Ответ на пост «Как должен был закончиться Властелин колец»
Решил осветить пару моментов вокруг которых постоянно идут споры в сообществе толкинистов. Первая - почему бы не отнести кольцо к роковой горе с помощью орлов, и они вообще имба.
И вторая - почему бы призракам командованием Арагорна не уничтожить всю армию Саурона.
Такими вопросами задаются люди которые забывают на какие источниках базируется Властелин Колец, и какая задача возлагается на такие Deus ex как орлы и призраки. Потому задним числом приписываются объяснения типа: орлы - это слишком просто, призраки должны были участвовать только в одном сражении, орлов могли перехватить назгулы, орлы слишком гордые и попадут под влияние кольца. И тому подобное. То есть пытаются найти материальное объяснение и формальную логику, как хочешь назови в произведении которое основано на мифологии и мировоззрении древнего человека.
Ответы, вернее подсказки на эти вопросы можно найти книге Владимира Яковлевича Пропа, которую он написал примерно в то же время когда писался властелин колец – «Исторические корни волшебной сказки».
Начнём с общих черт характерных в обоих случаях. Есть традиционная структура волшебной сказки: герой отправляется в дорогу, потустороннее царство мертвых или царство зла. Получает волшебный предмет и/или волшебного помощника – проводника. В своём путешествии встречается с врагом, использует волшебные предметы, помощника и собственную смекалку. Но зачастую достаточно именно воздействия использования волшебного предмета (своеобразный замкнутый круг: избран потому что достоин, достоин потому что избран).
«Беглый ретроспективный взгляд на рассмотренные источники показывает, что многие из сказочных мотивов восходят к различным социальным институтам, среди них особое место занимает обряд посвящения. Далее мы видим, что большую роль играют представления о загробном мире, о путешествиях в иной мир. Эти два цикла дают количественно максимальное число мотивов. Кроме того, некоторые мотивы имеют иное происхождение.
Если перечислить добытые результаты, расположив их по источникам или историческим соответствиям, то мы получим следующую картину. К комплексу посвящения восходят следующие мотивы: увод или изгнание детей в лес или похищение их лесным духом, избушка, запродажа, избиение героев ягой, обрубание пальца, показывание оставшимся мнимых знаков смерти, печь яги, разрубание и оживление, проглатывание и извергание, получение волшебного средства или волшебного помощника, травестизм, лесной учитель и хитрая наука. Последующий период до вступления в брак и момент возвращения отражены в мотивах большого дома, накрытого стола в нем, охотников, разбойников, сестрички, красавицы в гробу, красавицы в чудесном саду и дворце (Психея), в мотивах неумойки, мужа на свадьбе жены, жены на свадьбе мужа, запретного чулана и некоторых других.
Другим циклом, кругом, обнаруживающим соответствие со сказкой, является цикл представлений о смерти; сюда относятся: похищение девушек змеями, разновидности чудесного рождения, как возвращение умершего, отправка в путь с железной обувью и пр., лес как вход в иное царство, запах героя, окропленне дверей избушки, угощение у яги, фигура перевозчика-путеводителя, далекий путь на орле, коне, лодке и т. д., бой с охранителем входа, стремящимся съесть пришельца, взвешивание на весах, прибытие в иное царство и все аксессуары его.»
Для примера достаточно вспомнить русскую волшебную сказку. Например бой на калиновом мосту где богатыри получают оружие, коней, соль, спят мёртвым сном в избушке в которой ничего не слышно (она подразумевает собой склеп и намекает что герои находятся между миром живых и мёртвых), входят на бой на мост который нельзя перейти живому, потом спасаются бегством от змеихи.
Подробнее нужно читать оригинал Пропа но если кратко: сказка описывает ритуал инициации юноша получает от предков (обычно мёртвых) волшебный предметы и/или помощника, переходит из детства во взрослую жизнь становится настоящим мужчиной, охотником, шаманом, вождём. Теперь рассмотрим это примере Арагорна:
Для сюжета эпизод с пиратами и призраками вообще не нужен. Убери автор всякое упоминание о них ход войны не измениться. Соответственно этот эпизод веден для того чтобы показать что Арагорн достоин быть королем. На начало произведения Арагорн является странником, следопытом читатель не сразу узнаёт что он потомки Исильдура, в нем течет кровь короля, вождя - личности пока личности в представлении древнего человека избранной. Но это обязательно нужно доказать в процессе инициации. Именно поэтому Арагорн получает свое распоряжение артефакт меч Исильдура и отправляется царство мертвых, чтобы заручиться их поддержкой и заставишь исполнить древнюю клятву. Чем он успешно справляется и поэтому отпускает призраков потому что их функция в произведении выполнена. Победа над пиратами не цель а средство для Арагорна как персоонажа.
Поэтому и название книги – «Возвращение короля» говорит нам что центральном событиям как раз и является испытание Арагорна в процессе которого он как герой сказки символически умирает как Странник и рождается как король Гондора.
Далее разберемся уже с Фродо его испытание растягивается на всю книгу, в отличии от испытания Арагорна который занимает всего пару глав. Тем не менее та же самая структура присутствует и в его истории. Вначале Гендальф говорит что он избран нести кольцо К нему тут же присоединяйся помощники, сначала это хоббиты, потом братство кольца. А потом Голлум, которые который явился тем самым проводников царство зла. Также Фродо получает волшебные дары – хлеб, оружие и рубашку. А в конце своего перерождения Фродо даже теряет палец – что иногда практиковалось в обрядах посвящения. Главное испытания предстоит ему уже в Мордоре, где его помощник и проводник сыграет немаловажно роль.
Конечно в отличие от структуры мифа автор добавил в историю борьбу Фродо, Голума и кольца но это уже небольшие детали призваны добавить глубины и реализм в древней сюжет. И когда Фродо и Сэм доказывает что они способны исполнить возложенную на них задачу только тогда их спасают орлы - еще одни волшебные помощники.
Точно так же про орлов можно сказать и в их эпизоды когда они спасут Бльбо и гномов. Спасение Гендальфа из плена. И помогут, наконец-то объединившихся силам добра с битве пяти воинств.
Орлам как помощникам нужно доброе намеренье героев, когда персоонаж успешно проходит испытание устояв перед злом (Бильбо не убил Голлума, Гендальф не поддержал Сарумана, алчные народы объединились перед общим врагом забыв обиды), орлы спасают тех кто достойно справился с посланным судьбой испытанием.
Советую прочитать оригинал книги получите невероятное удовольствием увидев знакомые с детства сказках древнее ритуалы. Таким мне видится объяснение якобы нелогичных моментов в книге Толкиена.
Спасибо за внимание.