1954 -1955 гг. Воспоминания о жизни в СССР. Начало работы в МТС, и урожай под снегом!

1954 -1955 гг. Воспоминания о жизни в СССР. Начало работы в МТС, и урожай под снегом! Воспоминания, Учеба, Кузьмин, Красноярск, Балахта, МТС, Таймень, Длиннопост, Работа, Память, СССР, Дорога, 1954, 1955, Прошлое

От автора. Предлагаемый материал является следующим (десятым) постом цикла «Воспоминания о жизни в СССР. https://pikabu.ru/series/vospominaniya_o_zhizni_v_sssr_1593

Чем запомнились эти годы
К 1955 г. в основном было завершено восстановление городов, разрушенных во время ВОВ.
Но 1950-е годы запомнились действиями Хрущёва, который хотел всё сделать как можно больше и быстрее. Это были попытки решить зерновую проблему – освоение целины, жилищную – строительство жилья (хрущёвок), обеспечение скота кормом– внедрение посевов кукурузы, обеспечению людей мясом – разведение кроликов, улучшения управления хозяйством – совнархозы, и ряд других мероприятий. Полностью удались хрущёвки, перевод в колхозах на денежную оплату труда, частично – целина, остальные инициативы провалились. Началась так называемая оттепель. Разрешалось критиковать сталинизм.

Февральско-мартовский  1954 года  пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Было намечено распахать не менее 43 млн га  земель. Мы в большинстве хотели поехать на освоение целины. Но в 1955 г. целинная эпопея была в основном завершена .Вот так работали.
В мае был подписан Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР, Албанией, Болгарией Чехословакией, Восточной Германией, Венгрией, Польшей и Румынией, На долю его стран-участниц в последующем приходилось 40% мирового выпуска продукции. Мощное было объединение и не только в военном отношении.

Положено начало отечественной реактивной пассажирской авиации – выполнил полёт реактивный самолёт Ту-104. Уж на нём я потом полетал. Удобный был самолёт.
1955 год стал важным этапом в советском автомобилестроении: «рождение» знаменитой "Волги" ГАЗ-21, массовое производство которой началось в 1957- ом; междугородного автобуса ЗИС-127 и долгожителя — автобуса ЛАЗ, который возил пассажиров и в 80-хгодах (рис.1, а, б, в).

1954 -1955 гг. Воспоминания о жизни в СССР. Начало работы в МТС, и урожай под снегом! Воспоминания, Учеба, Кузьмин, Красноярск, Балахта, МТС, Таймень, Длиннопост, Работа, Память, СССР, Дорога, 1954, 1955, Прошлое

Рис.1. ГАЗ-21"Волга" (а), ЗИС-127 (б), ЛАЗ (в). Фото из откр. источн.

Было много шума в СМИ из-за открытия Дворца культуры и науки в Варшаве, построенного СССР. Это был подарок польскому народу. Но энтузиазма у нас это не вызвало –лучше бы себе построили.

Учёба и дипломное проектирование
На пятом курсе профилирующие технические дисциплины преподавали также ведущие учёные в соответствующих областях техники. В предыдущем посте я их уже перечислил.

Основное внимание на последнем курсе уделялось дипломному проектированию, которое начиналось на 5-м курсе. Дипломные проекты были направлены на решение реальных производственных проблем, и студенты их выполняли самостоятельно. Мне не известен ни один студент с нашего курса, который бы проект списал. Поэтому все студенты уверенно отвечали на многочисленные вопросы комиссии и успешно защитили свои проекты. Я попал на дипломном проектировании в особое положение. Меня направили на дипломное проектирование на каф. тракторов и автомобилей, руководителем назначили к.т.н. Прокофьева. К сожалению, я забыл его имя и отчество. Он занимался исследованием работы двигателя зерноуборочного комбайна при условии непрерывно меняющейся нагрузки, то есть при неустановившемся режиме работы двигателя. Он изготовил стенд, состоящий из двигателя, тормозной установки для нагрузки двигателя и измерительной аппаратуры. Записывание величин параметров осуществлялось осциллографом.

Ему нужен был работник для проведения опытов. И он взвалил эту работу на меня. Я выполнил большой объём исследований, получил графические зависимости изменения параметров двигателя от величины и периодичности приложения нагрузки. Но вместо того, чтобы как- то приподнять значимость моей работы он почему-то часто упоминал, что за такую ориентацию дипломного проекта (не производственную) ему будет нагоняй от руководства института. Этим он снизил мою самооценку и значимость для меня полученных результатов. В последующем, когда я поступил в аспирантуру, я смог по достоинству оценить свою работу.

По количеству и уровню полученного экспериментального материала она соответствовала кандидатской диссертации. Но при защите дипломного проекта это отмечено не было. «Поведение» двигателя по данным опытов было не таким, как это представлялось. Не выявилось устойчивых зависимостей, характеризующих работу двигателя в зависимости от изменения нагрузки. Причины этого ни я, ни даже  руководитель объяснить не могли. Уже потом, в аспирантуре я начал понимать, почему двигатель вёл себя так непредсказуемо. Но диплом я защитил на отлично, от предложения поступить в аспирантуру отказался, так как считал необходимым получить опыт работы на производстве.

Распределение на работу и женитьба

При Советской власти студенты после окончания института обязаны были отработать 3 года по распределению. Для этого в институт из Министерства с. х. поступал список мест работы по всему государству (от Московской обл. до Сахалина), в котором указывалась область, где требуются специалисты данного профиля и число рабочих мест. В институте составлялся список студентов, в котором они располагались по рейтингу (в основном по успеваемости). По очередности в этом списке студенты сами выбирали область, где они хотели работать.  Я в этом списке был седьмым и выбрал Красноярский край, потому что указывалось, что это на освоение целины.

После определения места работы я женился, что было явно необдуманным поступком, так как жене предстояло ещё год учиться в институте. По предложению студентов (не по моей инициативе) мне устроили «комсомольскую свадьбу», скинулись всей группой на свадьбу и мне на подарок (подарили фотоаппарат), и всей группой справили свадьбу. Мне представляется, что ребятам хотелось устроить прощальный праздник, как повод и послужила моя свадьба. Все известные мне браки на основе таких свадеб оказались неудачными. К сожалению, это относится и ко мне, поэтому я не буду распространяться на эту тему.

Переезд в Красноярск и Балахту
В соответствии с распределением я должен был явиться в Краевое управление с. х., получить назначение на место работы и выехать туда. В конце августа я приехал в Красноярск,  явился в Крайсельхозуправление и был назначен на должность инженера-контролёра в Мало – Тумнинскую машинно-тракторную станцию (МТС). Эта МТС располагалась в пос. Балахта – райцентре Балахтинского района, сейчас –  поселок городского типа. Он расположен в предгорьях Саян в 180 километрах к юго-западу от Красноярска на правом берегу реки Чулыма На рис. 2 показан новый мост через р. Чулым, через который был въезд в Балахту со стороны Ужура, и часть пос. Балахты. Новый мост был построен в 1967 г.

1954 -1955 гг. Воспоминания о жизни в СССР. Начало работы в МТС, и урожай под снегом! Воспоминания, Учеба, Кузьмин, Красноярск, Балахта, МТС, Таймень, Длиннопост, Работа, Память, СССР, Дорога, 1954, 1955, Прошлое

Рис.2. Прибрежная часть Балахты и мост.Фото из открытых источников

В Балахту можно было попасть, доехав до Ужура на поезде, а оттуда 140 км на автомобиле, или пароходом до Даурска, а затем 40 км на автомобиле. Я выбрал первый маршрут. Вечером того же дня и отправился на ж/д вокзал и встал в очередь за билетом на поезд до Ужура. За мной выстроилась длинная очередь. Когда я приближался к кассе ко мне подошёл такой пожилой жалкий на вид еврей и попросил пропустить его вперёд. Я его пожалел и пропустил, а он заказал 28 билетов на группу ребят, окончивших ФЗУ, которых он сопровождал на работу из Красноярска в Ужур. Я немного растерялся, когда это выяснилось. Подхожу к кассе, а кассир говорит: «Билетов больше нет». Вот так я остался на ночь в незнакомом городе и стоявшие за мной в очереди – тоже. Так что я в этом случае подвёл не только себя, но и других людей. Об этом надо думать, когда вы хотите сделать добро людям, но не знаете их аппетитов.

На следующий день я выехал в Ужур. Приехал я в Ужур где-то ближе к вечеру. Узнаю, как добраться до Балахты, автобусного сообщения между ними тогда не было. А до Балахты 140 км. Мне порекомендовали самый простой, но не самый лучший способ, который я и сам знал. Надо выйти на дорогу к Балахте и ловить попутную машину. Я так и сделал. В Балахту ехали на ЗИС–150 три человека и в кузове везли несколько ящиков. Я разместился в кузове. Тогда даже на дальние расстояние ездили в кузове (рис. 3) и даже зимой, часто располагаясь на грузе. Но перед этим пошёл сильный дождь, дорога размокла и наш ЗИС застрял на дороге. Пришлось нам ночевать в поле, вернее на дороге.

1954 -1955 гг. Воспоминания о жизни в СССР. Начало работы в МТС, и урожай под снегом! Воспоминания, Учеба, Кузьмин, Красноярск, Балахта, МТС, Таймень, Длиннопост, Работа, Память, СССР, Дорога, 1954, 1955, Прошлое

Рис. 3. Загруженный людьми ЗИС–150. Фото из открытых источников

На следующий день мы подъехали к Чулыму, «форсировали» его по старому тогда деревянному мосту (рис. 4) и прибыли в Балахту.

1954 -1955 гг. Воспоминания о жизни в СССР. Начало работы в МТС, и урожай под снегом! Воспоминания, Учеба, Кузьмин, Красноярск, Балахта, МТС, Таймень, Длиннопост, Работа, Память, СССР, Дорога, 1954, 1955, Прошлое

Рис. 4. Старый мост через р. Чулым. Фото из открытых источников

Что же представлял собой Балахтинский район?
Район расположен в предгорьях Саян. Климат и почвы благоприятны для земледелия. Много полей расположены на склонах На склоне урожай с.-х. культур выше, чем на равнине. До настоящего времени 2/3 площади района занимают леса, но пушного зверя было намного меньше, чем в Парбигском районе Томской обл., где мы жили во время ВОВ. Зато в Чулыме водится много разной рыбы. Но царь-рыбой считается таймень, самая крупная рыба семейства лососёвых (рис. 5). Он живёт в среднем 30 лет. Мясо тайменя нежное, как и его икра. Оно напоминает на вкус сёмгу или кету.

1954 -1955 гг. Воспоминания о жизни в СССР. Начало работы в МТС, и урожай под снегом! Воспоминания, Учеба, Кузьмин, Красноярск, Балахта, МТС, Таймень, Длиннопост, Работа, Память, СССР, Дорога, 1954, 1955, Прошлое

Рис. 5. Не самый большой Таймень. Фото из открытых источников

По воспоминаниям местных жителей таймень вырастал до двух метров длиной и весом до 100 кг. В Хатанге в 1952 г. выловили тайменя весом в 86 кг, а рыбы в 60 кг были в то время обычным явлением. Но сейчас от прежнего изобилия остались жалкие крохи, так как ему нужна хрустально чистая вода. А такой воды сейчас в реках почти нет.  Поэтому в Ангаре его стало мало после строительства Братской ГЭС, в Витиме (притоке Лены) резкое уменьшение из-за выбросов при добыче золота. Сообщалось как сенсация, что в 2010 г. в Эвенкии поймали тайменя весом 42 кг. Таймень стал исчезающим видом и занесен в Красную Книгу. А что будет дальше? Тигров мы спасаем, а тайменя нет, хотя разведение таких рыб намного увеличило бы объём и уменьшило цены рыбной продукции, так недостающей жителям РФ.

Районный центр Балахта в 1955 г. представлял собой типичный сельский посёлок, большую деревню с несколькими двух- и трёхэтажными домами, построенными ранее купцами и в советское время. В них размещались районные учреждения. Как и полагается райцентру была больница, поликлиника, библиотека, рынок, гостиница, чайная. Из крупных предприятий МТС и Заготзерно (организация по сбору, хранению зерна и передачи его на элеватор).

Население Балахты было многонациональным: русские (основная масса), украинцы ; немцы, чуваши, мордва, хакасы и др. Люди всех национальностей держались дружно и открыто, замкнуто и обособленно – только чуваши. К моему приезду там было много немцев из АО Немцев Поволжья, переселённых в начале ВОВ. Но переселённые немцы не ущемлялись в правах, работали добросовестно и награждались орденами. Например, комбайнёр Карлей даже орденом Ленина. Запомнил его фамилию потому, что меня поразило это награждение.

Характеристика МТС
МТС обеспечивали механизацию с.-х. работ в колхозах. Для этого они имели тракторы, зерноуборочные комбайны, с.-х. машины, автомобили, необходимую инфраструктуру для поддержания работоспособности техники и необходимый штат работников. МТС располагалась на самой дальней от Чулыма окраине Балахты, Она обслуживала колхозы Балахтинского района. Каждый колхоз одна тракторная бригада, за которой была закреплена необходимая техника. За каждой бригадой закреплялся механик с передвижной ремонтной мастерской на автомобиле (летучкой) и агроном. В штате МТС были также, кроме директора и бухгалтерии, главный инженер, главный зоотехник, главный ветврач, зав. нефтебазы и зав. гаражом. Снабжение МТС материальными и техническими ресурсами осуществлялось через г. Ужур (140 км по улучшенной грунтовой дороге), а не через Даурск, расположенный на берегу Енисея в 40 км от Балахты. Вероятно, потому, что Ужур был связан с Красноярском железной дорогой, а Даурск – Енисеем (рекой).

Но возить горючее и запчасти из Ужура было очень тяжело, особенно при дождливой погоде. Дорога-то была грунтовая, хотя и оборудованная канавами по краям. Поэтому в МСТ была нефтебаза, чтобы иметь необходимый запас ТСМ на определённый сезон работы (посевная, уборка и т.д.), ремонтная мастерская, автохозяйство (в основном бензовозы), контора, клуб, а также несколько домов ведомственного жилья. Так как посёлок был не электрифицирован, то в МТС была своя электростанция: немецкий стационарный дизельный двигатель с генератором. Мастерская располагалась в старом не типовом здании, но была хорошо оборудована станками, приборами для ремонта дизельной топливной аппаратуры, стендом для обкатки двигателей после ремонта. В мои обязанности как инженера-контролёра входил контроль за использованием и ремонтом техники, я обязан был контролировать и подписывать наряды на выполнение всех работ мастерской.

Начало работы в МТС
После устройства на работу я начал знакомиться с состоянием техники в бригадах. Под жильё мне отвели двухкомнатный щитовой дом, расположенный на полпути от конторы в мастерскую. Как сейчас помню, хотя с того дня прошло почти 68 лет. В воскресенье 4 сентября (день недели уточнил по интернету), ездил в тракторную бригаду, какого колхоза – не помню. Был тёплый солнечный день. После этого помылся в МТСовской бане, расположенной за конторой на берегу речки Балахта. Даже хотел в ней искупаться, но меня отговорили, так как вода была уже холодная. Пошёл домой и обратил внимание, что небо было ярко-голубое, летнее без единого облачка, только на востоке высоко белело просто не облако, а небольшое пятно. Рано утром проснулся, смотрю в окно, а кругом всё белым-бело. Оказывается, за ночь выпало 20 см снега.

А уборка пшеницы только началась, убрали примерно пятую часть посевов. Оставшийся нескошенным хлебостой оказался поваленным, прижатым к земле и заваленным снегом. Сразу стало холодней. После этого начали пытаться продолжать уборку. Снег постепенно стаял, точнее – его постепенно сдуло ветром. Хорошо, что дождей не было. Если растения не были прижаты к земле, то стебли согнулись, и колосья оказались близко или прижаты к земле. А эксцентриковых мотовил, поднимающих склонённую часть растений, на комбайнах Сталинец-6 не было. С трудом удалось какую-то часть убрать, но в общем собрали только половину выращенного урожая.

После этого с 1956 г. начали внедрять раздельную уборку, при которой хлебостой скашивают в молочно-восковой спелости зерна и укладывают на поле в валки для дозревания. В валках зерно дозревает быстрей, чем на корню. Потом их комбайнами подбирают и обмолачивают. Это позволяет раньше начать и закончить уборку до снегопада или затяжных осенних дождей. Но для этого нужны специальные жатки, которыми растения срезаются и укладываются на поле в валок. На рис. 5 показана современная валковая жатка в работе, так как хороших фото старых жаток, выпуска 50-х годов я не нашёл.

1954 -1955 гг. Воспоминания о жизни в СССР. Начало работы в МТС, и урожай под снегом! Воспоминания, Учеба, Кузьмин, Красноярск, Балахта, МТС, Таймень, Длиннопост, Работа, Память, СССР, Дорога, 1954, 1955, Прошлое

РИС. 5. Валковая жатка в работе. Фото из открытых источников

Для подбора валка и подачи в комбайн нужны подборщики, устанавливаемые на жатки комбайнов . А их не производили. Надо отметить, что эти вопросы оперативно решили, и в следующем году комбайны стали оснащаться эксцентриковыми мотовилами и подборщиками (рис. 6). Но в связи с дефицитом этих устройств они первое время распределялись по МТС строго по разнарядке Крайсельхозуправления. Так что этот процесс шёл не стихийно, а управлялся.

1954 -1955 гг. Воспоминания о жизни в СССР. Начало работы в МТС, и урожай под снегом! Воспоминания, Учеба, Кузьмин, Красноярск, Балахта, МТС, Таймень, Длиннопост, Работа, Память, СССР, Дорога, 1954, 1955, Прошлое

Рис. 6. Агрегат на подборе ваков. Фото из открытых источников

В связи с этим мне пришлось заниматься не своим делом. Как-то в бригаде колхоза им. Каткова (самсой слабой) сломался комбайн. Разъездных механиков на центральной усадьбе не было, автомашин тоже. Легковые УАЗы были у директора и секретаря парткома, мотоцикл М-72 с коляской у гл. инженера. Все в разъезде. А комбайны простаивать не должны. Их работа была на контроле в райкоме партии. Что мне делать? Беру две звёздочки (это типа шестерён для цепных передач) весом кг в 16 в руки и бегом 12 км в тракторную бригаду. Потом мне звонят из МТС, чтобы я там побыл несколько дней и проследил за уборкой. Вернулся я в Балахту, через некоторое время опять туда пришлось ехать и устранять неисправность комбайна.

А потом меня вообще туда послали как уполномоченного. Когда я в конце уборки вернулся в Балахту, меня ждала куча не подписанных нарядов. А без моей подписи их бухгалтерия не принимает к оплате, и зарплату ремонтникам начислить не может. Поэтому меня и вернули на «базу». Когда я всё это разгрёб спрашиваю у директора: «Зачем меня там держали? Я там, вроде, ничего не делал». Он мне ответил, что когда я там был, то убирали пшеницу с большей площади, и намолот зерна был больше. Вот такое было начало моей работы. Этой же осенью ко мне приехала мать, и мой быт как-то обустроился. После завершения полевых работ (уборки и вспашки зяби) состоялось общее собрание сотрудников МТС. Я думал меня похвалят, а бригадиры и комбайнёры начали мне высказывать претензии, я это так тяжело перенёс, что у меня случился приступ рожи, которую я подхватил в институте. Комбайнёры на меня ополчились за то, что после возвращения комбайнов на усадьбу МТС на хранение, я комбайны у них не принимал, пока они их не очистили, не сдали инструмент и не поставили по правилам на хранение. Уж как они на меня не нажимали, даже фашистом обзывали. Их можно было понять. Они смертельно устали при работе в таких условиях. Им хотелось скорее разъехаться по деревням домой. Кинулись на меня жаловаться начальству, но когда в бухгалтерии им сказали, что оплату без акта сдачи техники с моей подписью не начислят, они быстро и качественно всё сделали. Сезон уборки закончился, наступал сезон ремонта техники, но об этом будет следующий пост.