УНИЦИКЛ НА ТРЕКЕ
В этой публикации расскажу вам о таком типе катания на уницикле, как гонки на треке.
Особенность этого вида катания в том, что, с одной стороны, он включает в себя кучу разномастных заездов, а с другой стороны, почти не существует в отрыве от соревнований и подготовки к ним же, то есть это такая вещь в себе.
Итак, трек, или то, что случается, когда унициклисты дорываются до стадиона.
В конце публикации добавлю несколько слов о повседневном катании на уницикле и этим завершу обзор ездового направления.
Поехали!
Соревнования на треке относятся к ездовому направлению, основная их суть –максимально быстро (за редким исключением – максимально медленно) доехать из точки А в точку Б, попутно уделав всех, кого можно уделать. Это самые скоростные и бурлящие старты на уницикле. Они требуют выложиться по максимуму 1-3 раза (по количеству отборных заездов) на относительно небольшой дистанции за несколько минут, а то и секунд.
Само название гонок подсказывает, что соревнования должны проходить на специальном треке, где есть все необходимые условия:
– конкретные стандартные расстояния;
– специализированные круговые «беговые дорожки»;
– чёткая и однозначная разметка.
Для серьёзных соревнований стадион – обязательное условие для проведения подобных стартов, а вот местечковые дружеские поединки вполне могут проходить там, где нашлась площадка мелом очертить нужную разметку.
Кроме этого, гонки на треки отличаются от всех прочих соревнований в других типах катания ещё тем, что в них больше всего правил и требований: схлопотать дисквалификацию можно на раз-два, особенно в групповых заездах. Однако несмотря на это именно трек на чемпионатах привлекает наибольшее число участников, среди которых, кстати, львиная доля новичков.
Если заглянуть в правила Международной федерации унициклинга (IUF), то складывается ощущение, что в раздел «Трек», кроме скоростных заездов по стадионным дорожкам, запихнули всё то, что не подошло другим типам катания. Из-за этого некоторые из соревнований вынесены за пределы стадиона, потому что на нём просто нет условий для проведения таких заездов. Например, на стадионе никак не провести соревнования по скольжению с горы – по глайдинг-даунхиллу. Для этого заезда нужна довольно крутая хорошо асфальтированная дорога: участник стартует на вершине, снимает ноги с педалей и, притормаживая стопой по колесу, пытается съехать как можно быстрее вниз и при этом не убиться … Хех, да, некоторые из заездов категории «Трек» выглядят как фриковые забавы, однако у них немало поклонников, и соревнования по ним проходят самые что ни есть серьёзные.
Для создания хорошего настроения пусть первое видео в подборке будет фановым, а не соревновательным. Скольжение с горы, он же глайдинг:
Гонки на треке можно рассматривать с трёх позиций:
1) Сколько ехать?
Это всем понятная дистанция заезда (подробнее чуть ниже).
2) Каким образом ехать?
Это про тип педалирования или его отсутствие:
– крутя педали классически двумя ногами или крутя всего одной ногой (ванфут);
– перебирая ногами по колесу (виллволк), скользя/притормаживая стопами по колесу (глайдинг) или совсем сняв стопы со всех движущихся частей уницикла после предварительного разгона (коастинг);
– баланс на одном месте с обеими ногами на педалях и т.д.
3) На каком уницикле ехать?
Международными правилами введены гонки двух форматов: стандарт и без ограничений. В стандарте в правилах чётко прописано, каким должен быть уницикл на каждый определённый заезд – диаметр колеса, ширина покрышки, длина шатунов, – и к гонке допускают только удовлетворяющие этим характеристикам одноколёсники. Так вроде бы уравниваются шансы всех участников, чтобы они побеждали именно за счёт своих навыков, а не технических характеристик уницикла, однако со временем это привело к тому, что появился отдельный, максимально облегчённый, вид одноколёсников специально под трековые гонки. В формате без ограничений участник волен выбрать колесо с любыми удобными для себя характеристиками, в пределах разумного, конечно. Нет, никто не поставит в гонку 20” против 29” или 36”: заезды без ограничений делятся на категории, где в одном заезде участвуют райдеры на унициклах с одинаковым диаметром колёс.
Это видео скопом показывает все виды линейных заездов на треке:
Выше я уже оговорилась, что гонки на треке это солянка разного вида соревнований, не все из которых привязаны к треку, а в подписи к предыдущему видео сказала «показывает линейные заезды». Сейчас попробую раскрыть эту мысль подробнее.
Соревнования по треку согласно правилам IUF делятся на два типа: собственно гонки и другое.
В собственно гонки входят старты:
– 800, 400 и 100 метров классикой;
– ванфут 50 метров взрослые и 30 метров дети;
– виллволк 30 метров взрослые и 10 метров дети;
– слалом (общая длина «закорючки» около 30 м).
Это те заезды, которые обязательны к проведению, если соревнование на треке хоть сколько-нибудь серьёзное. А под таинственным другим скрываются старты, введение которых остаётся на волю организаторов.
Кроме вполне знакомой и понятной эстафеты 4 участника по 100 метров или 4 участника по 400 метров, там может быть гонка на нестандартных унициклах (например, на безрамных или высоких с цепной передачей), заезд на 50 метров с параллельным жонглированием или спиной вперёд, глайдинг, коастинг, кто медленнее лицом или спиной вперёд 10 метров или вообще кто дольше устоит на одном месте (баланс на месте, в источниках встречается в двух вариантах написания – стендстилл или стиллстенд; очень удивляет, что его относят к треку, потому что это фишка урбан и урбанистами же больше всего практикуется). Другие старты ограничены лишь фантазией организаторов, законами физики и немного здравым смыслом.
Это слалом: схема заезда и его демонстрация на видео. Слалом входит в обязательную программу.
Коастинг – задача уехать как можно дальше, не касаясь педалей ногами после определённой зоны разгона; заезд россиянина Дмитрия Бибичкова на соревновании:
Тоже Дмитрий, тоже соревнование, глайдинг-даунхилл – задача максимально быстро съехать с горки, не касаясь ногами педалей:
Вот так выглядит стендстилл. Исполняет россиянин Егор Бакшеев.
А вот это видео показывает, какие на самом деле гонки на треке, если не выбирать из общего массива событий самые смаковые моменты (тот же Чемпионат UNICON 18, что и на втором видео, но со стороны участников).
Что интересно, иногда там же, на треке, проходят такие соревнования, как езда по рельсе кто дальше и быстрее, прыжки в длину и в высоту на плоскости (Не на платформу! Прыжки на и между платформами традиционно проходят там, где соревнования по триалу). Всё это тема урбан стиля, но, видимо, стадион располагает ко всем атлетическим видам соревнований. О стиле урбан подробно я рассказывала в одной из предыдущих публикаций.
Это езда по узятине, то есть рельсе, в исполнении Егора Бакшеева (на соревновании длина рельсы чаще всего 30-60 метров):
Прыжки в длину:
Прыжки в высоту:
А вот это видео наглядно показывает, насколько все эти прыжки не трековая тема, а урбан, ведь 80% ролика райдеры занимаются флэтом, а не тем, что заявлено в названии ролика – прыжками в длину и в высоту:
Пожалуй, это всё из того, что я бы хотела рассказать про гонки на треке.
Теперь, как и обещала, несколько слов о «бытовом» катание на уницикле.
Повседневное катание – это такая вещь, которая, на мой взгляд, не стоит отдельной публикации, но в тоже время набирает всё большие обороты. На работу, на учебу, за хлебушком и просто «погулять»…
Уницикл для городских перемещений весьма неплохой выбор, и вот почему:
Езда на уницикле – это щадящее кардио, хорошая проработка мышц ног и частично спины. У уницикла очень простая конструкция, он требует минимум ухода, в нём практически нечему ломаться и у него почти нет расходников. Из его минусов – он медленный относительно велосипеда, в классической конструкции нет свободного хода, что, однако, поправимо при желании. Из его плюсов – он лёгкий, манёвренный, вопреки всеобщему заблуждению удобный и безопасный, компактный. Как мы любим шутить – «колесо под мышкой»: при наличии чехла, уницикл всегда можно легко с собой пронести куда угодно, как гитару, а в квартире он много места не занимает. Уницикл легко можно кинуть с собой в машину и поехать с ним куда-нибудь, чтобы покататься на природе – практически все колеса легко помещаются в любой багажник.
Тетрис-челлендж, или это всё мы возим на Смартике на тренировки в нашей уни-школе:
Лично я говорю унициклу как транспорту на каждый день однозначное «Да!», однако каждый волен выбирать «коника» себе по душе: кому четыре, кому два, кому одно колесо, а кому-то и своих двоих ног для полного счастья хватает.
Хм… А много ли среди читателей тех, кто предпочитает нестандартный транспорт для повседневных перемещений? Ролики, скейт, самокат, джамперы, моноколесо или вообще бег… Отпишитесь в комментариях, если заглянули на огонёк! Всегда интересно услышать истории открытых нестандартным решениям людей.
На этом у меня всё.
Благодарю за внимание!
С уважением,
админ Одноколёсного Дозора
Анастасия