ЗВУКОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРИ ОНР

Звук - это фонема. Поэтому существует термин ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ нарушения слуха.

Сразу отмечу, что не нужно оценивать это, как ГЛУХОТА. Диагноз ОНР ставится при сохранном слухе.

К большому сожалению во многих учебниках и статьях ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ нарушения при ОНР характеризуются общими словами: грубое нарушение, выраженная недостаточность, низкий уровень. Эти понятия настолько расплывчаты, что не дают родителям вообще никакого представления о том, как определить, есть у ребëнка фонематические нарушения или нет.

Поэтому я предлагаю рассмотреть этот вопрос на конкретных примерах.

Ещë раз подчеркну, что низкий уровень ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА - это НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВ.

А выражается оно вот так:

1⃣Ребëнок путает звуки ( тот- кот, гля-для, хыхки - шишки)

2⃣Пропускает их (туй- стул, мама- ама)

3⃣Заменяет другими ( мозя- можно, каша- кася)

4⃣Переставляет звуки и слога местами (масаëт- самолëт, басяка- собака)

То есть в речи много ИСКАЖЕНИЙ, СМЕШЕНИЙ И ЗАМЕН.

❗️Не надо забывать, что подобные явления мало важны до 3-х лет, когда фактически происходит набор словарного запаса и качество произношения не должно вас беспокоить. После этого возраста отмеченные выше особенности речи уже перестают быть нормой и являются сигналом к началу коррекционной работы.

Если распределять эти признаки на уровни ОНР, то очевидно, что при 1 и 2 степени общего недоразвития речи их отследить невозможно. Потому что активная речь практически отсутствует и выражается в произнесении отдельных звуков, лепете, звукоподражаниях и восклицаниях. Если у вашего ребëнка это так, то в табличке- ПОМОГАЛОЧКЕ в строке звуковое восприятие поставьте плюсик на "низком уровне".

✅В ином случае приготовьте блокнотик и ручку и носите его с собой в течение всего дня.

✅В блокнот записывайте все слова, которые неверно произносит ребëнок, а вечером посчитайте.

✅Если их больше 20, то "+" в среднюю колонку. ✅Если в пределах 20, то "+" туда, где написан "высокий уровень".

Хочу подчеркнуть, что данная форма диагностики не заменит полноценной консультации специалиста. Еë задача - дать вам представление о том, надо ли работать с ребëнком над ВОСПРИЯТИЕМ ЗВУКОВ или нет.

Это самый простой способ тестирования, если:

🔸у вас нет денег на логопелическую диагностику

🔸в вашем населëнном пункте нет специалистов данного направления

🔸ребëнку диагностировали ОНР, но вам не объяснили, что это значит.

🔸вы хотите понять, если у вашего ребëнка фонематические нарушения.

И помните, если у вашего ребëнка ОНР, то Ой Надо Работать... Много и долго.

https://t.me/aavtonomka Больше полезной информации по ссылке