Серия «Urbanistic in Cities»

Urbanistic in Small Cities

Мой предыдущий пост был посвящён общегородским урбан-проблемам Новосибирска и нескольким вариантам их решения, здесь же основная часть публикации будет выделять проблемы среди маленьких советских городов России. На примере родного города, Кольчугино, я покажу возможности и потенциал таких поселений.

Urbanistic in Small Cities Строительство, Урбанистика, Архитектура, Длиннопост
  • Нереализованные просторы для благоустройства.

    Маленькие города, значительной частью выстроенные при Советском Союзе, зачастую обладают широкими улицами, тротуарами и дворами, в дальнейшие годы, при недостаточном уходе, обрастающими гаражами/верёвками для белья, а то и вовсе зарастающими всякого рода растительностью. При этом такие города зачастую концентрировались вокруг какого-либо пром. объекта, а власти не заботились развитием должного благоустройства (нет, они могли строить парки/площади, но зачастую это залитые бетоном-асфальтом плацы, на которых глазу не за что зацепиться). Как раз вот такие пустыри и могут стать той возможностью, за которую нынешнее городское управление может взяться и, не потратив много денег, превратить их в неплохие общественные пространства.

Urbanistic in Small Cities Строительство, Урбанистика, Архитектура, Длиннопост

Выше приложена фотография широкого тротуара на одной из улиц города. Обычный взгляд здесь ни за что не зацепится, "тротуар как тротуар". Но этот тротуар - считай, готовая пешеходная улица (коих в моем городе, как и в других схожих городах, - невозможно найти), достаточно лишь снять убитое асфальтовое покрытие, выложить плиткой (советским городам, считаю, по архитектурному стилю не подходит брусчатка), рассадить немного зелени и поставить лавочки, и всё, эта самая пешеходная улица готова.

Urbanistic in Small Cities Строительство, Урбанистика, Архитектура, Длиннопост
Urbanistic in Small Cities Строительство, Урбанистика, Архитектура, Длиннопост

Я уже отметил, что во многих маленьких городах существуют обширные дворы меж многоквартирными домами, которые попросту зарастают зеленью и мусором, так как за ними нет должного ухода, а они сами не отвечают современным стандартам благоустройства. Ровно как в мегаполисах существует концепция "город 15 минут" (человек, выходя из дома, может за 15 минут добраться до работы/общ. пространства), так и для маленьких, по моему мнению, должна существовать аналогия - "город 5 минут". Человек не должен идти километра два до хоть какого-то ухоженного уголка, если у него под рукой существует двор. Мэрии не нужно тратить многомиллионные суммы, чтобы создать из таких мест хороший парк, достаточно лишь вычистить от зарослей, создать уголки с лавочками и мини-огородами (во многих западных урбан-концепциях бытует мнение, что необходимо дать жильцам и соседским товариществам реализовывать свои хозяйственные потребности, поэтому там создают приквартирные "огороды", дающие такую возможность) и сделать несколько ухоженных и вычищенных троп (хотя бы и грунтовых). Это, пусть и не сразу, даст общественное пространство жителям многоквартирных домов у этого двора, а также желание ухаживать и следить за этим пространством, благодаря чему не нужно будет постоянно тратиться на уборку этого места городскими службами.

К фотографии с одним из таких дворов я приложил ещё и ту, на которой запечатлено заброшенное озеро недалеко от центра города. Конкретно в моем городе уже есть пример реализации подобных водных объектов (пусть и с огрехами) для получения людьми хорошего благоустройства. Человек любит воду, любит прогуливаться вдоль таких пространств, дышать охлаждённым водой воздухом в жару, кататься на коньках зимой, и именно поэтому необходимо, если такие зоны есть, вычищать и обустраивать их. Здесь тоже не нужно тратить миллионы, можно очистить от мусора, проложить дорожки-подходы и даже на этом уже будет достаточно, это даст человеку возможность подойти к воде, пройтись вдоль и понаслаждаться эстетикой места.

Urbanistic in Small Cities Строительство, Урбанистика, Архитектура, Длиннопост
Urbanistic in Small Cities Строительство, Урбанистика, Архитектура, Длиннопост
  • Архитектурные возможности.

    Помимо нереализованных должным образом пространств, в моём и схожих городах забывают о многообразии своего архитектурного наследия (позднеимперская, пост-революционная, сталинсткая и т.д.), принимают это как должное, и со временем эти долгоживущие объекты и здания приходят, попросту, в непригодность. Не нужно строить новые дома каждый день, как это делают в больших городах, не имея возможности больше использовать старые, ведь есть возможность провести реставрацию, привести в угодный вид, а вкупе с реализацией дворов, широких тротуаров под пешеходные улицы - это станет не только качественным и элитным жильём, но и привлечёт в город туристов, желающих лицезреть подобную архитектуру и тратить на это деньги. Поэтому мэрии, наоборот, нечего бояться, стоит потратить несколько миллионов, отреставрировать то, что подлежит реставрации, а то, что нет... На западе многие старые дома, уже не подлежащие ремонту, отдают под арт-объекты художникам и другим творческим людям, дают возможность заниматься граффити, стрит-артом, что концентрирует это искусство в одном месте, а не разбрасывает, как мусор, по всему городу, и это тоже делает город привлекательным как для туристов, так и для собственных жителей.

    Ниже приведён пример реализации стрит-арта в одном из небольших городов Великобритании.

Urbanistic in Small Cities Строительство, Урбанистика, Архитектура, Длиннопост

Я мог бы ещё многое рассказать о своём городе, но пост и так вышел достаточно длинным. Поэтому скажу лишь то, что воплощение в жизнь данных городских проектов даёт маленьким городкам новую жизнь, привлекает туда молодых специалистов, туристов и жителей, способствует снижению маргинализации, ведь если у человека появляется возможность чем-то заняться, его окружают хорошие общественные пространства и качественные благоустроенные объекты , то не нужно будет строить пивные магазины на каждом углу, спрос на подобное, конечно же, останется, но снизится в разы, а кроме того - человек перестанет мусорить на каждом углу, будет оберегать свой город, если тот станет привлекательным для него самого, ведь по социологической концепции - 60% людей совершают плохие/хорошие поступки в зависимости от среды, 20% всегда совершают хорошие и лишь последние 20% чаще совершают плохие.

Показать полностью 7

Urbanistic in Novosibirsk

Уже многое было сказано об ужасах новосибирской урбанистики, поэтому я попробую обрисовать несколько проблем и предложить варианты их решения.

Urbanistic in Novosibirsk Строительство, Урбанистика, Общественный транспорт, Транспорт, Автобус, Троллейбус, Архитектура, Длиннопост
  • Подземные/надземные переходы и пешеходы.

    В Новосибирске, как и во многих городах, существует практика создания подземных и надземных переходов, объясняя это разветвлением пешеходного и транспортного потока, и если автомобилю от этого, возможно, есть какая-то польза, то для пешехода - нет.

    Зачастую проблему подобных переходов ощущают на себе маломобильные люди: пенсионеры, инвалиды, велосипедисты и т.д. Кроме того, переход по "подземке" занимает гораздо больше времени и сил, чем прямой путь по наземным эквивалентам. Например, человек спешит на работу или по делам, и ему проще перейти дорогу напрямик, нежели спускаться вниз, из-за чего он будет вынужден или перебегать автомобильный путь, либо же искать наземный пешеходный переход.

    Город, в первую очередь, должен существовать для пешехода, так как лишь у ограниченного количества людей есть возможность приобрести автомобиль, ибо с каждым годом происходит рост цен (в связи с увеличением спроса, роста численности населения и пр. проблем социального толка), и вскоре автомобиль может стать более элитным и дорогостоящим транспортом, а обычному человеку будет доступен лишь общественный или лёгкий виды транспорта.

    Необходимо развивать наземные пешеходные переходы, а подземки/надземки устранять ввиду малой доступности для части населения. Возникнет вопрос, но что делать, ведь если строить только наземные переходы, то водители попросту могут сбить человека, не успев сбросить скорость. Для решения этой проблемы во многих западных и даже близлежащих к нам странах придумали приподнимать переход на уровень (+-) тротуара, что заставит автомобилиста, в свою очередь, сбрасывать скорость, иначе его машине придётся не очень-то и хорошо. Ниже будет приведён пример приподнятого пешеходного перехода с островком безопасности в Амстердаме.

Urbanistic in Novosibirsk Строительство, Урбанистика, Общественный транспорт, Транспорт, Автобус, Троллейбус, Архитектура, Длиннопост

Город, а в данном случае, Новосибириск, должен существовать для людей без личного транспорта, коих большинство.

  • Пробки и транспортная сеть

    Новосибирск много лет подряд занимает одно из мест в "ТОП-10 городов по уровню пробок в мире", по большей части эта проблема из-за слабо развитой транспортной сети, в особенности - общественного транспорта. Автобусов не хватает, развита система "маршруток", которые забирают себе поток людей, в потенциале готовых пользоваться автобусами, троллейбусами и иными видами общественного транспорта.

    Чтобы облегчить или хоть как-то решить эту проблему - вовсе не нужно создавать водное такси, о чём говорят в СМИ, или расширять метро. Достаточно будет потратить эти деньги на расширение автобусной и троллейбусной сети, вводя новые маршруты и создавая под них отдельные полосы, обособленные от движения автомобилей разметкой.

    Например, можно отдать часть полос Большевистской под эти самые троллейбусы и автобусы, с запретом въезда на них личного транспорта. Это разгрузит поток выезжающих с Евроберега или Пед. института жильцов. Многие жители Евроберега, насколько мне известно, недовольны возможным введением троллейбусного маршрута до их микрорайона, так как им "проще" разъезжать на машине. Однако, опять же, жителей с автомобилем меньшинство, а троллейбусные и автобусные маршруты возьмут около 60% потока людей с этого и близлежащих микрорайонов.

    Возможно, рядом с Большевистской по правую сторону можно снести и расселить ветхое жильё и построить отдельный путь-дублёр для автомобилистов, интегрирующийся далее к мостам и центру города, а на самой улице ограничить скорость и почти полностью отдать под общественный транспорт.

    Помимо прочего, необходимо интегрировать в транспортную инфраструктуру города велодорожки, позволяющие людям без личного автомобиля, но с лёгкими видами транспорта спокойно перемещаться по мегаполису, не боясь сбить или убить человека. Велодорожки должны быть не на тротуарах, где по ним могут спокойно ходить женщины с колясками и пенсионеры, а на дорогах, с отдельными полосами, участвующими в дорожном трафике. Поначалу люди, возможно, будут возмущаться, но со временем, как то происходит в Париже или, например, Алмате, станут пробовать и садиться на, собственно, велосипеды и самокаты.

    В парках же велодорожки должны быть отделены от пеших маршрутов различными видами заграждений, я бы порекомендовал использовать различные зелёные посадки, тем самым одновременно и разделяя движение людей/велосипедов, и придавая природных красок парку/скверу.

Urbanistic in Novosibirsk Строительство, Урбанистика, Общественный транспорт, Транспорт, Автобус, Троллейбус, Архитектура, Длиннопост
  • Дизайн-код и архитектура.

    Новосибирск, как и многие города СНГ, восхищает своим изобилием многоэтажок-муравейников, хрущёвок и кучей вывесок. Всё это сильно давит на восприятие города, даже если со временем и привыкнешь.

    Первое и самое просто, что с этим можно сделать, так это стандартизировать вывески, шрифты и прочую атрибутику бизнес-центров, супермаркетов и киосков (в конце пункта будет пример дизайн-кода для вывесок в Лондоне). Например, так как у города большое советское наследие, можно использовать латинские и кириллические шрифты, стилизованные под СССР.

    Далее, ввести определённый стандарт для архитектурного облика города, а не строить хаотично, как бог подаст. Я не архитектор, но можно было бы попробовать обновить конструктивизм, в котором выстроен центр города. Для уже выстроенных комплексов достаточно будет просто потратиться на обделку фасады (да, это возможно, в азербайджанском Баку, например, из унылых хрущёвок сделали здания в классических стилях, отсылающих к Парижу), а для готовящихся к строительству - просто пересмотреть варианты внешнего облика.

    Кроме того, важно создание общественных пространств для людей. В Новосибирске люди чаще ходят в моллы и супермаркеты, нежели выбираются в скверы/парки, ведь до них очень далеко идти. Хотя места для их оборудования достаточно - возьми любой двор между хрущёвками и просто поставь там несколько лавочек, фонтанчиков, сооруди велодорожку, ведущую к нему - и вуаля. Это уже будет пространство, притягивающее людей, создающее атмосферу соседского кооператива и желание людей ухаживать за этим участком, как то происходит во дворах Берлина или Вены.

    Некоторые новые комплексы, например, Евроберег, как раз и занимаются подобным, но их главная ошибка в том, что они закрывают эти пространства забором, боясь, что туда попадёт кто-то лишний. Лично я не вижу проблем в том, что какая-то парочка или компания зайдёт на такое пространство и посидит там на лавочках. Наоборот, создание подобных заборов лишь пробуждает активность людей, мыслящих в стиле "любой запрет можно обойти", маргинализируя их. Впрочем, как бы хорош не был Евроберег, его территория тоже не лишена проблем: на набережной уже стали обваливаться зелёные высадки, так как микрорайон расположен на пойменных почвах и земля постепенно "стягивается" к реке, решить эту проблему помогло бы террасирование этих высадок, но увы, архитекторы не задумались об этом почвенном нюансе.

Urbanistic in Novosibirsk Строительство, Урбанистика, Общественный транспорт, Транспорт, Автобус, Троллейбус, Архитектура, Длиннопост
  • Разбитые дороги и ливнёвки.

    Город стоит на небольших возвышенностях вдоль Оби, что позволяет ему использовать рельефный ресурс для устранения проблем водостока, однако строители этим не озаботились и не сделали должной разуклонки и создания ливневых стоков, из-за чего каждый год плитка с дорогами разбиваются. Здесь всё гораздо проще, и достаточно просто сделать уклон дорог в сторону реки, и вода сама будет стекать к ней, а вдоль уклона необходимо создать, собственно, ливневые стоки, чтобы вода лишний раз не размывала пути, а уходила в канализацию.

    И ещё важный момент, водостоки с квартир зачастую выходят просто на тротуар, и вода, стекая по ним, со временем разбивает его. Необходимо уводить их под землю, чтобы вода стекала прямиком в канализацию (такое делают даже в Минске), и тротуары, в таком случае, будут гораздо дольше оставаться в хорошем виде.

Urbanistic in Novosibirsk Строительство, Урбанистика, Общественный транспорт, Транспорт, Автобус, Троллейбус, Архитектура, Длиннопост

Собственно, пока на этом всё, если кому-то понравится подобная урбанистическая тема, то, может быть, я посмотрю и на другие проблемы НСК, ну и не только.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!