23

3 мои собеседования

Я 7 лет работаю верстальщиком и фронтенд-разработчиком, походила на 50+ собеседований за это время. 95% процентов моих собеседований были довольно приятными, HR — приветливыми, а технические специалисты и тимлиды — спокойными и доброжелательными. Однако были 3 истории, которые я запомнила надолго.

Собеседование 1

Это было одно из моих первых собеседований в IT. Мне было 27 лет, 2017 год, до этого я работала маркетологом, решила двигаться во фронтенд, коммерческого опыта в разработке было ноль, из знаний — пара прочитанных книг по JS и просмотренных видео-уроков на Youtube.

Я шла устраиваться верстальщиком, была готова к вопросам формата “как выровнять блок по вертикали” и “чем отличается padding от margin”. В назначенное время я добралась до конечной станции метро, прошла 20 минут пешком через поле и гаражи, нашла нужную компанию. Тимлид задавал стандартные вопросы по верстке, чуть-чуть по JS, я достаточно адекватно отвечала и уже немного расслабилась, когда меня проводили к ноутбуку и показали тестовый сайт туристического оператора. Меня попросили написать код для отправки письма на нужный почтовый адрес на php. Я неуверенно сказала, что php не совсем про верстку, я его совершенно не знаю, и в вакансии о нем не было ни слова. “Ну вы хотя бы попробуйте!”, — весело предложил тимлид, разрешил пользоваться гуглом и вышел из кабинета.

Сейчас подобные идеи “напишите что-нибудь на другом языке” меня бы насторожили. Это мог бы быть необычный способ проверить, как рассуждает соискатель, сможет ли он быстро сориентироваться и нагуглить хотя бы синтаксис другого языка, но такая проверка вряд ли уместна для совсем начинающего верстальщика. Еще это может быть показатель того, что компания ищет человека, который будет отдуваться и за фронтендера, и за бекендера, и немного за продакт-менеджера (так и оказалось).

Однако в силу неопытности я начала нервно гуглить и копировать куски кода на php. Сайт был сделан на какой-то старой CMS, и мне предлагалось дописать код непосредственно в админке. Сейчас рассказывать об этом весело и легко, однако тогда я дико нервничала, ладони потели, а ощущение собственной бездарности зашкаливало. К счастью, по четвертой ссылке из гугла удалось скопировать код, который сработал.

Вернулся тимлид, сказал “Ну вот, а вы боялись! Работает же” и предупредил, что сейчас будет третья часть собеседования, тоже практическая. Он запустил фотошоп и предложил мне нарисовать рекламный баннер для этого же туристического оператора. О подобных требованиях в резюме, естественно, речь не шла, а мне тогда не хватало уверенности в себе, чтобы закатить глаза и уйти. Мне дали 40 минут, и я приступила.

Ранее в фотошопе я немного работала в плане ретуши, но никогда ничего не рисовала с нуля, это совершенно не моя история. Ладно, рисуем. Туристический оператор? Значит, ставим на всю ширину фотографию пляжа с неестественно голубым морем. Далее нам нужны люди, и я нашла пасторальную фотографию семьи с двумя детьми, прифотошопила, смотрелось крайне странно, я решила добавить им еще одного ребенка и россыпь игрушек. Стало еще хуже — источники освещения на всех фотографиях были разные, все вместе это смотрелось ужасно, я понимала, что ситуацию уже не спасти, хотелось встать и уйти, но я не решалась. Поэтому на заднем плане я пририсовала солнце, чтобы как-то объединить все это по свету, это не спасло, и единственное, что мне тут оставалось — огромными розовыми буквами написать “Лучшие туры только у нас” и позвать тимлида.

Вечером мне пришел оффер от этих ребят.

Собеседование 2

С того времени прошла пара лет, я набралась опыта, и пошла на собеседование уже не на верстальщика, а на фронтенд-разработчика. Стандартные технические вопросы, стандартные ответы, все в порядке, далее начинается HR-часть, однако тимлид продолжает присутствовать. В середине разговора с HR о том, почему я ушла с предыдущего места работы, тимлид резко вклинивается с “Сколько будет 3 разделить на 8?”.

Повисает молчание. Я смотрю на тимлида и слышу, как в моей абсолютно пустой в этот момент голове перекатываются шарики.

В итоге с дикими задержками, но ответила правильно.

Оффер получила, спустя полгода после этого на корпоративных шашлыках мой муж вспоминил эту историю, и все долго спорили о том, имеют ли смысл такие вопросы на собеседованиях или только на школьных олимпиадах.

Собеседование 3

Произошла тоже спустя пару лет после начала моей работы во фронтенде. Я пришла на собеседование, обсудили теорию, дальше тимлид сказал, что хочет проверить, насколько я умею читать чужой код, Он включил демонстрацию своего экрана, зашел на гитхаб и по ключевому слову “calculator” нашел случайный проект на Vue.js. Но никнейму автора можно было предположить, что перед нами проект разработчика из Китая. Тимлид открыл случайный компонент, выбрал наугад функцию и попросил меня вслух поразмышлять, что делает эта функция, хорошо ли она написана, можно ли улучшить и т.д.

Я с энтузиазмом взялась за дело. Функция называлась sumNumbers, так что, подключив свои 2 года магистратуры на инязе, я смогла предположить, что тут будут складываться какие-то числа. Тимлид удовлетворенно хмыкнул. Функция принимала 2 параметрам — usfshe122 и sdsdsdsd. Я деликатно заметила, что своим параметрам стараюсь давать более осмысленные названия, но, возможно, это как раз и имеются в виду числа, которые сейчас будут складываться.

Но не тут-то было. Внутри функции китайский разработчик объявил новую переменную fgfg и присвоил ей квадратный корень из usfshe122, далее попробовал преобразовать в строку. Я призналась, что пришла в некое замешательство, но предложила двигаться по коду дальше, возможно, там будет понятнее.

Дальше следовало 2 строки комментариев на иероглифах, которые не очень помогли. После этого разработчик создал new Date из второго параметра, умножил на 81, привел к строке, сложил с fgfg, и уже получившийся результат вернул из функции.

Я честно сказала, что у меня нет идей, что тут происходит, но я готова рассказать, как бы я сама реализовывала калькулятор. Тимлид ответил, что ему уже немного неловко за нашего китайского коллегу, и предложил поискать чей-нибудь еще код калькулятора и разобрать его.