200 лет Достоевскому

Сегодня Фёдору Михайловичу исполнилось бы 200 лет. Два века Достоевскому! Из поколения в поколение граждане открывают этот удивительный мир - романы великого писателя. Расскажу о себе.


В школе, то единственное произведение, которое попало в номинал изучаемых (проходимых), а именно "Преступление и наказание", прошло мимо. Не помню уже как писал сочинение, но что-то напридумывал на 3 балла. Было просто неинтересно. Впервые же, к его творчеству, решил обратиться находясь на службе в армии.


На втором году делать было не чего и от скуки, как-то посетил полковую библиотеку. Не помню уже кто был первым автором, но посещения стали регулярными. И вот однажды... Захожу, библиотекарша с готовностью предлагает фантастику или что-то из исторических романов, а я такой, вдруг, вопрошаю, - а дайте мне "Бесы" Достоевского?


Тётка чуть со стула не свалилась, но пошла и принесла запылённый желанный томик. Книга являлась абсолютно новой и ещё никем не читанной, ибо страницы в некоторых местах были не до конца отделены одна от другой. Начал чтение с неудачи, вырубился в сон где-то на второй странице. В дальнейшем роман служил как быстродействующее снотворное. Едва начнёшь читать, как тут же попадаешь в объятия Морфея.


Боролся как мог, но прочтение продвигалось крайне медленно, тем не менее, обещание освоить данное произведение, обещанное моей девушке в письме, было поставлено во главу угла. Как обычно помог случай.


В местный госпиталь положили земляка. Знакомые тут же донесли эту весть. Ну и отправился знакомиться. Захожу в терапевтическое отделение и прошу дневального привести новичка в каптёрку к старшине, моему корешу. Тут вырубается свет, у нас это было обычным явлением (служил в ЗабВО). Парня привели в темноте. Начали общаться.


Спрашиваю, - где обитал в Москве? Он отвечает что в районе Текстилей. Ну а досуг где проводил? На это собеседник сказал, что в системе "Арбат". Ни хрена себе, вторю я, - ведь это моё место. А кого там знал? Ну он перечисляет - Вито, Шубин, Чёрный Вилли, Чика, Арчи, ещё ряд прозвищ и... Граф... А это был никто иной, как я сам.


Тут уже не выдерживаю, зажигаю спичку и приближаюсь к земляку, глядь, а это никто иной как кореш по прозвищу Шевалье, он же Олег. Вот это была встреча! Тут же достали браги, в госпитале её ставили нормальные люди, ну и отметили событие. Олег, на тот момент, отслужил всего пол года и числился в классе молодых, но благодаря знакомству оказался за одним столом со второгодниками.


Отметив событие мы пошли погулять и тут он рассказал как развалилась наша "Арбатская система". Системой называлось сообщество молодых мажоров, - прожигателей жизни, что ошивались по арбатским кабакам в ту застойную вторую половину семидесятых. Это был противовес стритовой системы, то есть тем, кто так же веселил своё существование в районе улицы Горькова (ныне Тверская).


Я уходил служить ещё перед Московской Олимпиадой и уже тогда ходили слухи, что органы госбезопасности будут заниматься серьёзной чисткой Москвы от сомнительных элементов. Поэтому не стал дожидаться, а слинял в войска до наступления репрессий. А они таки наступили. Олег рассказал, что несколько вновь прибывших чуваков в ряды системы, оказались засланными "казачками".


Они стали организовывать подпольный клуб борьбы с режимом. А потом сдали в контору всех участников. Мой собеседник прошёл по лезвию бритвы и успел благополучно сбежать в армию. Эти засланные бесы, он так и сказал "бесы", не пожалели никого, ни сынков партийных бонз, ни сынов граждан из литературно-актёрской среды, а именно такого сорта народ обитал в нашей системе.


Некоторых потом отмазали родители, кто-то загудел на этап, а иных просто выслали за 101 километр. "Система" была полностью развалена. Но упоминание бесов плотно легло на корку. Мне неожиданно так захотелось освоить этот роман Достоевского, как ничего другого. Что и сделал сразу же вернувшись в свою уютную и вонючую казарменную каптёрку.


Всё пошло как по маслу, главы стали проглатываться просто в упоении. Все мысли писателя заходили в голову уже без проблем и никакого склонения в сон. Напротив, почти не спал несколько ночей, пока наконец не закончил столь увлекательное чтиво. Затем, уже по инерции, стал брать в библиотеке все романы Фёдора Михайловича подряд.


Библиотекарша просто офонарела и говорила, что за все годы проведённые в этой профессии, она наблюдает первого солдата, который так вожделеет творчество Достоевского. Наконец романы почти закончились. Остался только один и наверное самый великий, не знаю точно, так как ещё его не прочитал.


Это "Братья Карамазовы". Какой-то внутренний голос подсказал, что оставь его себе на самую последнюю закуску и прочти в преклонном возрасте, тогда больше поймёшь. Так и сделал. По сей день книга лежит непрочитанной, но возможно уже сегодня обращусь к ней, чего ещё ждать...?

200 лет Достоевскому Пятничный тег моё, Федор Достоевский, Бесы, Советская армия, Длиннопост