Серия «О разных принципах покраски в моделировании»

47

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски

ВНИМАНИЕ!!! Данный пост может оскорбить некоторых лиц. Автор данного поста не относится пренебрежительно ни к одному из принципов покраски и уважает всех моделистов. Данный пост является исключительно мнением автора и носит исключительно развлекательный характер.

Ещё немного духоты перед тем как начать, а именно - объяснение, зачем я это всё пишу. Скажу честно, меня раздражает, что тот принцип покраски моделей (дальше просто покраски, покраса и прочие синонимы) зачастую смешивают с грязью. Да, я крашу по принципам игровой покраски и да, я устал объяснять, чем она отличается от стендового и художественного покраса. Этот пост - моя попытка структурировать свои мысли и объяснить основные отличия разных принципов, а так же попытка проследить эволюцию принципов покраски в моделировании.

В прошлых постах я уже обсудил стендовый и игровой принципы покраски моделей. Сегодня же я ступлю на очень тонкий лёд, а именно затрону тему художественного принципа покраски миниатюр.

Наверное каждый игровой моделист или просто коллекционер хотел сделать свою модель уникальной, покрасить её особенно аккуратно и вцелом как то выделить понравившуюся ему модель. Будем честны, в игровом принципе покраски существовали техники для подобного для подобной покраски, а именно глейзинг, а при правильном применении техники слоения можно было добиться прекрасно выглядящего эффекта свечения. Да и более аккуратная работа с моделью давала неплохие результаты. Но хотелось большего - модель должна была выглядеть будто сошедшей с картинки, неважно какой, будь то работы художников эпохи возрождения или картины в жанре гиперреализма, может арты известных художников или стоп-кадры из фильмов или мультсериалов, да хоть фрейм из комикса. А может, сама модель будет выступать полотном для картины.

Таким образом развился основной принцип художественной покраски - модель должна выглядеть сошедшей с картины.

Для начала стоит поговорить о пресловутом эффекте свечения. Многие согласятся, что предмет не светится сам по себе, он так же и освещает рядом находящиеся предметы. Так же подумали и моделисты и стали имитировать этот эффект.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Отлично видно, что именно подсвечивает фонарь

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Свечение провода выглядит максимально реалистично.

Эффект этот с одной стороны прост в реализации, но одновременно с этим сложен, ввиду необходимости понимать, как ложиться свет.

Вторым стоит выделить работу с кожей и волосами на миниатюре. Вообще, более детальная работа с этими объектами появилась ещё на игровой миниатюре, ввиду необходимости выделения модели и принципа жёстких теней, но художественный принцип вывел эту технику на недосягаемый уровень.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Лицо выглядит по настоящему живым, хоть это и модель. Стоит так же особо выделить работу с белым и чёрным цветом.

Но и здесь необходима серьёзная и кропотливая работа и чёткое понимание особенностей строения лица и цветовых переходов.

Третьим стоит выделить работу с плавными переходами или градиентом. В какой то момент моделисты поняли, что плавный переход от тёмного к светлому позволяет получить эффект даже лучше чем привычный хайлайт, а с помощью аэрографа его сделать проще и быстрее, хотя можно использовать и глейзинг.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Да, здесь есть экстремальные высветления, но они призваны подчеркнуть градиент.

Четвёртая техника вышла из третьей, когда моделисты задались вопросом: "Как на картине получаются столь реалистичные доспехи и можно ли это повторить на миниатюре?" Таким образом к нам пришла техника НММ или же non-metal metal (неметаллический металл)

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Угадайте, сколько металлических красок здесь было использовано? Правильно - ни одной.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Так же как и здесь.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Да и здесь, будем честны, тоже.

Как и все художественные техники, подобная техника требует чёткого понимания, что ты делаешь в данный момент. И это не смотря на то, сколь много туториалов на эту тему имеется в интернете, ведь техника крайне популярна.

Следующая техника предполагает рисование по самой модели и носит название "свободная рука" или, более привычное, фрихенд. Вообще, фрихендом называю любое рисование не по изгибам миниатюры. Нарисовал эмблему без использования декалей - фрихенд. Создал картину на модели - тоже фрихенд.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Эти эмблемы считаются фрихендом

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Так же как и плащ на этом капитане.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Или изображения на броне этого Имперского Рыцаря

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Или эти изображения на попоне коня

Конечно, если вам необходимо нарисовать что то простое, как например эмблемы, то проблем зачастую не возникает. Но создание чего то более сложного, особенно с учётом складок ткани, кажется чем то невероятным и недостижимым.

И это ещё далеко не все художественные техники, используемые в данном принципе. Помните, я говорил про покраску под комикс?

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Да, это комиксный орк. Да, это реальная миниатюра.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 3. Художественный принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Коллекция, Длиннопост

Вот он же но сбоку

Так в чём же проблема данного принципа? В сложности, больших затратах времени и необходимости понимать как работает цвет и свет. Вторая проблема, что многие эти техники перешли в другие принципы и отличить их бывает сложно, чем раньше любили прикрываться недобросовестные моделисты, называя свои явно художественные работы игровыми. Лично моё мнение - если большая часть модели покрашена с использованием художественных принципов и техник, то это художественная модель.

Вот я и закончил рассказ про разные принципы покраски миниатюр и наконец перестану об этом думать. Спасибо всем кто ставил плюсы и комментировал, а я пойду думать над чем то другим.

P.S. Все фото из этого поста взяты из открытых источников и служат исключительно изображением в качестве примера.

Показать полностью 13
61

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски

ВНИМАНИЕ!!! Данный пост может оскорбить некоторых лиц. Автор данного поста не относится пренебрежительно ни к одному из принципов покраски и уважает всех моделистов. Данный пост является исключительно мнением автора и носит исключительно развлекательный характер.

Ещё немного духоты перед тем как начать, а именно - объяснение, зачем я это всё пишу. Скажу честно, меня раздражает, что тот принцип покраски моделей (дальше просто покраски, покраса и прочие синонимы) зачастую смешивают с грязью. Да, я крашу по принципам игровой покраски и да, я устал объяснять, чем она отличается от стендового и художественного покраса. Этот пост - моя попытка структурировать свои мысли и объяснить основные отличия разных принципов, а так же попытка проследить эволюцию принципов покраски в моделировании.

В предыдущей части я поверхностно прошёлся по стендовому принципу покраски миниатюр. Прежде чем начать эту часть, стоит немного отступить от основной темы и ответить на один справедливый комментарий о разнице между масштабной модели и миниатюры. Как понятно из названия, у масштабной модели есть конкретный масштаб например 1:48), чего нет у миниатюр, потому игровой принцип покраски не является моделированием в общем понятии, это именно сборка и роспись миниатюр. Многие, отчасти и я, не согласятся с такой постановкой вопроса, утверждая, что миниатюра это просто немасштабная модель, потому, для общего понимания и то и другое я буду называть моделью, а людей, занимающихся их сборкой и покраской моделистами.

Вообще, на мой взгляд, эволюция стендового принципа в игровой было естественным продолжением. В какой то момент типичными стендовыми моделями решили играть. Так, собственно, и появился варгейм. Но с его приходом пришёл ряд естественных проблем:

  1. Нужно понимать, какой отряд где стоит и чем вооружён, просто посмотрев на стол.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Немного нетипичный вид стола во время игры, но довольно показательный. Видно, как сильно выделяется покрашенный мех на фоне остальных.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Более типичный угол во время игры. И ведь всё ещё нужно понимать, где какой отряд и чем вооружены бойцы.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

НРИ с полем и моделями это тоже касается, хоть и в меньшей степени.

2. Красить надо большое количество моделей, потому сложные техники не подходят.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Часть с зомби из игры Зомбицид. Вроде бы не вся.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Небольшой отряд друкхари из Warhammer 40,000. Таких отрядов может быть с десяток на столе.

3. Простота обучения. В игры играют много, но не всем хочется хочется тратить большое количество времени (и моделей) на совершенствование.

4. Игры перестали изображать реальный мир. Всё чаще игры переносились в фентезийные миры или поля сражений далёкого будущего.

Ввиду этих факторов стендовый принцип покраса эволюционировал в игровой с другими основными принципами - скорость и заметность. Конечно, поначалу (да и до сих пор) использовались именно стендовые принципы,

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Такой отряд может затеряться на столе, хоть и не так сильно, как при полностью стендовом методе.

но постепенно их стали вытеснять более простые и эффективные методы. Вместо аккуратного шейдинга пришла проливка с последующим восстановлением, высветление стало более повсеместным и дополнилось экстремальным высветлением (хайлайтом), а драйбраш вышел из разряда разовой техники везеринга в разряд пусть и грязной, но быстрой и эффективной техники (и я её просто обожаю).

Вместе с эволюцией метода так же изменились и сами модели. Деталей стало меньше и они стали сильнее выделятся, на саму миниатюру надо было тратить меньше времени при сборке, а некоторые этапы, такие как зачистку облоя и грунтование щелей можно было вообще пропустить.

Но наверное самым большим открытием именно игрового принципа стал метод быстрой покраски, он же спидпейнт. Этот термин, как и везеринг, объединяет в себе большое количество различных техник, начиная от простого использования спецжидкостей

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Не сочтите за рекламу. Подобные краски есть и у Vallejo, и у Citadel

и заканчивая техникой, в строгом виде представляющей из себя прешейдинг, но наносящийся с помощью драйбраша, а именно - слэпчоп.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Почти везде лишь один слой краски, а все свето-теневые переходы созданы благодаря слэпчопу.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Довольно плохая фотография, но вся одежда сделана мной именно этим методом.

Конечно, у этого принципа есть и свои минусы. Сама модель, при ближайшем рассмотрении, выглядит аляповато и местами слишком ярко. Стоит понимать, что подобные модели делаются для того, что бы на них смотрели издалека.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Сильные контрасты и глубокие тени хорошо выглядят на столе, но плохо при ближайшем рассмотрении.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Сильное выделение граней с помощью хайлайта выглядит излишне, но позволяет выделить модель на столе.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Из-за подобных выделений модель может выглядеть излишне яркой.

Тут же, думаю, стоит поговорить об обмазе, который часто путают с игровым покрасом и из-за которого данный принцип презрительно называют игровухой. Этот, не побоюсь этого слова, принцип, берёт за основу лишь одну идею - скорость покраски. Никаких, либо редкие свето-теневые переходы, зачастую страдает и аккуратность. В основе своей обмазом страдают новички и редко красящие моделисты, страдающие от отсутствия опыта и/или инструментов. Грешен, у самого много обмаза, не доведённого до уровня покраса.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

Все помнят эти юмористические картинки, высмеивающие обмаз.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 2. Игровой принцип покраски Покраска миниатюр, Моделизм, Миниатюра, Стендовый моделизм, Масштабная модель, Коллекционирование, Настольные игры, Длиннопост

В целом это тоже можно считать обмазом, пока световые пятна не будут нанесены, а сама модель не будет доведена до ума.

В следующем посте мы затронем по своему вершину модельного искусства, а именно - художественный принцип покраски миниатюр. Надеюсь, эти посты интересны для вас так же, как и для меня.

P.S. Большая часть фото из этого поста взяты из открытых источников и служат исключительно изображением в качестве примера.

Показать полностью 14
104

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 1. Стендовый принцип покраски

ВНИМАНИЕ!!! Данный пост может оскорбить некоторых лиц. Автор данного поста не относится пренебрежительно ни к одному из принципов покраски и уважает всех моделистов. Данный пост является исключительно мнением автора и носит исключительно развлекательный характер.

Ещё немного духоты перед тем как начать, а именно - объяснение, зачем я это всё пишу. Скажу честно, меня раздражает, что тот принцип покраски моделей (дальше просто покраски, покраса и прочие синонимы) зачастую смешивают с грязью. Да, я крашу по принципам игровой покраски и да, я устал объяснять, чем она отличается от стендового и художественного покраса. Этот пост - моя попытка структурировать свои мысли и объяснить основные отличия разных принципов, а так же попытка проследить эволюцию принципов покраски в моделировании.

Можно выделить, на мой взгляд, четыре основных принципа в покраске моделей - стендовый, игровой, художественный и обмаз.

Началось всё, как мне кажется, со стендового принципа покраса. Большинство людей, говоря про моделирование, представляют себе именно стендовый моделизм и винить их не за что, всё таки миниатюры данного формата в большинстве своём представлены на модельном рынке.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 1. Стендовый принцип покраски Моделизм, Покраска миниатюр, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Длиннопост

Типичная стендовая модель. В основном изображается техника, хотя и присутствует огромное количество человеческих моделей.

Основным принципом подобного моделирования является реализм, возведённый в абсолют. Каждая единица техники, каждая пехотная модель должны соответствовать тому временному периоду из которого она пришла, вплоть до последней заклёпки и пуговицы. Фактически у зрителя, наблюдающего за моделью, должно возникнуть ощущение, что он смотрит не на груду пластика, а на реальный образец техники, который, по неизвестным причинам, был уменьшен во много раз (в зависимости от масштаба модели. Это, кстати, является одной из причин наличия масштаба в таких миниатюрах - всё ради реализма. Так же используются реальные металлические детали, а так же прозрачный пластик, например для имитации фонарей и стёкол.

И на самом деле, это с одной стороны очень простой принцип, а с другой невероятно тяжёлый и трудозатратный. Вообще, про стендовый принцип, как и про игровой, легко можно сказать - легко начать, трудно стать мастером. Сам стендовый принцип покраски привнёс в моделирование не только основы, но и огромное количество базовых и продвинутых техник. Из базовых хочется выделить технику сухой кисти (драйбраш) и методы высветления (хайлайт) и затемнения (шейдинг). Из более продвинутых техник - метод предварительного нанесения световых акцентов (прешейдинг) и метод нанесения временных изменений (везеринг). Обе последние техники можно наблюдать на верхнем фото.

Вообще отдельно стоит поговорить о везеринге, без которого стендовый моделизм уже не представляется полноценным. Сам везеринг объединяет в себе как имитацию естественных погодных изменений (грязь, сколы краски, ржавчина, зарастание мхом, потёки воды), так и боевые повреждения, а так же повреждения от обслуживания (потёки бензина, масла) и естественный износ (нагар, износ колёс и шин). Проблемой данного метода является, на мой взгляд, тот факт, что без использования данных техник модель выглядит как хорошая, качественная, но игрушка, что и приводит порой к непониманию некоторых (многих) людей, что это весьма серьёзное хобби. Для подтверждения моих слов лучше всего подойдут фотографии из всё того же интернета.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 1. Стендовый принцип покраски Моделизм, Покраска миниатюр, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Длиннопост

Две модели, обе без везеринга. Не знаю как для других, но для меня они выглядят откровенно игрушечными.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 1. Стендовый принцип покраски Моделизм, Покраска миниатюр, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Длиннопост

А это такая же модель, как и модель слева на верхней картинке. Преображение невероятное.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 1. Стендовый принцип покраски Моделизм, Покраска миниатюр, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Длиннопост

Опять ощущение простой игрушки.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 1. Стендовый принцип покраски Моделизм, Покраска миниатюр, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Длиннопост

Лёгкий везеринг выводит из разряда игрушки в разряд модели.

Сам же стендовый принцип рос и развивался и по итогу перерос в настоящие произведения модельного искусства - диорамы. Это полноценные сцены, как будто вырванные из реальности и застывшие во времени. Могут быть как простыми, выгодно показывающими модель и создающие им определённый фон

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 1. Стендовый принцип покраски Моделизм, Покраска миниатюр, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Длиннопост

Прешейдинг, везеринг, отличная подставка и вот вам забытый, брошенный вертолёт в миниатюре.

так и комплексными, захватывающими и даже передающими определённый сюжет.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 1. Стендовый принцип покраски Моделизм, Покраска миниатюр, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Длиннопост

Подбитый горящий танк.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 1. Стендовый принцип покраски Моделизм, Покраска миниатюр, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Длиннопост

Затопленный танк. Здесь уже используется имитация воды.

О разных принципах покраски в моделировании. Часть 1. Стендовый принцип покраски Моделизм, Покраска миниатюр, Стендовый моделизм, Миниатюра, Масштабная модель, Коллекционирование, Длиннопост

Полевое мытьё танка. Здесь скорее всего используется светоотверждаемая прозрачная смола. Но зато какой удивительный эффект.

Это всё, что хотелось рассказать о стендовом принципе покраски миниатюр. В следующей части расскажу про игровой принцип и постараюсь определить его отличие от стендового принципа и от обмаза (с которым его часто путают).

P.S. Все фото из этого поста взяты из открытых источников по запросу "стендовые модели " и служат исключительно изображением в качестве примера. В следующем посте постараюсь добавить свои работы.

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!