user7288751

user7288751

Логопед-дефектолог, учитель русского языка и литературы, автор книг и эксперт по развитию речи. Учу детей говорить и писать правильно. А взрослых - определять наличие речевых проблем у детей и корректировать речь своих сыновей и дочек. Больше 16 лет практики, свыше 1 000 учеников. Канал в Телеграм: @aavtonomka
Пикабушница
поставилa 0 плюсов и 0 минусов
100 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 3 поста 0 в горячем

ЗВУКОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРИ ОНР

Звук - это фонема. Поэтому существует термин ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ нарушения слуха.

Сразу отмечу, что не нужно оценивать это, как ГЛУХОТА. Диагноз ОНР ставится при сохранном слухе.

К большому сожалению во многих учебниках и статьях ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ нарушения при ОНР характеризуются общими словами: грубое нарушение, выраженная недостаточность, низкий уровень. Эти понятия настолько расплывчаты, что не дают родителям вообще никакого представления о том, как определить, есть у ребëнка фонематические нарушения или нет.

Поэтому я предлагаю рассмотреть этот вопрос на конкретных примерах.

Ещë раз подчеркну, что низкий уровень ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА - это НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВ.

А выражается оно вот так:

1⃣Ребëнок путает звуки ( тот- кот, гля-для, хыхки - шишки)

2⃣Пропускает их (туй- стул, мама- ама)

3⃣Заменяет другими ( мозя- можно, каша- кася)

4⃣Переставляет звуки и слога местами (масаëт- самолëт, басяка- собака)

То есть в речи много ИСКАЖЕНИЙ, СМЕШЕНИЙ И ЗАМЕН.

❗️Не надо забывать, что подобные явления мало важны до 3-х лет, когда фактически происходит набор словарного запаса и качество произношения не должно вас беспокоить. После этого возраста отмеченные выше особенности речи уже перестают быть нормой и являются сигналом к началу коррекционной работы.

Если распределять эти признаки на уровни ОНР, то очевидно, что при 1 и 2 степени общего недоразвития речи их отследить невозможно. Потому что активная речь практически отсутствует и выражается в произнесении отдельных звуков, лепете, звукоподражаниях и восклицаниях. Если у вашего ребëнка это так, то в табличке- ПОМОГАЛОЧКЕ в строке звуковое восприятие поставьте плюсик на "низком уровне".

✅В ином случае приготовьте блокнотик и ручку и носите его с собой в течение всего дня.

✅В блокнот записывайте все слова, которые неверно произносит ребëнок, а вечером посчитайте.

✅Если их больше 20, то "+" в среднюю колонку. ✅Если в пределах 20, то "+" туда, где написан "высокий уровень".

Хочу подчеркнуть, что данная форма диагностики не заменит полноценной консультации специалиста. Еë задача - дать вам представление о том, надо ли работать с ребëнком над ВОСПРИЯТИЕМ ЗВУКОВ или нет.

Это самый простой способ тестирования, если:

🔸у вас нет денег на логопелическую диагностику

🔸в вашем населëнном пункте нет специалистов данного направления

🔸ребëнку диагностировали ОНР, но вам не объяснили, что это значит.

🔸вы хотите понять, если у вашего ребëнка фонематические нарушения.

И помните, если у вашего ребëнка ОНР, то Ой Надо Работать... Много и долго.

https://t.me/aavtonomka Больше полезной информации по ссылке

Показать полностью

ПРОИЗНОШЕНИЕ ПРИ ОНР...

Немного русского языка: звуки бывают гласные и согласные. Как вы понимаете, чаще всего у детей возникают проблемы в проговаривании именно согласных. При этом речь идëт не только о тех звуках, артикуляция которых довольна сложна (з, с, ш, ж, р, л и др.). Часто при ОНР есть трудности в произнесении и простого ряда согласных ( н, м, б, п, б и т.д.)

Гласные же, как правило, слышны в лепете, восклицаниях, подражаниях. Если таковые присутствуют в речи.

Разберëм более подробно звуковое произношение на разных стадиях ОНР:

1⃣Уровень. Ребëнок проговаривает звуки, но разобрать их довольно сложно. То есть произношение невнятное. Часто сопровождается активной мимикой и жестами.

2⃣Уровень. Речь довольно звучная (говорит много звуков). Но звуки часто искажаются (например, чтобы сказать "С", ребëнок зажимает язык между зубами), смешиваются друг с другом (ваза - фсаза). На стыке согласных один из них может потеряться (кочка- кока)

3⃣Уровень. Речь ребëнка понятна тем людям, которые часто общаются с ним. Потому что один звук может заменить целых два, происходит слияние согласных, в разных словах тот же звук произносится не одинаково ( Сапоги - шапоги, Сам- сям). Часто согласный вообще пропускается (машина - маина), заменяется другим (масина). Общей характеристикой этого уровня можно назвать всë ещë сохранившуюся смазанность и искажëнность.

4⃣Уровень. Звукопроизношение близко к норме. Речь довольно чëткая. Но наблюдаются замены звуков и перестановка их местами (дверь- вдерь). Слияние согласных проявляется в основном в словах из 3- 4-х слогов. Но если попросить ребëнка произнести каждый из слогов отдельно, но звучание отчëтливое.

А теперь давайте вернëмся к таблице - помогалочке.

✅Приготовьте 15-20 картинок.

✅Ориентируйтесь на то, чтобы в их названиях присутствовали слова из 1-го, 2-х, 3-х, 4-х слогов. По 3-4 на каждую группу.

✅Рассмотрите с ребëнком каждое из изображений, произнесите сами то, что нарисовано.

✅А потом попросите назвать его.

✅Слушайте внимательно.

✅На отдельном листочке отмечайте все затруднения и неверное произношение.

✅А затем сравните ваши записи с характеристиками, описанными выше.

❗️Если у вас получится больше сходства с уровнем 1 или 2, то ставьте "+" в первой колонке. Похожие проявления вы увидели в уровне 3, то + в среднюю колонку. Соответственно, если лидируют черты уровня 4, то плюс в последнюю колонку.

Хочу подчеркнуть, что данная форма диагностики не заменит полноценной консультации специалиста. Еë задача - дать вам представление о том, надо ли работать над звуковой стороной речи ребëнка или нет.

Это самый простой способ тестирования, если:

- у вас нет денег на логопелическую диагностику

- в вашем населëнном пункте нет специалистов данного направления

- ребëнку диагностировали ОНР, но вам не объяснили, что это значит.

И помните, если у вашего ребëнка ОНР, то Ой Надо Работать... Много и долго.

https://t.me/aavtonomka Больше полезной информации по ссылке

Показать полностью

ПОНИМАНИЕ РЕЧИ ПРИ ОНР

Понимание речи - это основа, фундамент для развития коммуникации (говорения, общения).

Качество этого процесса зависит от накопленности пассивного словаря. И выражается в:

📌количестве

📌и частоте возникающих образов

При сохранном слухе и интеллекте каждый предмет, его действие и признак имеет свою ассоциацию. Схема этого процесса выглядит так:

Человек услышал слово👉 в ответ на это "появляется" картинка, на которой "изображено" услышанное. 👉Если картинки возникают редко, то человеку не ПОНЯТНО, о чëм речь. То есть предмет или манипуляции с ним НИКАК не называются.

Поэтому я подчëркиваю, что понимание речи - основа говорения.

При ОНР это проявляется следующим образом:

1⃣Уровень. ребëнок не понимает значение слов, не находит заданный предмет на картинке. Или же вот сейчас он показал, где нарисован МЯЧ, а на детской площадке забыл, как выглядит эта игрушка. Это называется ситуативное понимание.

2⃣Уровень. Набор понимаемых слов очень маленький. Часто дети заменяют незнакомые слова, похожими по смыслу. Например, если ребëнка попросить показать КРУГ, он укажет на МЯЧ. Различение по форме, цвету, качеству предметов на очень низком уровне.

‼️Как правило, первые два уровня ОНР наблюдаются при алалии и дизартрии.

3⃣Уровень. Ребëнок понимает большое количество слов. Но возникают затруднения в осмыслении сложных форм. Уменьшительно-ласкательные названия (зонт - зонтик), причастия (мальчик читает - читающий мальчик), степени сравнения ( большой - самый большой, большущий), прилагательные (футболка из хлопка - хлопковая футболка).

4⃣Уровень. Понимание услышанного имеет высокую степень. Но возникают сложности с восприятием синонимов (близких по смыслу слов), антонимов (противоположенных), объяснением смысла пословиц и поговорок. То есть нарушение образного мышления проявляется в таких формах. Другими словами, ребëнок понимает всë буквально.

👌А теперь давайте посмотрим, на каком уровне находится ПОНИМАНИЕ речи у вашего ребëнка.

☝️Выберите 5 лексических тем (ПРИМЕР: одежда, овощи, профессии, лето, игрушки). У вас получится свой набор.

На каждую тему подберите по 5-6 картинок. Не изобретайте велосипед. Картинки должны быть обычные, на них изображены предметы, которые в жизни ребëнка попадаются часто. Можно даже тот самый велосипед, но не гироскутер.

Называйте картинку и попросите ребëнка показать, где она.

Если из 25 изображений он верно покажет от 20 до 25, то смело ставьте + в нашей таблице- ПОМОГАЛОЧКЕ в колонке ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ.

Правильно определит 12-20 картинок, то + в среднюю колонку.

1-12 картинок отметьте знаком + в колонке под названием "низкий уровень".

✌️В течение дня побуждайте ребëнка выполнить несколько ваших просьб. Например: подай машинку, найди котика, дай ручку и т. д. Лучше, если их будет около 25. Оценка результатов та же, что и в предыдущем пункте.

Этот тест можно проводить с детьми от 3-х лет. У которых норма словарного запаса, напомню, 3 000 слов.

Хочу подчеркнуть, что данная форма диагностики не заменит полноценной консультации специалиста. Еë задача - дать вам представление о том, надо ли работать над понятийной стороной речи ребëнка или нет.

Это самый простой способ тестирования, если:

📌у вас нет денег на логопедическую диагностику

📌в вашем населëнном пункте нет специалистов данного направления

📌ребëнку диагностировали ОНР, но вам не объяснили, что это значит

📌вы просто хотите проверить уровень развития речи вашего дошкольника или уже ученика.

И помните, если у ребëнка ОНР, то Ой Надо Работать... Много и долго.

#дети, #развитие детей, #развитие речи, #логопед , #дефектолог

Ссылка на канал @aavtonomka

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!