Продолжение поста «Посреди моря во льдах и тундре: замороженная полярная станция в Арктике, которую покинули 30 лет назад»
На некоторых похожих станциях здания соединялись между собой крытыми переходами. Здесь же такой роскоши не было.
Полярникам приходилось выходить на улицу из основного дома, и с учётом частых гостей в виде полярных волков и белых медведей, похоже здесь вопрос безопасности стоял особенно остро.
Прогуливаясь по станции, постоянно держишься настороже. Не хотелось бы встретиться нос к носу с хозяином Арктики, а такие случаи бывали, когда мишки «гостили» в заброшках и хлоп!
Станция действовала вплоть до 1994 года, после чего была сначала законсервирована, а затем и полностью закрыта как и многие другие в то время.
Островных на самом деле здесь уже не осталось, не считая о-в ЦИК, ЗФИ и Северной Земли.
Несмотря на то, что станция не действует и заброшена уже более тридцати лет, внутри нам довелось найти немало интересных артефактов.
Сохранилась газета «Правда» от 1981 года, телеграммы в Диксон 1980-х годов. Нет, не сообщения в мессенджере Telegram, а настоящие бумажные телеграммы.
Нашлись технические журналы метеонаблюдений с 1947 по 1991 год — про них расскажу отдельно.
Мы забрали с собой несколько вязанок таких журналов ушедшей эпохи. Уже давно нет тех, кто их заполнял, а артефакты остались.
Не менее интересны и нормы снабжения продуктами для труднодоступных станций. Например, на одного человека в месяц полагалось:
— муки — 13 кг,
— сгущённого молока — 6 банок,
— сыра — 0,5 кг,
— мяса — 4 кг.
Сравните с современными нормами и удивитесь. Как мы...
Читатели часто спрашивают: если там нет людей, кто ломает двери и выбивает стёкла?
Вы удивитесь, но это любопытный белый медведь. Он частенько заглядывает в такие места, наводит беспорядок, крушит и ломает, а дальше уже ветра и шторма делают своё дело.
Пару слов про быт. Отопление на таких станциях, как правило, был централизованное и водяное.
Откуда брали пресную воду для меня загадка. Остров маленький, озёр здесь нет, ближайшие на Таймыре, километрах в восемнадцати по прямой.
Значит, зимой воду возили трактором. А вот как решали вопрос летом непонятно.
Туалет здесь был холодный. Знаете, такая типичная «бочка с дыркой» типа "сортир".
Снабжение выполнялось только летом, во время северного завоза по морю. Завозили топливо, провизию на год и меняли зимовщиков на следующую смену.
Если во время зимовки случалось ЧП, то только санрейс и вертолёт с ближайшей станции: Диксон или Челюскин.
Но несмотря на удалённость и суровость, станция очень хорошо сохранилась.
Всё западное побережье Таймыра одна из самых труднодоступных точек на карте страны.
Зимой сюда никто не доберётся, кроме отмороженных вроде нас. Да и летом попасть сюда почти невозможно. Карское море, разве что на катамаранах или небольших яхтах.
Хотя мы в этих местах уже не в первый раз в своих экспедициях.
А как же охотники, рыбаки и прочие охотников за "бивнем" ? Да их здесь нет и быть не может. Слишком далеко от их «рабочих» мест на Таймыре и в Якутии.
Жаль, что у нас было всего полтора-два часа на исследование и знакомство со станцией. Надо было двигаться дальше.
Впереди нас ждала Северная Земля, мыс Челюскин и выход в Якутию.
Хотели бы побывать на такой станции?
(с) Денис Забелин, документалист, путешественник, фотограф.













































