несколько селений начисто, включительно до белья и одежды».


Наибольший размах партизанские движения приобрели в Алтае. Сохранившиеся свидетельства дают понять, что в вооруженных выступлениях против Омска принимало участие десятки тысяч человек. Именно в этом регионе были сформированы знаменитые партизанские отряды Громова, Рогова и Мамонтова, которые позднее стали самыми крупными во всей Сибири

Бывший партизан Р.П Захаров вспоминает:


В начале 1919 г. было созвано собрание Серебренниковской, Боровской и Песчанской ячеек. На этом собрании говорилось, что ямщики, приехавшие за солью из под Соляных озёр, передавали, что в селе Кабаньевом началось восстание. Восстало 3 тыс. человек. Баранов, высказываясь за открытое выступление, говорил горячо и убедительно. Собрание склонялось к открытому выступлению, но я разубедил присутствующих в этом и предложил послать сначала разведку. Разведчиком поехал В.Трофимов. Поехал он как бы за солью. Вернувшись, он сообщил, что в селе Кабаньеве красных нет, и что пять домов сожжено белыми, после того как Мамонтов со своей организацией убили милицию. Наладить связь с Мамонтовым не удалось. Эти известия немного умерили боевой пыл ячеек. Организационная работа на время затихла, но весной 1919 г. она разверну-лась с новой силой»


Действия партизанских отрядов Рогова доставляли значительные хлопоты. Министерство внутренних дел Омска сообщало:


«Алтайская губерния. В пределах Барнаульского уезда Мариинской волости образовалась разбойничья банда под предводительством жителя села Жуланиха той же волости Григория Рогова. Банда состоит из 400 конных, 600 пеших, вооружённых 4 пулемётами. Из Барнаула против этой банды выслан отряд около 100 человек с орудием. По приближении отряда банда разбежалась, 17 человек арестовано, ведётся энергичное преследование».


Власти принимали все доступные им меры для подавления восстаний. Усиливалась репрессивная политика, ужесточались наказания за участие в вооруженных мятежах. Генерал лейтенант С.Н Розанов, командующий войсками Иркутской губернии издал специальный приказ, согласно которому населенные пункты, где находились мятежники необходимо уничтожать, имущество конфисковать, каждого десятого человека расстрелять. 31 марта 1919 года Колчак распорядился издать новый указ, где начальникам карательных частей давались новые полномочия.


Можно бесконечно продолжать говорить о восстаниях и мятежах в колчаковском тылу, однако факт остаётся фактом: Они носили масштабный и комплексный характер, в них принимали участие широкие слои населения, главным образом рабочие, переселенцы-крестьяне, солдаты и военнопленные, дезертиры. Формировались партизанские отряды, роль которых во второй половине 1919 года была высокой: Они оттягивали на себе значительные силы колчаковской армии, вносили сумятицу в тыл, нарушали артерии снабжения войск, заставляли правительство напрягать дополнительные усилия и расходовать и так ограниченные возможности. В.Г Кокоулин пишет:


«Партизанские действия, несмотря на их разрозненность и географическую разбросанность, а также подавленные городские восстания и выступления новобранцев, тем не менее оказали серьёзную помощь частям Красной Армии на фронте, разрушая тыл белых, держа его в напряжении и оттягивая на себя часть вооружённых сил Колчака».


В заключении к нынешней главе, позволим себе привести слова американского генерала Уильяма Грэвса:


«Союзное военное командование презрительно относилось к большевистскому движению и рассматривало его как ряд бесчинств, творимых дезорганизованными бандами. Однако факты говорят, что война велась против правительства русского народа. Омское правительство явно было правительством лишь меньшинства русского народа и никогда не пользовалось симпатиями широких кругов населения. Оно не обладало в действительности властью».


-------------------------------------


Другие мои работы:


"Ассирия" до Ассирии.


Битва при Алезии или как Цезарь покорил Галлию. Часть 1.


Немного о гражданской войне в Афганистане.

Добавить пост

Правила сообщества

Антимарксизм - бан!

Антисоветизм - бан!

Оправдание нацизма - бан!

Разжигание ненависти по национальному/религиозному/расовому предрассудку - бан!

Оправдание всякого чудовищного при капитализме - бан!