29 мая - День военного автомобилиста
По большому счёту День военного автомобилиста можно считать универсальным для всех видов и родов войск. Автомобильная техника используется практически в любых частях, будь то части сухопутные, военно-воздушные или военно-морские. Перевозка личного состава, военной техники, оружия и боеприпасов, эвакуация раненых, доставка специальных грузов – всё это входит в круг задач военных автомобилистов, значимость профессии которых в войсках на самом деле трудно переоценить.
Автомобильная техника широко использовалась Русской армией в годы Первой мировой войны. Военные автомобилисты, имея далеко не самый внушительный парк автомобильной техники, перевезли в рамках выполнения задач сотни тысяч тонн различных грузов.
В годы Великой Отечественной войны объёмы грузоперевозок, осуществлённых военными автомобилистами, превысили уровень в 100 млн тонн. Автомашины использовались для буксировки артиллерийских орудий, снабженческих и санитарных перевозок, передвижения реактивных установок, личного состава войск всех без исключения фронтов. Настоящий подвиг совершили автомобилисты, осуществлявшие ежедневные маршруты по Дороге жизни, которая обеспечивала снабжение блокадного Ленинграда.
В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-Западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км) и Кобона (малая трасса 35 км) до порта Осиновец; в период ледостава – по ледовой дороге на автомашинах из Кобоны до Ваганова и Коккорева.
По ледовой дороге было перевезено автомобильным и гужевым транспортом:
Ноябрь 1941г. - апрель 1942г.: 361000 т грузов, эвакуировано 549000 чел.;
Ноябрь 1942г. - апрель 1943г.: 214000 т грузов, эвакуировано около 86000 чел;
ВСЕГО: 575000 т грузов, эвакуировано около 638000 чел.
Автомобильные войска в Афганской войне. С самого начала войны, с декабря 1979 года и до последнего дня вывода войск из Афганистана воины-автомобилисты принимали участие в боевых действиях. Выполняя приказы правительства, они делали свою трудную и опасную работу. По плохим, постоянно минируемым дорогам, с огромным риском для жизни приходилось перевозить необходимое для авиационной и бронетанковой техники топливо, продовольствие в воинские части, находившиеся в Афганистане. Автомобилями перевозились и гуманитарные грузы для афганского народа. Эта помощь оказывалась до последнего дня войны, и даже после ее окончания. Воинам-автомобилистам, проходившим службу в военно-воздушных силах и воздушно-десантных войсках, приходилось обеспечивать боевые вылеты авиации на обстреливаемых аэродромах, вылеты на горных площадках, отбивать нападения моджахедов, участвовать в боевых операциях.
Система АТО в Афганской войне подверглась серьёзной проверке. Эксплуатация автомобилей осуществлялась в сложных климатических условиях и по дорогам со сложным горным рельефом. Одновременно на дорогах Афгана тогда выполняли задачи до 50 автомобильных колонн. Опыт ведения боевых действий в Афганистане оказал неоценимую помощь в совершенствовании различных направлений АТО. Он был применён при организации работы автослужбы в последующих локальных конфликтах и боевых действиях на Кавказе.
Символика Автомобильных войск.
Медный спецзнак для автомобильной пулемётной роты образца 1914 г.
Нарукавный знак "Автомобильные войска" ВС СССР
Современная эмблема и знаки различия Автомобильных войск ВС РФ