936

Продолжение поста «Посреди моря во льдах и тундре: замороженная полярная станция в Арктике, которую покинули 30 лет назад»

На некоторых похожих станциях здания соединялись между собой крытыми переходами. Здесь же такой роскоши не было.

Полярникам приходилось выходить на улицу из основного дома, и с учётом частых гостей в виде полярных волков и белых медведей, похоже здесь вопрос безопасности стоял особенно остро.

Рабочее здание.

Рабочее здание.

Прогуливаясь по станции, постоянно держишься настороже. Не хотелось бы встретиться нос к носу с хозяином Арктики, а такие случаи бывали, когда мишки «гостили» в заброшках и хлоп!

Станция действовала вплоть до 1994 года, после чего была сначала законсервирована, а затем и полностью закрыта как и многие другие в то время.

Островных на самом деле здесь уже не осталось, не считая о-в ЦИК, ЗФИ и Северной Земли.

Газеты и телеграммы из прошлого.

Газеты и телеграммы из прошлого.

Несмотря на то, что станция не действует и заброшена уже более тридцати лет, внутри нам довелось найти немало интересных артефактов.

Сохранилась газета «Правда» от 1981 года, телеграммы в Диксон 1980-х годов. Нет, не сообщения в мессенджере Telegram, а настоящие бумажные телеграммы.

Нашлись технические журналы метеонаблюдений с 1947 по 1991 год — про них расскажу отдельно.

Мы забрали с собой несколько вязанок таких журналов ушедшей эпохи. Уже давно нет тех, кто их заполнял, а артефакты остались.

Не менее интересны и нормы снабжения продуктами для труднодоступных станций. Например, на одного человека в месяц полагалось:

— муки — 13 кг,

— сгущённого молока — 6 банок,

— сыра — 0,5 кг,

— мяса — 4 кг.

Сравните с современными нормами и удивитесь. Как мы...

Читатели часто спрашивают: если там нет людей, кто ломает двери и выбивает стёкла?

Вы удивитесь, но это любопытный белый медведь. Он частенько заглядывает в такие места, наводит беспорядок, крушит и ломает, а дальше уже ветра и шторма делают своё дело.

Пару слов про быт. Отопление на таких станциях, как правило, был централизованное и водяное.

Откуда брали пресную воду для меня загадка. Остров маленький, озёр здесь нет, ближайшие на Таймыре, километрах в восемнадцати по прямой.

Значит, зимой воду возили трактором. А вот как решали вопрос летом непонятно.

Туалет здесь был холодный. Знаете, такая типичная «бочка с дыркой» типа "сортир".

Снабжение выполнялось только летом, во время северного завоза по морю. Завозили топливо, провизию на год и меняли зимовщиков на следующую смену.

Если во время зимовки случалось ЧП, то только санрейс и вертолёт с ближайшей станции: Диксон или Челюскин.

Но несмотря на удалённость и суровость, станция очень хорошо сохранилась.

Всё западное побережье Таймыра одна из самых труднодоступных точек на карте страны.

Зимой сюда никто не доберётся, кроме отмороженных вроде нас. Да и летом попасть сюда почти невозможно. Карское море, разве что на катамаранах или небольших яхтах.

Хотя мы в этих местах уже не в первый раз в своих экспедициях.

А как же охотники, рыбаки и прочие охотников за "бивнем" ? Да их здесь нет и быть не может. Слишком далеко от их «рабочих» мест на Таймыре и в Якутии.

Жаль, что у нас было всего полтора-два часа на исследование и знакомство со станцией. Надо было двигаться дальше.

Впереди нас ждала Северная Земля, мыс Челюскин и выход в Якутию.

Хотели бы побывать на такой станции?

(с) Денис Забелин, документалист, путешественник, фотограф.

Источник.

Показать полностью 21
566

Посреди моря во льдах и тундре: замороженная полярная станция в Арктике, которую покинули 30 лет назад

В этом году мы вновь двигались по арктическим широтам на наших красных вездеходах и более детально исследовали острова и побережье Карского моря вдоль Таймыра.

После Диксона, на западном побережье Таймыра, места уже были совсем дикие и необжитые даже во времена бурного советского освоения Арктики. Но кое-что нам удалось найти и заглянуть туда, куда не добирались обычные путешественники и, тем более, туристы.

На этот раз мы оказались на острове Правды в архипелаге Норденшельда, что в Карском море. Нашей целью было попасть на известную и когда-то довольно большую полярную станцию «Остров Правды».

Станция располагалась на крошечном острове размером всего 2,5 × 1,5 км в самом широком месте, на 76-м градусе северной широты. До полуострова Таймыр около 15 км по прямой, но сначала нужно преодолеть проливы Свердрупа, Фрам и Заря.

Надо ли говорить, что вокруг пейзажи полнейшей безжизненной арктической пустыни и бескрайних вод или льдов Северного Ледовитого океана.

«Полярка», как и многие другие, считалась труднодоступной и удалённой от цивилизации в советское время. До ближайших соседей, погранзаставы и роты ПВО «Эклипс» было по прямой 120 км, а до таких же полярников на станции «мыс Стерлегова» около 200 км.

Что уж говорить, когда до «цивилизации», условно находившейся в Диксоне - столице советской Арктики, или в Хатанге, более 500 км.

Но полярникам некогда было грустить. Соседи у них всегда были весёлые и интересные белые медведи да полярные волки. Даже на карте рядом бухта Медвежья и залив Волчий. Мы и впрямь видели здесь стаю полярных волков и медведицу с тремя медвежатами.

Снег в этих широтах лежит более десяти месяцев в году и это настоящая зима. А оставшиеся три сезона умещаются в два месяца.

Полярная ночь здесь длится около ста дней, когда солнце не показывается из-за горизонта. Не остров, а прямо курорт на южном берегу Карского моря!

Зато полярные сияния зимой каждую ночь. Небо полыхает божественно.

Станция была основана здесь в далёком 1940 году. Первые годы она действовала в формате «выносной», т.е. только во время навигации.

Во время Великой Отечественной войны здесь был зафиксирован самый северный факт ведения боевых действий. 18 сентября 1943 года подводная лодка U-711 подошла к архипелагу и атаковала здания полярной станции на острове Правды. Станция была полностью уничтожена.

В то время там работали два полярника, Будылин и Ковалёв. Они успели спрятаться за камнями и скрытно перебрались на соседний остров Нансена, где за месяц до этого была развёрнута полевая артиллерийская батарея № 265 из четырёх 122-миллиметровых орудий.

После ухода немецкой подлодки полярники по радиосвязи сообщили в штаб морских операций Западного района Севморпути о произошедшем, и за ними был направлен самолёт для эвакуации (из воспоминаний И.Д. Папанина, книга «Лёд и пламень»).

Станцию на острове Правды заново построили уже после окончания войны в 1945 году.

Как и многие другие станции в этом секторе Арктики, она была МГ-2 (метео-гидро) и относилась к Диксонскому УГМС.

Как правило, на таких объектах по штату зимовало 6–8 человек: начальник станции, метеорологи, гидролог, механик, электротехник и повар.

Основное здание.

Основное здание.

Станция была довольно большой для таких диких и необжитых мест. Помимо основного жилого здания, на «полярке» стояли баня, здание ДЭС с мастерской и складом, вспомогательное помещение для гидрологов и метеорологов, а также метеоплощадка.

Основное здание, несмотря на свой возраст, выглядит капитальным. Внутри рабочие и жилые комнаты, большая просторная кают-компания с остатками библиотеки, кухня.

Связь с «большой землёй» осуществлялась с помощью радиосвязи и до сих пор сохранилось антенно-фидерное хозяйство.

ДЭС и гараж.

ДЭС и гараж.

Продолжение следует.

Показать полностью 24
Отличная работа, все прочитано!