Эту фотографию я видел давно. Ещё до того, как стал снимать. Потом оказалось - это очень известная фотография Анри Картье-Брессона.
Недавно снова увидел и снова очень понравилась. И подумал, раз я теперь дохера блогер, интересно будет разобрать её.
Человек, который снимал "жанр" ровно один раз - будет разбирать фотографию Анри Картье-Брессона. Дожили.
Итак, что мы видим: три ключевых персонажа: осведомительница (бельгийка, которая была опознана как женщина, сотрудничавшая с гестапо), официальное лицо и обвинительница.
Представитель власти подчеркнуто бесстрастен. Обвиняемая виновато склонила голову. Лицо обвинительницы застыло в яростной гримасе. Увидели треугольник? Вот он и есть - основа композиции этого снимка. Динамический треугольник, я бы сказал, как основа отличной композиции.
На фоне различимы ещё три треугольника, образованные лицами толпы. Один из свидетелей одет в полосатую робу и это смешает фокус внимания зрителя к левой границе кадра. К лицам в толпе, которые хочется разглядывать.
И это очень круто - так уметь видеть композицию, уметь видеть развитие сюжета и ещё поймать ещё момент. Камеры тогда не делали 700 000 кадров с секунду.
Вывод - композиция решает. Изучайте её, ищите её, используйте её.
«Я старался уловить суть… некоторых ситуаций, разворачивающихся у меня на глазах». Анри Картье-Брессон.
Всем добра!
P.S. Место съемки – Германия, Дессау, транзитный лагерь для беженцев, организованный между американской и советской зонами. Политзаключенные, военнопленные, люди, насильно угнанные на работы, возвращаются из освобожденной советскими войсками восточной части Германии.
Недавно смотрел и хотел рассказать об известной серии работ бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо. На мой взгляд - он один из величайших фотодокументалистов мира.
Но всё получились немного шире: будет про снимок, про фотографа, про и про саму шахту.
Золотые прииски в Серра Пелада - Себастьян
Кадр был сделан в 1986 году в Бразилии, на шахте Серра Пелада. Эта был крупнейший золотой рудником в Бразилии.
Эта фотография - ранний снимок из цикла «Рабочие». Этот цикл дал толчок развитию нового эстетического направления в фотожурналистике: яркого, эмоционального и чрезвычайно содержательного.
Снимки Себастьяна Сальгадо впечатляют своим эпическим размахом: толпы людей, объекты, вещи, движение. И всё это складывается в широкомасштабное полотно.
Это кадр хочется разглядывать и находить детали, читать лица. При этом, вы никогда не отведёте взгляд от центральной фигуры - молодого человека в центре кадра.
Великолепный кадр.
И тяжелая история шахты Серра Пелада.
Люди в кадре, таскающие тяжеленные мешки по хрупким лестницам - не рабы, на дворе 1986 год. «Они были только рабами собственной мечты о золоте», - говорил Сальгадо.
Это свободные люди, золотая лихорадка и самая большая открытая шахта в мире. Во времена рассвета добычи там работали более 100 000 тысяч копателей.
В городке, который стихийно возник рядом с шахтой обстановка была такая: 60-70 убийств в месяц, несовершеннолетние девушки предлагают себя за крупицы золота, постоянные стычки рабочих с армией и бандитами, оплата 2-3 доллара в день.
В 1986 году шахта закрылась сама собой - наводнение. За 6 лет золотоискатели официально добыли 44,5 тонн золота. Но более 90% золота было сбыто на черном рынке. Поэтому официальные данные, полагаю, далеки от реальности.
Сейчас карьер затоплен и шахта заброшена.
Вот, что мне удалось найти о современном положении дел: лицензией на месторождение и прилегающие к нему площади владеет местная компания Cooperativa de Mineracao dos Garimpeiros de Serra Pelada. В начале 2000х геологоразведочные работы на этой территории вела бразильская корпорация Vale. Но в начале 2007 года компания решила отказаться от прав на лицензионный участок.
Позднее в 2007 году Сooperativa de Mineracao dos Garimpeiros de Serra Pelada заключила соглашение о создании совместного предприятия с канадской компанией Colossus Minerals Inc для дальнейшего изучения и освоения объекта Серра-Пелада. Компания Vale передала новому СП, всю геологическую информацию по месторождению, полученную в ходе ранее выполненных работ.
В 2008-2009 года Colossus Minerals Inc. должна была выделить на геологоразведочные работы на объекте Серра-Пелада порядка 15,2 млн. долларов. В результате планировалось провести подсчет ресурсного потенциала месторождения, после чего начать его предварительную разведку, которая должна быть завершена в 2010 г.
Судя по всему, на этом всём закончилось. И у компании, похоже, ибита наибитнулась.
Их сайт сейчас не работает. Я посмотрел снимки на сайте Wayback Machine, последняя новость от 2014 года. В пресс-релизе говорилось о том, что они нашли инвесторов для проекта.
А потом: «29 апреля 2014 года Комиссия по ценным бумагам Онтарио издала временный приказ о прекращении торговли в отношении Компании за несоблюдение требований к непрерывному раскрытию информации в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах. Руководство работает над исправлением требований к раскрытию информации, чтобы торговля могла продолжаться».
Больше информации найти не удалось.
Шахта на картах.
Вот ссылка на это место на Яндекс и Google картах. Чтобы лучше понять, что это за место - посмотрите именно на Google картах, там можно «бросить человечка» и пройтись по посёлку.
Немного о фотографе. Себастьян Сальгадо - мастодонт и матёрый человечище. Сейчас ему 77 лет. В 1967 году женился на красавице пианистке Лелии Делуиз, они до сих по вместе. До 1974 года работал как фрилансер, потом присоединился к агентству «Сигма». Работая там он много снимал в в Португалии, Анголе и Мозамбике.
Затем - сменил работодателя и, видимо, чтобы кардинально ничего не менять, перешел из агентства «Сигма» в агенство «Гамма». В 1979 году фотограф перешел в фотоагентство «Магнум».
К этому моменту он уже был знаменитым фотографом. Он попытался рассказать о ситуации бедных людей и помогал им. Два года он сотрудничал с гуманитарной организацией «Врачи без границ», фиксируя по их поручению ужасные сцены голода в Африке.
Помню его цитату:
«Я просто хочу привлечь внимание к тому, что происходит в мире, и хочу, чтобы люди говорили о том, что изображено на этих снимках. Больше ничего.»
Что ещё? Они с женой основали небольшую организацию, сотрудники которой посадили 4 миллиона саженцев и вернули лес к жизни. Документальный фильм о нём «Соль земли». Именно оттуда я узнал о Себастьяне Сальгадо.
Его сайт сейчас не работает. Но в своем Instagram он регулярно выкладывает работы.
Что тут скажешь - яркий фотограф, великолепные работы.
Вы точно видели эту фотографию. Она привлекает взгляд, она получилась интересной. Чем она хороша, кроме того, что вы никогда её не забудете? Расскажу историю этой известной работы.
Dresie and Casie, Twins, Western Transvaal 1993
Работа называется "Дреси и Кейси, Близнецы, Западный Трансвааль». Снята в 1993 году, её автор - Роджер Баллен. На фотографии изображены близнецы из Западного Трансвааля (провинция ЮАР).
Видно сразу - ребята непростые. Наладить с ними контакт для съемки, явно было непросто. Кто они? Похожи на фермеров, простые рабочие ребята. Немного агрессивные? Да. Но фотограф нашел подход, договорился и они работают с Балленом, позируют. Их взгляд сосредоточен, они осознают всю важность процесса съёмки. Это не просто безымянные модели. И уж точно Роджер не снимал их как «цирк уродцев».
Если сегодня я ещё об этом ещё не говорил, то вот оно: фотограф - это сначала психолог, потом искатель и наблюдатель. Потом - ноги и руки и желание снимать. И только потом - камера, объектив и знания о том, как прикрыть диафрагму, выставить выдержку и построить кадр.
Почему этот кадр цепляет? В чём мастерство фотографа? Автор смог показать: да, они близнецы: они похожи. Но при этом - очень разные. Каждый из них индивидуальность. C ярко выраженным чувством собственного достоинства.
Всё ведь так? Вы тоже это увидели? И я увидел. А потом - изобрели интернет и я прочитал историю этих людей. Изучил историю создания известной фотографии.
В 2012 году близнецы Дрези и Кэзи (им тогда было 53 года) поселились в доме престарелых для умственно отсталых людей. Оба близнеца немые. В их больничной карте записано: Имеют умственные способности пятилетних. Оба не контролируют слюноотделение и постоянно вытирают подбородки платками, которые носят с собой. Они очень опрятные и чистоплотные.
И знаете, что ещё? Они очень добрые парни. Из воспоминаний персонала больницы: Оба пытаются обнимать медсестер, они смеются весь день и восторженно хрюкают, когда люди пытаются общаться с ними.
А теперь вспомните свои первые мысли и впечатления от фотографии.
На снимке Баллена, Дреси и Кейси выглядят плохишами. Подозрительными типами. Грязная одежда, растрепанные волосы. И они оба пускают слюни. Что я там писал выше про индивидуальность и чувство собственного достоинства?
Получается, Баллен не рассказал историю, не раскрыл характер людей, не донёс до зрителя обстоятельства? Фотограф не отработал, ведь за этим кадром не стоит реальной истории настоящих людей. Глядя на снимок Баллена мы ничего не узнали про Дрези и Кэзи! Даже наоборот - увидели совершенно не то! В жизни - это другие люди, другой характер. За ними другая история. Получается, Баллен - обманщик?