Как создать хороший музыкальный продукт, используя концепцию МТО
Часто вижу как музыканты, достигнув довольно высокого уровня понимания музыки, создают композиции, которые никому не нужны. Не получив отклика, они думают, что их текущий уровень недостаточен и продолжают его упорно улучшать, бесконечно стремясь к идеальному звучанию.
Я же предлагаю посмотреть немного шире и рассмотреть музыку как часть музыкального продукта.
Ведь человек в ресторане ест не мясо, а блюдо. Зритель в театре пришел не только за игрой актеров, ему нужен еще и сценарий, и декорации. Да и интерьер, гардероб с буфетом тоже помогают погрузиться в атмосферу и так же являются частью театрального продукта.
Даже такие материальные вещи как кроссовки или автомобиль человек выбирает через призму своего эмоционального восприятия бренда и дизайна. Человек слушает не музыку - он потребляет музыкальный продукт. Именно в этом ключе и надо рассматривать свое творчество.
Любой маркетинг, и музыкальный, в том числе, состоит из двух важных частей:
1. Продукт.
2. Продвижение.
Логично, что перед тем как, что-то продвигать маркетологи работают над самим продуктом. И скажу я вам - это самая важная часть работы. Ведь хороший продукт, который востребован потребителем, нуждается в минимальных усилиях по продвижению. Конечно, создать сейчас такой продукт, в условиях жесточайшей конкуренции, очень сложно. Но к этому надо стремиться постоянно. Потому что успех продвижения напрямую зависит от качества продукта.
Конечно при неограниченном бюджете можно продвинуть любой говнопродукт, но это приведет скорее всего к убыткам, что противоречит основной концепции любого бизнеса. Хороший продукт продвигать будет намного проще и дешевле.
Графически зависимость качества продукта от стоимости продвижения я нарисовал так.
Зависимость стоимости продвижения продукта от его качества
В то время, когда все видят ключ успеха в продвижении, я буду говорить именно о продукте, так как он важнее продвижения.
Создание продукта
Получается работа над качеством продукта - это самая важная часть маркетинга. И самая сложная. Да, в продвижении нужны креативы и изобретательность, но большинство каналов продвижения уже настолько обкатаны, что используются практически на автомате.
По моему убеждению 90% маркетинга - это создание продукта. Ведь именно здесь надо:
определить целевую аудиторию;
выявить ее потребности;
придумать продукт, который удовлетворяет потребности;
провести тестирование идеи и прототипа продукта;
проанализировать результаты и реакцию фокусной группы;
доработать продукт или начать все заново с первого пункта.
Также кроме самого продукта маркетолог должен придумать как продукт будет позиционироваться. Т. е. кроме материальных добавить еще и эмоциональную ценность продукту. Также для нового бренда маркетологи создают нейминг, пирамиду сущности бренда, и все, с чем будет контактировать потребитель - от логотипа до упаковки и формы сотрудника. Все точки контакта бренда - это ответственность маркетолога.
Как это все относиться к музыке
Да, зачем я вам тут сейчас рассказываю про, казалось бы, не имеющие отношение к теме байки. Дело в том, что музыкальный продукт, с точки зрения маркетинга, такой же продукт, как и йогурт или услуга адвоката. Отличаются только критерии отбора и очередность и глубина использования маркетинговых инструментов.
Давайте рассмотрим музыкальный продукт в разрезе его ключевых характеристик. Итак, он, по моему мнению, состоит из трех ключевых элементов:
Структура МТО
Идеальный продукт будет иметь 10 баллов из 10 в каждом секторе. Но конечно же идеального продукта не существует, поэтому в реальной жизни количество балов всегда намного меньше.
Давайте посмотрим через эту схему на разные музыкальные продукты (МП)
Симфонический оркестр. МТО будет 10-0-3. Здесь очень сложная многоуровневая музыка, с практически не повторяющимися элементами. Собственно за ней люди и идут в филармонию. Текста здесь вообще нет. Образ есть - нельзя не учесть, что фраки и интерьер создают определенный настрой. Но этот образ не уникальный и принимает очень второстепенное значение в самом продукте, поэтому только 3 балла. Как видим, даже суммарный бал 13 в такой конфигурации может иметь своего слушателя.
Например, у барда скорее всего будет МТО 3-9-1. Здесь сумма примерно такая же, но уже за счет текстов, за которыми и идут слушатели не очень требовательные к музыке и образу музыканта.
У известного репера со сносными текстами будет МТО 2-6-8. Да музыка здесь не имеет значения, часто достаточно просто бита. А вот образ, текст и его подача здесь уже будут иметь решающее значение.
Группа Кино будет иметь примерно такую конфигурацию МТО 7-10-7. Музыка, как по мне, достаточно хорошая. И самое главное - она удачно усиливает эффект от сильных текстов. Образ - аж 7 баллов, исключительно из-за съемок в кино музыкантов, которые серьезно сформировали нужный образ в голове у людей. В сумме получили высокий балл по всем параметрам и культовую группу. Уберите любой из трех параметров и мы получим обычный перспективный музыкальный коллектив.
Уточню, что эти баллы довольно субъективная оценка, имеющая смысл только в разрезе целевой аудитории. Так, для любителя репа симфонический оркестр будет иметь скорее всего нулевую ценность, как и реп для любителя классики.
Чтобы размять свое восприятие МТО, напишите - как, по вашему мнению, будет выглядеть МТО у разных известных исполнителей.
Что нам дает понимание МТО
То, что надо развивать все грани продукта, получая дополнительные баллы. Музыка это хорошо, это ключевой элемент произведения, но не надо зацикливаться только на ней. Человек, придя на концерт, воспринимает все комплексно. Поэтому успешные проекты - это максимально прокачанные все параметры продукта. Упаковка йогурта не менее важна, чем качество самого содержимого. А часто, к сожалению, она даже важнее.
Сплошь и рядом вижу талантливых никому не известных музыкантов, которые бесконечно оттачивают свою музыку, звучание, веря в то, что найдя свой звук они обретут популярность. Они маниакально ищут вот то самое сочетание аккордов, которое вознесет их ввысь. А в это время какой-то фрик без слуха и голоса выскакивает на сцену и получает популярность. Да, при очень ярком образе фрику даже не обязательно делать качественную музыку и тексты. Достаточно бита и пару строк в боль целевой аудитории. В итоге у фрика МТО 1-5-10 дает неплохой суммарный балл и реальный результат.
Видя таких "бездарных" исполнителей, у многих музыкантов опускаются руки. Но на самом деле аудитория фриков - это их аудитория. Ваша от вас никуда не делась, она все так же ждет, когда вы сделаете музыкальный продукт, который они с удовольствием захотят употребить.
Я не призываю всех становится фриками. В вашем случае это может оказаться даже губительным. Просто подумайте над тем, в какую форму можно обернуть вашу музыку, чтобы она не потеряла свой смысл, а заиграла новыми гранями.
Примеры удачно сформированных образов
На самом деле качественный фрик - это реальные качества человека с небольшим добавлением гиперболы и эпатажа. Раскрасившись как Мерлин Мэнсон, вы не повторите его образ, так как он намного глубже. Мэрлин Мэнсон имел серьезные детские травмы и его образ является органической частью его личности. Поэтому, когда смотришь на него - то веришь. Кто-то органичен в джинсах и футболке. И такой образ тоже может хорошо вписаться в музыкальный продукт и стать его частью. Часто даже сознательное игнорирование образа тоже дает плюс - вас будут воспринимать как своего соседа с лестничной площадки.
Ставить во главе успеха только музыку и игнорировать другие составляющие музыкального продукта не совсем разумно. Это все равно, что актер откажется от помощи коллег и декораций, в создании спектакля. Да, успех возможен даже в такой конфигурации. Но намного проще использовать максимум инструментов для трансляции своего творческого посыла: хорошие декорации, костюмы, освещение, помощь коллег. Они не усилят актерское мастерство, не заменят актера, но существенно усилят влияние на публику, так как глубже погрузят в создаваемые актером образы.
Тексты
Хороший текст - это целые 10 баллов МТО. Но подавляющее большинство музыкантов относятся к тексту, как к чему-то второстепенному, что должно просто заполнить одну из дорожек трека. Но если вам есть, что сказать миру, то текст это лучший инструмент. Он даже более понятен большинству аудитории, чем музыка. Через текст намного проще передать свой творческий посыл. Поэтому надо его применять по полной, а не использовать слова как мелодию для вокалиста. Вспомните наиболее культовые группы. Практически все они придавали особое значение текстам.
Контекст
Конечно создание яркого образа и эпатажных текстов не вознесет вашу музыку автоматически на вершины щоу-бизнеса. Все решает контекст. Все элементы вашего продукта должны сочетаться как ингредиенты одного блюда. Тогда они будут усиливать друг друга как резонанс звуковых волн.
Ответьте на вопрос - вы просто хотите найти сочетание звуков или что-то важное сказать миру? Вы ищете удачные аккорды или хотите изменить этот мир? От ответа на этот вопрос во многом зависит то, какое место в истории займет ваше творчество. Сколько людей захотят услышать вас.
Если вам есть, что сказать миру - вас обязательно услышат. Если вы просто ищете благозвучные гармонии и сочетания нот, то вы сводите свое творчество до уровня помощника повара, который просто нарезает овощи для основного блюда.
Если статья вам показалась интересной и вы не прочь и дальше читать посты и статьи про маркетинг и нейросети в музыке подписывайтесь на мой телеграм-канал.