Ответ на пост «5 фантастических и фэнтезийных книг, которые вывели авторов на новый уровень популярности»
А может у кого-то есть свой топ фэнтезийных книг, но только от отечественных авторов?
А может у кого-то есть свой топ фэнтезийных книг, но только от отечественных авторов?
Далеко не всегда к авторам приходит оглушительный успех с первым же опубликованным произведением. Понятно, что писатели оттачивают свой стиль со временем, так что поздние книги нередко выходят более зрелыми, проработанными и глубокими. Закончив дебютный проект (а иногда еще несколько после него), писатели начинают экспериментировать, искать новые темы. В результате нередко рождаются произведения, которые выводят своих создателей на новый уровень успеха, делаясь их «визитной карточкой».
Вы, например, знали, что до «Песни льда и огня» Джордж Мартин написал немало других историй, пользовался репутацией выдающегося автора и имел на счету престижные премии, но с появлением этого цикла стал настоящей суперзвездой? Или, можно вспомнить о Джине Вулфе — большинство поклонников сегодня посоветует вам в первую очередь прочесть именно «Книгу Нового Солнца», но до нее автор написал четыре романа. Причем нередко поклонники жанра фантастики заранее знакомятся с будущими носителями «громких имен». Но потом появляется Та Самая Книга, и о писателе узнает, кажется, весь мир. И вот несколько свежих примеров.
Лю Цысиня сегодня уверенно можно назвать мэтром современной фантастики. Автор был достаточно популярен на родине до того, как его романы начали переводить на английский язык — несколько его произведений малой формы стали лауреатами китайской премии «Галактика». В целом западный мир очень мало знал о том, что происходит с жанром фантастики в Поднебесной до перевода «Задачи трех тел». В Китае к фантастике относились в основном как к развлекательному, несерьезному жанру, «который читают школьники», но работа Лю Цысиня стала популярна у программистов и научных гиков, выход новых книг трилогии «Воспоминания о прошлом Земли» вызывал бурные обсуждения на форумах. Переводом занялся американский писатель с китайскими корнями, Кен Лю, уже после выхода в Поднебесной завершающего романа — «Вечная жизнь Смерти». Перевод с китайского нельзя назвать легким, но, обладая собственными литературными навыками, Кен Лю проделал колоссальную работу по адаптации произведения.
Западный читатель встретил «Задачу трех тел» восторгом прикосновения к фантастике, «какой больше не делают» — сам Лю Цысинь вырос на классиках «золотого века», таких как Артур Кларк. «Задача трех тел» и последующие романы описывают масштабную историю первого контакта, изучая через него человечество и используя интересные научные концепции. Так к Лю Цысиню пришел без преувеличений всемирный успех, и это привлекло внимание к китайской фантастике в целом.
Ребекка Куанг дебютировала в жанре фэнтези достаточно заметно — за права на первый роман писательницы боролись сразу несколько крупных западных издательств. Трилогия «Опиумная война» вдохновлена историей и культурой Китая, с которыми Куанг, выросшая в Америке, познакомилась близко уже после окончания школы. В одном из интервью она говорила, что о многих ключевых моментах в истории азиатских стран очень мало рассказывают на Западе, и она решила отразить эти страницы прошлого в фэнтезийном произведении. Действие происходит в выдуманном мире, но источник вдохновения ведьма узнаваем. Об «Опиумной войне» нередко говорили, что она начинается с тропов, характерных для молодежного фэнтези. Но по ходу сюжета военная и политические составляющие становится все серьезнее и жестче. Тем не менее, многие замечали, что при громком успехе и наградах, Куанг еще не раскрыла свой писательский потенциал. И оказались правы.
В 2022 году на английском вышел «Вавилон», став одной из пяти лучших фантастических книг года по версии британской газеты The Guardian, а также завоевав премии «Локус» и «Небьюла». Темная академия со студенческой революцией, антиколониальными мотивами и лингвистической магией в декорациях альтернативной Британии XIX века привлекла внимание множества читателей. Книга очень личная, она пропитана любовью самой Куанг к Оксфорду, а также юношескими сомнениями и жаждой бунта. Вдумчивая работа в смешанном жанре демонстрирует явный творческий рост писательницы, а сюжет сочетает в себе глубокую эмоциональность и свежий взгляд на старые проблемы.
Марта Уэллс дебютировала в 1993 году, и много лет создавала фэнтези-истории в оригинальных мирах: например, цикл «Книги Раксура» о сложном обществе крылатых оборотней. Ее романы входили в список чтения, рекомендуемого журналом «Локус», и номинировались на «Небьюлу». Но настоящий, оглушительный успех пришел к ней в 2017 с выходом первых повестей из серии «Дневники Киллербота». Динамичный приключенческий сюжет, легкий слог и потрясающе меткий выбор главного героя привели к тому, что в 2021 году писательница получила две премии «Хьюго» — за лучший роман и за лучший цикл книг. Тот же роман, «Сетевой эффект», получил «Локус» и «Небьюлу».
Ворчливый и ехидный андроид-сериаломан, который не любит общество людей и отказывается считать их своими друзьями, действительно нашел путь к сердцам читателей. Разумеется, он раз за разом ввязывается в переделки, чтобы спасти своих «подопечных», что обеспечивает Уэллс возможность создавать захватывающие приключенческие сюжеты. Ее романы и повести тоже напоминают о старой-доброй классике жанра фантастики, но многие детали делают работы писательницы и весьма актуальными. Причем актуальность эта идет в комплекте с нотой сарказма, но не злого, ближе к дружескому подтруниванию «между своими». Все мы иногда бываем Киллерботами, как гласила одна из аннотаций — например, когда за пять минут до конца рабочего дня начальник приносит горящую задачу, которую нужно было сделать вчера, а хочется просто поехать домой и смотреть любимый сериал.
Мэри Робинетт Коваль два года работала секретарем Science Fiction and Fantasy Writers of America, и в 2010 году была избрана вице-президентом ассоциации. Она пишет рассказы с 2004 года, в 2009 выпустила свой сборник, а ее дебютный роман был номинирован на «Небьюлу». Это было фэнтези в духе романов Джейн Остин о барышнях из высшего общества XIX века, но с магией. Самая громкая книга Коваль тоже принадлежит к жанру альтернативной истории, но уже с элементами научной фантастики. Роман «Вычисляя звезды» открывает цикл «Леди-астронавт» о катастрофических последствиях падения метеорита и ускоренном развитии программы колонизации космоса. Здесь сочетается триллер, психологическая драма и производственный роман в декорациях 1950-х годов. Главная героиня намерена стать первой женщиной-астронавтом и сделает все, что в ее силах, ради выживания человечества.
Роман вызывает симпатию своей оптимистичностью. Упорный труд и честность приносят результат, хотя не раз приходится оказаться на грани провала — из-за несовершенства общества и из-за людей, которые верят в другое и по-иному смотрят на мир. Коваль никого не демонизирует, а рассказывает о противостоянии взглядов и о том, как один человек понемногу может изменить позицию общества. О мотивации, которую дает людям искренняя мечта. И о надвигающейся климатической катастрофе. Этот серьезный, но не вполне типичный набор принес писательнице большую тройку премий из «Хьюго», «Локуса» и «Небьюлы».
Виктория Шваб долго шла к публикации своих работ, но после дебюта за несколько лет успела стать популярным автором молодежного фэнтези. Ее циклы отличались оригинальным и атмосферным мироустройством и системами магии, которые разжигали воображение читателей. Две серии «Оттенки магии» и «Злодеи» получили спин-оффы в формате комиксов, расширяющих вселенные этих произведений. Роман «Эта свирепая песня» стартовал продажи с первой строчки в списке бестселлеров New York Times. А потом Виктория Шваб решила попробовать нечто новое и написала магический реализм — «Незримая жизнь Адди Ларю». Книга о горьком бессмертии, потерях, любви и поиске не покидала список бестселлеров New York Times почти год. Это был принципиально новый уровень популярности, одна из самых значимых книг, вышедших в 2020-ом.
В 1714 году Адди Ларю заключает сделку с темным богом, получив бессмертие. Она не учла вопрос цены — каждый человек в ее жизни забыл о ее существовании. И каждый, кто узнает ее заново, забудет, как только отвернется. Жизнь призрака, обреченного на одиночество, на бездомность и молчаливое наблюдение за сменой эпох. Впрочем, не вполне безмолвное. Мы наблюдаем, как Адди приспосабливается к своей новой жизни, ищет ответы в искусстве и однажды, уже в XXI веке, встречает человека, который способен ее помнить. Это эмоциональная, тонкая и лиричная история, близкая к реализму кроме самой концепции бессмертия главной героини. Такая смесь жанров и выбранная тематика — о цене желаний и о близости тьмы — существенно расширила круг поклонников Виктории Шваб.