11 класс и ЕГЭ глазами учащихся. Пост 2.

Приветствую, Пикабушники. Прошлый пост вызвал у вас смешанные эмоции. Надеюсь, большая часть негатива была вызвана моими огрехами в редактировании текста, иначе я пребываю в недоумении. Да, большинству тут вряд ли предстоит сдавать ЕГЭ, но у вас есть дети, которым придется пройти через это. Однако раз были те, кого эта тема заинтересовала, я пишу дальше.

У меня есть серьезные подозрения, что моей главной ошибкой в том посте было отсутствие волшебной фразы «Чукча не писатель». Ну… если она действительно обладает силой, то я ее уже написал :).


Это второй пост на тему ЕГЭ.

Ссылка на первый пост - 11 класс и ЕГЭ глазами учащихся.


Как и обещал рассмотрим отрезок времени до декабрьского сочинения.

Здесь я уделю внимание эмоциональной составляющей, описанию периода и действиям, которые, по моему мнению, надо бы сделать. Тут уже достаточно много не абстрактной информации, так что, если я что-то забыл допишу в следующем посте или комментариях. (это все же не доклад, или отчет).

Сразу оговорюсь, я тоже эмоционально страдал, но все мы разные и кто-то переживает проще, кто-то тяжелее. Ко всему прочему у меня на тот момент были друзья, на год-два старше меня, и я активно расспрашивал их про то, как все проходило у них, так что у меня были некоторые знания, но мозг осознает, а сердце все боится.

И второе, то, что я говорю здесь не является непреложной истиной, скорее моей точкой зрения, к тому же завязанной на моем направлении – IT. В зависимости от направления, которое изберёте все может быть несколько иначе. (скорее относится к теме работы).

Так что мой первый совет, к 11 классу, вы, уже знаете, либо должны бы узнать в какую сферу вы хотите пойти работать после вуза. (IT, медицина, фармацевтика, археология, история, юриспруденция и т.п.). Постарайтесь узнать, а что требуют от соискателей по этому направлению? Людей из каких вузов ждут больше всего. Уверяю вас, это далеко не всегда МФТИ или МГУ.


Scientia potentia. (спасибо переводчику :) латынь я не знаю, но выглядит правдоподобно).

Итак, мы приступаем.


Самое первое, что я осознал в 11 классе, так это то, что ЕГЭ на порядок сложнее ОГЭ и это ввергло меня в легкий шок, так как от этого зависит не много не мало мое будущее, чуть ли не вся моя жизнь. Именно такая мысль первая приходит и укореняется в твоей голове до момента поступления в вуз. Я бы сказал, что это бесспорно важно, но не конец света, но сам бы не поверил таким словам. Скажу иначе. Паника только навредит. Сдать ЕГЭ придется, но лучше весь год провести с чистой головой и готовиться, чем трястись в панике.

Мы должны поступить в престижный вуз! Вот это уже стереотип, с которым я совладал только немного по учившись в "не самом престижном" вузе. Хочу привести сюда фразу, моей дорогой подруги, которая поддерживала меня весь мой 11 класс: "поступить в Московский вуз — это уже очень престижно". В рамках России это действительно так. Учась в Московском Политехе, я понимаю, что здесь у меня перспективы работать ничуть не хуже. Ведь нам в вузе важно что? - трудоустройство по специальности. Однако я учился в ФизМат классе, где все вузы "ниже", Бауманки — это уже не престижно. И к сожалению, от учителей я не слышал иного мнения. Так что это я осознал только сейчас.

Уровень вуза определяет уровень преподавателей, в МГУ они явно сильнее чем у меня, но тут уж стоит задать себе вопрос: а что ты хочешь от вуза и для чего ты туда идешь? С начала нулевых многие шли в вуз только за корочкой. И частенько ее наличия хватало, чтобы устроить на работу.

Что же сейчас? Я все чаще слышу от людей, работающих с соискателями, что начали смотреть не только на корочку, а еще и на знания. (да, я слышу не лично, а от доверенных источников, например, от отца, это не его специальность, но он иногда сам, а иногда его коллеги принимают соискателей). Старшее поколение помнит, что вуз, это место, где в первую очередь тебя учат учиться. (простите за тавтологию). Вспомните, как вы допоздна сидели в библиотеках. В наше время школы поменялись намного сильнее вузов, так что надобность обучаться в последних самому все так же осталась. И это не только в моем вузе. Буквально недавно, я списывался с человеком, который учится в ВШЭ (Высшая Школа Экономики). Он так же, как и я пошел на IT направление. (Привет тебе, если ты вдруг наткнулся на этот пост и узнал себя). Первое, что я от него услышал, их так же не учат языкам программирования, они изучают их сами, а очень многие вовсе с нуля. Не удивляйтесь, сдать хорошо ЕГЭ по информатике и поступить на программирование, можно совсем не зная, как программировать.

К чему я? К двум вещам. К тому, что куда бы ты не пошел, тебе придется самообучаться. И ты можешь закончить МФТИ и быть не в состоянии найти себе работу, ввиду своих амбиций (престижный вуз! ), но отсутствия необходимых знаний. К сожалению, какой бы ты вуз не закончил, это не обеспечит тебя гарантированным рабочим местом. Хотя… но об этом я скажу малость позже.


Это что касается эмоций и теории. Теперь, по существу.

По законодательству вы можете подать одновременно в 5 вузов (!), на 3 направления (!) в каждом. Итого выходит 15 шансов поступить. Направление – например, «09.03.01 Информатика и вычислительная техника», и таких аж 15. Можете подавать сразу и на платку, и на бюджет, об этом расскажу в другом посте.

Мой первый совет, я уже озвучил ранее.

Оговорюсь сразу, если вы сейчас не хотите париться с выбором вуза, это так же можно сделать хоть в июне. Просто сейчас у вас будет больше времени на размышление.

(!)Определитесь с тем, на каком направлении вы хотите учиться, и выберите предметы, которые необходимы для поступления на заинтересовавшие вас направления. Многие уже с этим определились, но далеко не все.

(!)Понравившееся вам направление подготовки часто бывает в разных вузах. Так что не проходите в одном, можете пройти в другом.

(!) Оставьте себе лазейку: выберите себе запасной вуз. Это тот вуз, куда бы согласились пойти, если не останется совсем никаких вариантов и что главное, вы в него пройдете ну однозначно. Все же пойти хоть куда-то лучше, чем никуда. К тому же всегда можно перевестись в другие вузы. (Сложно, но можно).

(!)Не ведитесь на название кафедры в вузе, обязательно посмотрите список предметов нужных для поступления туда. Если не уверены позвоните и уточните. Я в свое время погорел на этом. Например, в МЭИ (Московский Энергетический Институт) есть направление «09.03.01 Информатика и вычислительная техника». Вообще код 09.03 отсылает нас к IT-направлению, но здесь требуют в качестве третьего экзамена физику.

(!) Скатайтесь на дни открытых дверей, там можно посмотреть на вуз, пообщаться с преподавателями/студентами. Это бывает очень полезно (они проходят начиная с осени).

(!)Не берите слишком много предметов. Либо к середине года вы выдохнетесь и забросите вовсе все, либо в конце концов решите, что вам нужен только один из предметов и остальные бросите, НО время и силы будут уже потрачены.

(!)Готовиться начинайте сразу по всем предметам. Есть один нюанс с русским языком. В декабре пишется сочинение, которое является допуском самим экзаменам, оно не сложное, но к нему надо готовиться. Ввиду его структуры придется прочитать определенное количество литературы на заданные темы. (Не буду углубляться в детали, это «хлеб» репетиторов и учителей). Так вот, Декабрьское сочинение сильно отличается по структуре от ЕГЭшного, так что подумайте стоит ли готовиться сразу к двум, или начать готовиться к ЕГЭшному после декабря, чтобы ничего не перепутать.


Про поступление.

Здесь я хочу написать немного про поступление.

Есть несколько форм поступления в вуз, можно разделить их на две категории: По результатам ЕГЭ и без оных.


Без результатов. (Оговорюсь, ЕГЭ сдавать все равно придется, но необходимо набрать только минимальные баллы, потребные для поступления в вуз).

У каждого вуза существует список льгот. Это когда человека зачисляют без экзаменов в рамках Квоты. (надо смотреть положения на сайтах вузов).

Есть еще вариант с внутренним экзаменом. В таком случае вы в оговоренное время (летом) приходите и пишите внутренние экзамены, они приравниваются к ЕГЭ. (но только в конкретном вузе). На сайтах указан список лиц, имеющих права на такую форму поступления.


По результатам ЕГЭ.

Тут есть два варианта.

Просто сдать ЕГЭ и поступить на бюджет либо платку.

Либо пойти по Целевому. Это значит, что вы заключаете договор с каким-либо предприятием и оно оплачивает ваше обучение. (Вы учитесь как бы на бюджете) Но после вы должны отработать у них какое-то количество времени.

Тут достаточно много нюансов, я отдельно про них напишу, если кто-то выкажет интерес к данной теме. Тут стоит сказать, что надо внимательно читать договор (это очень серьезная бумажка, как кредит, и в зависимости от условий, может больно прилететь по башке, если вас выпнут из вуза). Но не стоит этого так уж бояться, в этом есть и свои плюсы (гарантированное рабочее место, и возможность работать у них во время учебы, а не в фастфуде). Посмотреть список предприятий-целевиков можно на сайте вуза или на сайтах предприятий.

В этом случае вы сдаете ЕГЭ, но участвуете не в общем конкурсе, а в конкурсе между такими же как вы. (Тут тоже могут быть нюансы, так что спрашивайте конкретно в предприятии, с которым заключаете контракт).

Я подавал по целевому, но не прошел. (Больно надо :) ) У вас может возникнуть вопрос по поводу конкурсной ситуации (вы подали по целевому и как тогда с бюджетом. Об этом я расскажу в другом посте (скорее всего в следующем) ).


Отдельно скажу про олимпиады и другие личные достижения.

В каждом вузе есть свой список олимпиад, которые они принимают. Это не только Всероссийская олимпиада. Бывают так же отраслевые (проводят несколько вузов, катируются, как правило, только в вузах, которые их проводили. Например «Надежда энергетики» МЭИ и еще несколько вузов). Бывают и личные олимпиады вузов («Шаг в будущее» Бауманки).

Вообще понять, где катируется конкретная олимпиада можно по ее уровню (от I до III), вся эта информация есть в интернете, так что я не буду на ней останавливаться. Скажу только, что подчас в вузе очень высоко оценивается какая-нибудь не особо известная олимпиада, следовательно в ней меньше конкуренция и она легче.

Олимпиады могут дать либо до 10 баллов к егэ (как личное достижение, см перечень личных достижений на сайтах вузов) либо поступление БВИ (без вступительных испытаний). В таком случае вы проходите без конкурса, но для того, чтобы от вас приняли олимпиаду, нужно набрать какое-то количество баллов за этот же предмет на ЕГЭ. (в том году было, кажется, 75, но рекомендую уточнить эту информацию). Либо олимпиада вам может дать 100 баллов за ЕГЭ. Вы идете по общему конкурсу, но, если вы, например, набрали 90 по физике и у вас есть такая олимпиада, у вас будет 100 баллов, а не 90.

Список личных достижений очень разнообразен. Там могут давать баллы за ГТО, участие в конференциях и т.п. Так же дают баллы за золотую медаль (но ее надо подтвердить результатами ЕГЭ). Опять же рекомендую ознакомиться с этой информацией в интернете.


Заключение.

Не стоит сразу начинать паниковать, так как сейчас вы еще что-то можете поменять. Поверьте мне, после получения результатов, когда вы наберете в сумме не 290 баллов,  вот тогда и придет время подсаживаться на валерьянку.

Готовьтесь к тому, что вы год проживете ради того, чтобы сдать ЕГЭ и поступить. Можете посетить психолога, можете наедаться сладкого. Тут уж каждый справляется сам.

Родители, у нас все несколько иначе, чем было у вас, да и с годами, проходя через новые трудности, вы подзабыли, что чувствовали тогда. Для нас это первое серьезное испытание, от которого многое зависит. Готовьтесь к слезам, истерикам. К тому, что придет ваш ребенок и заявит вам: «Я 11 лет жил только ради этого момента, и у меня все равно ничего не выходит». Побудьте терпимее. К сожалению, каждый год ближе к началу экзаменов происходит всплеск смертности среди детей. Да, цифры, казалось бы, не так велики, но ведь они есть!

Я никогда не жаловался на психику, да и не истерил. Но и у меня сдали нервы ближе к лету. Я чуть не разругался со своими родителями.


Скажу еще раз. Сейчас еще вы можете все изменить, чтобы сдать экзамены на 90+ баллов не обязательно было учиться все 11 лет. С ЕГЭ не обязательно.


Следующий пост скорее всего затронет всю оставшуюся учебу, экзамены и период поступления.