user10187563

На Пикабу
7519 рейтинг 538 подписчиков 0 подписок 2 поста 2 в горячем
2275

Про БРДМ-2 (Часть-2)

Планируя смену ДВС, изучал еще и процедуру официальной замены двигателя. Как уже описывал ранее (Часть-1), от региона к региону была разная трактовка. Если у нас в ГосТехНадзоре мне прямо сказали, что никак – это не возможно уже, радуйся, что до этого на учет поставили, а с новым двигателем никто мне с этим не поможет кроме НАМИ. То уже в НАМИ, получил более тупиковый и краткий ответ:

“ФГУП «НАМИ» не проводит оценку безопасности в случае внесения изменений в конструкцию. Обращайтесь в другие лаборатории.”

Обратился в другие лаборатории, снова оправили в НАМИ и круг замкнулся. Змея съела свой хвост…

В Санкт-Петербурге, по словам представителей Вездеход Лаб – ООО «Перспектива», можно было собрать пакет документов (таможенная декларация, договор купли-продажи, акт выполнения работ по переоборудованию компанией, которой по видам экономической деятельности разрешено это делать), чтобы законно произвести смену ДВС на дизель. На Сахалине, кстати, тоже сказали, что возможно. Но где Питер и где Сахалин, если техника стоит на учете во Владивостоке, а жить нужно здесь и сейчас, как и заниматься установкой двигателя. Не хотелось никого уговаривать, искать тех, кто урегулирует, хотя предлагали и посудиться с местным отделением ГосТехНадзора, ведь по России имеются прецеденты и двигателя меняют. Судиться ни с кем не хотел и откровенно забил, понимая, что ничего не законного не делаю, раз по России ездит большое количество переделанной армейской техники, официально поставленных на учет в разных отделениях ГосТехНадзора. Решил, что потом, когда будет скучно займусь бюрократией. Надоело слушать, что это невозможно, поэтому я начал делать что возможно и что именно зависит о меня - сконцентрировался на поиске подходящей модели для установки в моторный отсек. И выбор пал на атмосферный ISUZU 6HE1 из-за его неприхотливости, размеров и в целом характеристик.

Слева дизельный ISUZU 6HE1 – справа штатный V-образный бензиновый.195 л.с против 140 л.с и крутящим моментом 50 кгс*м против 36 кгс*м (таблица приведена к ДВС с наддувом, не нашел такой же таблицы для атмосферного; л.с и кгс*м соответствуют новому ДВС).

Слева дизельный ISUZU 6HE1 – справа штатный V-образный бензиновый.195 л.с против 140 л.с и крутящим моментом 50 кгс*м против 36 кгс*м (таблица приведена к ДВС с наддувом, не нашел такой же таблицы для атмосферного; л.с и кгс*м соответствуют новому ДВС).

Такие двигателя устанавливались обычно на Isuzu Forward. И, по стечению обстоятельств, в окружении были те, кому требовался манипулятор и кабина на данный грузовик, но не требовался двигатель. Поэтому привозить решили вскладчину. По итогу, в Японии был куплен красавец Forward манипулятор 1991 года. Который по приезду в Россию был разобран на запчасти, и я получил долгожданный двигатель на раме. Хотел именно на раме, чтобы всю японскую периферию обслужить, аккуратно перевести до места сборки и уже с рамы переставлять в моторный отсек БРДМ. Естественно, перед покупкой грузовика в Японии пришлось поездить и по разборкам Владивостока, именно после данной поездки общения с персоналом разборок и понимания в целом как хранятся двигателя сомнения сошли на нет – лучше везти из Японии все в сборе, чем покупать руины, хранящиеся как попало. Как правило, условия хранения везде были далеки от адекватных, впрочем, как и цены за этот хлам.

Красавец Isuzu Forward в Японии, где он за 30 лет эксплуатации даже рыжики на раме не приобрел.

Красавец Isuzu Forward в Японии, где он за 30 лет эксплуатации даже рыжики на раме не приобрел.

Приехали/прикатили на обслуживание.

Приехали/прикатили на обслуживание.

Роману из автосервиса Респект, отдельный респект за проделанную работу связанную с обслуживанием двигателя перед установкой в моторный отсек.

Роману из автосервиса Респект, отдельный респект за проделанную работу связанную с обслуживанием двигателя перед установкой в моторный отсек.

Расчлененный Forward уже во Владивостоке принимает лечебные грязевые ванны и знакомится с БРДМ-ом.

Расчлененный Forward уже во Владивостоке принимает лечебные грязевые ванны и знакомится с БРДМ-ом.

Дочитавший до этой фотографии, возможно, уже заметил, что остекление было так же переделано. Я безмерно уважаю тех, кто научился управлять данной техникой используя только 2 лобовых окошка и триплексы, но задачи у машины сейчас были не разведывательно-дозорные в окружении врагов, а, скорее, увеселительные в условиях окружения детьми, поэтому требовалось хорошее остекление и больше света внутри. Сперва решил, что оставлю машину бронированной, но московская компания «Стеклолюкс», которая занимается выпусков пулестойких стекол разных классов дала понять, что одно только лобовое стекло будет весить около 300 кг, при этом если оно "поймает" камень, то эффект будет такой же как у обычного стекла – трещина поползет дальше по верхнему слою. Если стекло и держит выстрел из определенного оружия, это не означает что его верхние слои выдержит камень. 300-500 килограмм дополнительного веса в плюс так же заставили одуматься (ведь помимо лобового есть еще стекла). Машина точно бы перестала быть плавающей, а этот функционал хотелось сохранить. В итоге, остекление в круг (за исключением боковых форточек, взятых с Нивы) было сделано у Кузьмича на Снеговой (думаю многие знают), о чем ни разу не пожалел, во-первых, не нагрузил машину доп. нагрузкой, во-вторых, выполненная работа выглядела как заводская, ну и, в-третьих, прошло уже более 5 лет и всё хорошо с остеклением.

Пожалуй, перемотаю на х2 всю историю, связанную с установкой дизельного мотора. Скажу лишь огромное спасибо ребятам из ПРО сервиса, что взялись за это мероприятие. Было долго, иногда нервно, местами даже думалось, что утопично и вообще в целом провально. Огромное количество раз новый мотор погружался и вынимался из моторного отсека, естественно, отбор мощности требовал и нового кардана для передачи момента на раздаточную коробку (раздатку оставил старую, т.к по информации компании «Перспектива» проектировалась она держать крутящий момент превосходящий базовый, конструкторы оставляли задел под модернизацию, оставлю ссылку - https://vezdehodlab.ru/blog/121-mify-o-zapase-prochnosti-transmissii-brdm-2.html).

Первый пациент в новом боксе ПРО сервиса.

Первый пациент в новом боксе ПРО сервиса.

Вопрос охлаждения двигателя был отдельной головной болью, охлаждать нужно было в закрытом моторном отсеке, где не будет таких протоков воздуха как при фронтальном расположении радиатора, а значит, нужно было делать запас по площадям теплообмена. Вопрос охлаждения решился двумя толстенными радиаторами AJS от Nissan Skyline R33 88 мм, вернее 1,5 радиатора удалось интегрировать в ограниченное пространство (один целый и половинка переделанная) в тандеме с четырьмя вентиляторами от Subaru Legacy поставили точку. Хотя при первых тестовых заездах приходилось ездить всегда с включенной печкой, сейчас даже в затяжные подъемы эта резервная опция не требуется вовсе. Новый двигатель добавил машине и такую полезную функцию как горный тормоз. БРДМ — это не про разгон до сотни за какое-то там время, он вообще сотню не умеет ехать, тормозная система, пожалуй, второй аспект по важности, после тяговитого и надежного мотора. Практика показала, что умеючи штатный тормоз возможно вообще не использовать в лесу, обходясь лишь горным.

БРДМ равномерно раскидан по боксу.

БРДМ равномерно раскидан по боксу.

Новое сердце.

Новое сердце.

Новая компоновка моторного отделения.

Новая компоновка моторного отделения.

Обшивать внутреннее пространство не стал, для леса вполне хватало салона от Delica Chamonix (Костя спасибо за салон), а всякие мягкие на ощупь покрытия, там, где думалось будет всё перманентно в грязи, были нужны в БРДМ-е как в бане пассатижи. Но вот топливные баки, в отличие от салона, пришлось менять и заказать из Питера, там уже давно собаку съели на тюнинге БРДМ-ов и баки встали как родные. Правда, перед этим, сперва обжегся, изготовив бак на заказ из пластика в одной компании из Артема, за что тут же и поплатился, когда после очередной поездки бак просто лопнул, устроив небольшую экологическую катастрофу.

Демонтаж оригинального бака.

Демонтаж оригинального бака.

Погрузка и транспортировка в Артем для снятия размеров и изготовления точной копии.

Погрузка и транспортировка в Артем для снятия размеров и изготовления точной копии.

Вот такое недоразумение было изготовлено, лопнувшее на первых же кочках.

Вот такое недоразумение было изготовлено, лопнувшее на первых же кочках.

Никогда не ставьте клееный пластиковый бак в БРДМ.

Никогда не ставьте клееный пластиковый бак в БРДМ.

Питерские баки из нержавейки, которые были установлены после неудачного эксперимента с пластиком.

Питерские баки из нержавейки, которые были установлены после неудачного эксперимента с пластиком.

После череды обкаток был даже удивлен – поломки практически прекратились, по большому счету, ломаться уже было нечему, ведь вся бензиновая периферия была ликвидирована. Вращение от рядного ISUZU 6HE1 передавалось на советскую раздатку через японскую коробку и далее уходило на мосты. Ни намека на электронику, только механика. Оставался вопрос водомета, да и в целом концепции организации привода на редуктор водометного движителя. На плав машину к этому времени ни разу не ставил – не было такой необходимости, водные преграды просто проезжал вброд. Что же касаемо морских заплывов – здесь до сих пор убежден, что это категорическое нет. БРДМ хоть и не гниет, но после такого заплыва непременно станет гнить, не нужна морская вода в узлах, где её быть не должно. Это на день ВМФ, БТР эффектно высаживается с большого десантного корабля и без проблем выезжает на сушу, оглушая зрителей выстрелами КПВТ, однако, ликующая публика понятия не имеет сколько проделывается работы до и после этого эффектного появления.  Естественно, в самом начале эксплуатации концепция плавающей машины грела душу. Думал, что когда-то обязательно буду форсировать водные преграды, но, когда был установлен и обкатан новый мотор, встал вопрос или красить или дальше дорабатывать систему гидравлики для привода на водомет. Напомню, что в штате у машины винт приводится в движение от карданного вала, идущего с раздаточной коробки, так как двигатель ранее стоял на машине с гидравлическим манипулятором, то, естественно, единственным верным решением было использовать навешенный на коробке передач гидронасос для привода гидромотора. Даже съездил во Владгидравлику, где подобрали оборудование для установки, но все же не стал этим заниматься, хотелось ездить здесь и сейчас. Решил, что когда-то как накатаюсь, займусь системой гидравлики, возможно появятся еще идеи, а на плаву возможно развивать скорость в 3 км/ч только за счет вращения колес. Но яхтенную осушительную помпу для откачки воды из моторного отделения все же установил, на случай незапланированного форсирования водной преграды. После, не сомневаясь, погнал машину в покраску, естественно, с предварительным пескоструем.

Для того кому интересна схема трансмиссии.

Для того кому интересна схема трансмиссии.

Джаггернаут за работой.

Джаггернаут за работой.

Готово!!!

Готово!!!

Полученный результат откровенно вызывал ликование, понятное дело, что много еще чего из убранств можно интегрировать/оптимизировать, но наконец-то появилось осознание, что всё же вся задумка не утопия и вот она машина, которая, наконец-то, стала надежной и даже еще более эстетически приятной глазу. Как только основные работы были завершены, интернет уже шумел презентацией Tesla Cybertruck и, к моему удивлению, неожиданно квадратный дизайн вызывал у публики бурю эмоций, а следовательно, какое-то невероятное количество предзаказов (если верить сми). В то время как «Кибертрак» из СССР, в лице БРДМ до сих пор остается неизвестен широкой публике, хотя по факту он интереснее во всем. Да без сенсорного дисплея и батарей внутри, да он обделен вниманием маркетологов (не является уже сейчас серийным продуктом), но в условиях современных технологий, если бы только допилить, доработать, правильно подать людям… Сам по себе сенсорный планшет и круговой обзор в салоне — это не сложно в реализации, но именно это сейчас в приоритете над теми уникальными техническими решениями, которые были заложены при проектировании еще в СССР. Основная беда БРДМ-а и в том, что он находится на границе правового поля, так как мне до сих пор не понятна очередность действия в плане законного оформления. Хоть я и поставил машину на учет еще в 2018 году без проблем, сейчас бы задумался, а нужно ли оно мне вообще, с такими-то сложностями в узаконивании как техники, так и доработок.

Когда же всё будет в законе, и будет четкое понимание, где зарегистрировать, эксплуатировать, обслужить то у людей есть и будет интерес. Но когда ты сам себе велосипед – естественно создавать на коленке условный «Кибертрак» из БРДМ – не простая задача, хотя и возможная, было бы желание, время, терпение. Уверен, что в условиях российского автозавода создать из потрепанного БРДМ что-то современное вполне себе осуществимая задача, рано эту технику убирать на постаменты.  Ну да ладно, отступил от темы повествования. Хотя пожалуй будет небольшое подведение итогов, да и в принципе рассказывать больше нечего.

Рано на покой, еще не весь потенциал исчерпан.

Рано на покой, еще не весь потенциал исчерпан.

Вывод/Итог/Заключение:

Не будет никакого резюме по теме «как классно владеть БРДМ-ом». Когда что-то интересно и это никому/ничему не причиняет вреда – то почему бы не погрузиться в данный интерес с головой. Что, собственно, и было в моем случае. Естественно, всему свое время и уже так же, как и прошлый хозяин могу сказать, что наигрался. Машина должна ездить, дарить эмоции, выполнять возложенные задачи (развлекать/работать/обучать/патриотически воспитывать), но никак не простаивать. Сейчас я вижу, что дети накатались, да и я, получив опыт эксплуатации БРДМ-а, естественно, не беру его ежедневно, хоть он уже и не ломается.

В детстве мы увлечены тем, что взрослым кажется не серьезным, но именно через детские увлечения и игры мы получаем жизненный опыт. Сперва игра в машинки в песочнице, а уже во взрослом состоянии буксуем, где-то на своей машине в песке, изменились лишь размеры играющего и игрушек. Принципиально ничего не меняется, что тогда, что сейчас мы лишь таким образом проводим время. Считаю, что у человека просто обязан быть интерес к чему-то, а иначе как жить то без интереса. Естественно, не может быть такого, чтобы задумки и увлечения находили поддержку повсеместно, но это и не важно, важно самому чувствовать, что тебе это приносит удовольствие. Да, с ошибками, да, не всегда гладко, главное, чтобы нравилось, пусть и не всегда возможно объяснить кому-то почему тебе это нравится. Ведь что может нравится в постоянном решении разных задач. Но ведь мы никому и не объясняем, почему нам нравится наша вторая половинка – это понятно только нам, и никто более не сможет понять. Так и я на вопрос: «Зачем тебе броневик?», отвечал и отвечаю – «Хочу, нравится мне», пусть и не хватает сейчас времени так самозабвенно погружаться в процесс дальнейшей модернизации.

В моем теперешнем понимании концепция демилитаризованного БРДМ следующая: до него по асфальту лучше доехать на обычном легковом авто, БРДМ стоит там, где плохие дороги (не болото, в болоте он плавать не умеет – проверено, просто лежит на брюхе) и далее уже участок с плохой дорогой проходить на нем. Чтобы кидало по салону из стороны в сторону, чтобы из люка торчал кто-то и получал ветками по лицу. Именно такое времяпрепровождение и оставляют впечатление. А охота? А рыбалка? Непременно кто-то спросит. Допускаю, но именно мне не приносят удовольствия данные занятия («Птичку жалко…» - не любитель убивать ради мяса, от которого и так всё ломится в торговых точках). Побывав на фортах Владивостока и о. Русский после перегнав машину в сторону Вольно-Надеждинска, поездив там, где нет дорог, добиравшись и до подножья г. Пидан, желание кататься просто, чтобы кататься сошло на нет. Сказать, что БРДМ идеален для леса - не скажу. Юркий Jimny, на мой взгляд, куда более подходит для езды между деревьев. Однако Jimni не подарит эмоции, когда машина битком и стоит гогот летающих по салону пассажиров. БРДМ – это про экипаж, он нужен для группы людей.

Удивительно, что несмотря на всю архаичность, общую массу и разворот с футбольное поле – поездки на нем всегда дарят радость, даже когда он был бензиновый - это все-равно было интересно. Он для тех, кто любит технику, потенциал для модернизации ограничивается лишь фантазией. Помимо масел и топлива, которое БРДМ любит ведрами, необходим еще один ресурс для него, который у человека ограничен – время.  

Скорее всего желание владеть БРДМ-ом и не прописалось бы где-то на подкорке сознания, если бы не отец, который брал меня в детстве к себе в танковый полк дивизии морской пехоты. На последнем фото он.

Скорее всего желание владеть БРДМ-ом и не прописалось бы где-то на подкорке сознания, если бы не отец, который брал меня в детстве к себе в танковый полк дивизии морской пехоты. На последнем фото он.

Пусть завершением будет это видео - выезда на о. Русский. Да не грязь, не пни и коряги, не охота на кабана/лося/медведя, просто выезд в плав баню и возвращение обратно, без технических происшествий кстати :-).

UPD:

Постскриптум про расход топлива (P.S.).

В БРДМ установлен атмосферный дизель. Но т.к, в момент написания этих строк, до сих пор не нашел его паспортные характеристики, связанные с потреблением топлива, то ориентировался на инструкцию к двигателю с турбонаддувом, которая у меня на руках.

И вот данная инструкция "говорит" - 145 г/л.с.*ч, при 1700 об/мин.

Поэтому ориентировочно расходы дизельного топлива будут следующие (естественно + -):

Смешанный цикл: примерно 17-20 л/100 км;

Трасса: 13-15 л/100 км;

Город: 23-25 л/100 км;

Скажу так, больше 25 литров у меня ни разу расход не был. Как правило даже в пределах 20 литров. Старый расход на бензиновом моторе от 40л на 100 км - уже вспоминаю как как страшный сон.

Буду только рад комментариям, относительно расхода, со стороны владельцев Isuzu Forward и другой подобной техники с большим пробегом из 90-х годов , где установлен мотор 6HE1.

Всем добра!

Показать полностью 23 1
5143

Про БРДМ-2 (Часть-1)

Про существование различной военной техники знал с детства. Впрочем, как и многие другие дети, живущие рядом с воинскими частями. Это не заучивается специально, просто знаешь, как выглядит та или иная здоровенная шумная подвижная единица, вселяющая уважение/страх одним лишь видом. Будь она на гусеницах или колесах, разницы особо нет, всегда одинаково интересно, когда что-то подобное едет, мир замирает и все в оцепенении провожают взглядом проезжающее чудовище. Подобное возможно до сих пор наблюдать на парадах, когда люди специально приходят наблюдать технику, находящуюся на службе Родины, пребывая одновременно как в удивлении, так и оцепенении. После многих таких проводов взглядом как-то появляется понимание, что именно едет, да и все во дворе знают, помимо тебя, и могут легко отличить БМП от МТЛБ, и БТР от БРДМ.

Уже позже задался вопросом, что не особо то у нас и жалуют армейскую технику в гражданском обиходе, хотя и списывается ее много. Однако, в народном фольклоре все же присутствует любовь к выражениям вроде «прет как танк» или «танки грязи не боятся». Плюс различного рода наклейки используются вроде «Т-34» на транспортных средствах, которые лишь сменили штатную резину на размер больше, никак существенно не улучшив свои внедорожные качества. Но есть все же до сих пор и безусловная любовь в народе к одной легенде, с множеством различных модификаций и имя у этой легенде – шишига (великая и ужасная одновременно), она же Газ-66. Уж слишком много их выпустили в свое время и думаю нет такого человека, который бы не сталкивался с данной легендой на бездорожье. В Приморском крае, несмотря на обилие японского автопрома, есть так же и не мало любителей Газ-66. Однажды после поездки на г. Ольховую в кузове вышеупомянутого транспортного средства задумался, а почему бы и не стать счастливым обладателем такового. Но вносили сумятицу реплики владельцев вроде: «Мосты поставил от БРДМ», «Двигатель бы от БРДМ сюда бы воткнуть – цены бы не было». Тогда и возникла мысль – а почему бы и не БРДМ, чтобы не искать отдельно мосты с него и двигатель, для сборки «шишиги мечты». Тем более есть одна замечательная концепция в БРДМ, помимо того, что он может использоваться на плаву – это концепция единого внутреннего пространства, в отличии от шишиги, где в кабине больше 3-х человек уже дискомфорт. Не хотелось быть за рулем, отрезанным от остальных участников поездки. Так же понимал, что если и связываться с чем-то подобным, то так чтобы было интересно, ну и практический интерес заключался в том, что гниет БРДМ дольше, чем шишига, а значит и служить будет дольше, если использовать в долгую. БРДМ же по своей начинке в концепции авто — это шишига, только в другом корпусе.

Начал поиски. Как и при поиске любого транспортного средства основная задача – это найти тот вариант, который жизнь не сильно потрепала, а если же машина повидала многое, то это транспортное средство хотя бы любили, а значит обслуживали. Но здесь именно тот случай, когда продавался именно металлолом, часто еще неумело переделанный, даже изуродованный, в добавок ко всему или без документов, или с такими мутными схемами оформления, что связываться не хотелось. Искать пришлось по всей России, не буду утомлять, скажу лишь, что, к сожалению, существует огромное количество прощелыг, когда уже по манере выстраивания диалога понимаешь, что продолжать общение нет смысла. Например, после разговора с одной Московской компанией, последовали ответные звонки с предложениями как можно скорее внести залог. Потому как очень большой спрос на БРДМ (они же обычно как горячие пирожки, моментально раскупаются, всем же нужен БРДМ), и кто первый залогом докажет свои намерения «того и тапки», пожелал всего хорошего, сказав, что в крысиных бегах не участвую.

И вот неожиданно попадается машина в Челябинске, с весьма уместными переделками, плюс довольно неплохо выкрашенная.  Позвонив – был приятно удивлен, что человек досконально осведомлен о всей истории БРДМ-а, являлся собственником (не когда брат/сват попросил продать), ручался за чистоту документов, готов был как уладить вопросы в местном отделении ГосТехНадзоре, так и оформить нотариальную сделку. Договорились, вылетаю.

До сих пор не верится, что человек может перекрыть такие площади, ровно разделив лес на кварталы.

До сих пор не верится, что человек может перекрыть такие площади, ровно разделив лес на кварталы.

Челябинск - суровый, гостеприимный, душевный.

Челябинск - суровый, гостеприимный, душевный.

По прилету в Челябинск меня встретили в аэропорту, выделили жил площадь на время бумажной волокиты, помогли отправить машину во Владивосток. В общем о Челябинске и о людях, с которыми приходилось контактировать, только самые лучшие воспоминания! Виталий, спасибо за всё! Но самое главное - я абсолютно не разочаровался от состояния машины, условий гаражного хранения и в целом ощущений от тестовой поездки, короче говоря, удивили своим отношением человечным!

Первое знакомство с БРДМ-ом.

Первое знакомство с БРДМ-ом.

Погрузили на Владивосток. Шины пришлось спустить, чтобы по высоте разместить.

Погрузили на Владивосток. Шины пришлось спустить, чтобы по высоте разместить.

Добровольцам-танкистам.

Добровольцам-танкистам.

Если кратко, то история машины такова – год производства 1978, после службы в армии её использовал какой-то генерал для охоты. Демилитаризировал, переварил корпус для увеличения внутреннего жизненного пространства, получил ПСМ, поставил на учет в гостехнадзор. После уже был хозяин, у которого я и покупал БРДМ. Причина продажи была озвучена – «Наигрался», тогда мне еще не совсем понятная. Как можно наиграться в то, что, в некотором роде, является произведением инженерного искусства. Много ли современных машин имеет возможность регулирования давления колес из салона, много ли машин может быть на плаву, имея при этом не просто гребной винт, а целый водомет с тоннелем, ну и дополнительные выдвижные вертолетные катки для преодоления рвов и траншей вряд ли где-то еще встретить можно. Топливные баки с двух сторон (140л каждый) – упрощают ситуацию с заправкой как своим объёмом, так и конструктивным исполнением ввиду расположения сзади. К сожалению, во Владивостоке (и не только) владельцы машин с левосторонним расположением топливных баков поголовно стоят в бесконечных очередях. И лишь малочисленные владельцы машин с правосторонним расположением баков практически не томятся в ожидании заправиться. В общем, было безумно интересно даже просто инструкцию читать, удивляясь тому, как все продумано для обслуживания в чистом поле при помощи кувалды и мата. Внешние очертания я находил и нахожу перспективными, а ведь их диктовали не дизайнеры, здесь был лишь холодный расчет конструкторов.

Аскетизм в чистом виде, дополненный кожей молодого дермантина.

Аскетизм в чистом виде, дополненный кожей молодого дермантина.

Из Челябинска во Владивосток БРДМ везли 16 дней фурой, при приемке оказалось, что разбиты стоп-сигналы, зеркала, видно было что кто-то не совсем уравновешенный «порезвился». Водитель ничего внятного не сказал, звоню в Челябинск, представителям компании перевозчика, снова всё спокойно: «Покупайте то, что разбито, присылайте чеки, мы компенсируем», и действительно без всякой ругани был сделан перевод по чекам. Вроде неприятно, что акт вандализма имел место быть, но от того, что в Челябинске адекватно решают вопросы – приемка БРДМ-а не была омрачена. Тем более новые стоп-сигналы от Mitsubishi Canter вместо Камазовских смотрелись куда интереснее, да и зеркала установил большего размера вместо разбитых, ведь обзора катастрофически не хватало.

Результат самоутверждения за счет техники.

Результат самоутверждения за счет техники.

Выгрузка. БРДМ еще без пробега по Владивостоку.

Выгрузка. БРДМ еще без пробега по Владивостоку.

Естественно, пришлось выучится на тракториста-машиниста, получить права. На учет машину поставил без всяких проблем и знакомств, это уже потом через время узнал, что больше такие машины на учет не ставят во Владивостоке. Начался какой-то абсурд по теме, что раз машина амфибия то это в ГИМС нужно. Ну и что демилитаризованные машины на учет больше нельзя… Хотя узнавал в Питерском «Вездеход Лаб» – пожалуйста, без проблем, даже переделки с установкой дизелей возможно узаконить. Почему-то в разных княжествах и уделах нашей Родины свои трактовки законов… Но речь не об этом…

В общем, начал играться. Сперва привыкал к габаритам и управлению в районе лесных дорог морского кладбища, далее, осмелев, последовали вылазки на о. Русский. Где сразу же дала о себе знать одна из особенностей машины, а именно отсутствие запасного колеса. На многих авто тоже сейчас нет запаски, возможно конструкторы просто опережали время или ездить бардаки собирались в светлом будущем по идеальным дорогам в мире победившего коммунизма. Но только запаска оказалась прям крайне необходима в нашем времени загнивающего капитализма, и вот почему. В штате машина мне досталась на новой резине КИ-115 – это резина с ГАЗ-66, на БРДМ должна стоять модель К-58 + соответствующие усиленные/утолщенные камеры. Когда первый раз лопнуло колесо в районе базы отдыха Воевода на о. Русский было не особо то приятно, но, в целом, понятно, что делать, первый раз колесо уехало в шиномонтаж, камеры от БТР/БРДМ не было с собой, была только от Газ-66. Уехать с Русского получилось своим ходом, после возвращения колеса с шиномонтажа, но стало очевидно, что ездить с камерами, которые не держат массу БРДМ – это как минимум опасно, даже глупо. Для справки масса условной Шишиги - 3,5 тонны, масса БРДМ - 7 тонн. Усиленные камеры получилось найти в Уссурийске, и, несмотря на то, что давление в колесах держать старался поменьше, все равно тонкие камеры, стоявшие в КИ-115, лопались, один раз даже 2 сразу. После первого лесного-ночного шиномонтажа уже был приобретен как гидравлический домкрат, так и набор для грузового шиномонтажа. Ремонт колеса вполне возможно делать в полевых условиях, ведь диск разборный, но только само колесо весит 75 кг, одному не особо удобно, ведь машина, естественно, рассчитана на экипаж. Поэтому, помимо уже имеющейся идеи короба для запчастей, инструмента и тех жидкостей, появилась и идея сделать кронштейн для запасного колеса, чтобы это колесо можно было одному человеку снять/поставить + нужна была лебедка для подъёма кронштейна с колесом в сборе. Скажу наперед, что поворотный люк водомета так же пришлось учитывать и обыгрывать при проектировании кронштейна под запаску, чтобы не лишать машину функционала амфибии. Сейчас трудно сказать, как сильно изменился дифферент с новой развесовкой, но перед водной преградой дополнительный вес (как минимум в виде запасного колеса) лучше все же оставить на берегу.  В результате по одному, а иногда и по 2 колеса за выезд приходилось перебирать. При переборке камеры, естественно, менялись на усиленные.  И конечно же, по закону подлости, после установки запасного колеса на кронштейн, оно ни разу не понадобилось, поэтому висит как оберег, чтобы полевой шиномонтаж больше не повторять.

Один из первых заездов.

Один из первых заездов.

Первый ремонт колеса был самым эпичным, подъем машины осуществлялся за счет выдвижных катков (пришедших в БРДМ из авиации).

Первый ремонт колеса был самым эпичным, подъем машины осуществлялся за счет выдвижных катков (пришедших в БРДМ из авиации).

Второй ремонт колеса уже с комфортом, даже на асфальтовом покрытии и с домкратом.

Второй ремонт колеса уже с комфортом, даже на асфальтовом покрытии и с домкратом.

75-ти килограммовый оберег с кронштейном, который ни разу не понадобился после установки.

75-ти килограммовый оберег с кронштейном, который ни разу не понадобился после установки.

Помимо смены камер был начат и нескончаемый бой с советским бензиновым наследием. Допускаю (но не знаю точно), что раньше были другие стандарты качества к маслостойкой резине, свечам зажигания, катушкам, коммутаторам, трамблерам, бензонасосам и вообще к запчастям в целом, но найти что-то качественное в магазинах РосАвтоЗапчасти на сегодняшний день у меня так и не получилось. Жонглируя по кругу этими запчастями, меняя одно на другое, постоянно выставляя зажигание и удивляясь, что если с вечера ты выставил холостой ход, машина заводилась без проблем, то это не значит, что утром ты куда-то поедешь и вообще заведешь БРДМ. Решил, что проще обратиться к представителям ГАЗ, но не тут-то было, ими было сделано всё, чтобы не делать ничего, дали понять, что обслуживание ГАЗ-41 (так в ПСМ называется БРДМ) не в их компетентности и что таким они заниматься не будут и вообще карбюраторные моторы не обслуживают. Непонятный ответ, но ехать туда, где не заинтересованы смысла нет.

С МАЗ центром было чуть лучше - машину приняли для замены колодок (которые сам приобрел заранее), но искать-выписывать запасные части для ремонта течи гидроусилителя желания у них не было. Хотя в МАЗ центра я поехал именно по причине того, чтобы хоть запчасти были качественные и в наличии, чтобы машину обслужили в одном месте и самому не тратить время на поиски разной мелочевки, связанной ремонтом. Того чего хотел в сервисах не получил. Стало очевидно, что нужно и дальше самому разбираться. Находил карбюраторщиков, малочисленных любителей советской техники, бывших механиков-водителей, они делились опытом эксплуатации, рассказывали, как служили на подобной технике, но итог все равно был один. То искра пропала, то вообще прям посреди дороги заглох потому, что, оказывается, бензонасос нужно дополнительно охлаждать, (обматывая тряпкой и поливая водой, не моя выдумка, совет служившего на БРДМ). Ведь это у шишиги бензонасос обдувается, а на БРДМ он закрыт металлом со всех сторон и наступает момент, когда ты просто стоишь на трассе и качаешь лапку бензонасоса, чтобы развоздушить топливную систему.

В глубине души прекрасно понимал, что нужно ставить дизель, нужна была хорошая тяга на низах, а в силу уважения к японскому автопрому хотелось ставить только рядный японский дизель старого поколения с механическим ТНВД. Вера в бензиновое советское наследие испарялась по мере поступления все новых и новых вызовов. Кстати, помимо надежности напрягал и расход (у меня он был от 40л на 100 км), и то, что откровенно не хватало родного мотора. Не хватало его мощей как при затяжном подъеме (приходилось использовать понижайку), так и просто по трассе чувствовалось что двигателю тяжело. Лотерея с включением передачи на МКПП – это отдельная история, когда через жуткий звук включения (знакомый из детства еще с Пазиков) не всегда-то и получается воткнуть нужную передачу.  Но, набивая шишки, естественно, приходишь к тому, что машину чувствуешь лучше и уже наперед готов ко всему, возишь с собой и второй карбюратор и комплект свечей и много еще всего что новое из магазина выглядит уже как старое, про количество тех жидкостей промолчу. Покупаешь, к примеру, термостат он поработал неделю и все – уже не работает, вынимаешь ездишь без термостата. Или на компрессоре воздушном заклинило перепускной клапан, от этого избытки воздуха постоянно скидывались в атмосферу через предохранительный клапан. Нужен новый перепускной клапан, купил, установил – 3 дня и перепускной снова вклинил. Этот бой было невозможно выиграть без кардинальных перемен. Пришлось, как уже говорилось выше, городить дополнительный короб-багажник над моторным отсеком, чтобы запчасти и инструменты возить там. Как-то неожиданно в лесу перестало выжиматься сцепление, пошел опять в РосАвтоЗапчасти (дело было под Вольно-Надеждинском) из леса пришлось прям идти, в тот раз был без машины сопровождения. «Почему только один выжимной цилиндр берешь?» спросила бывалая продавщица, «У меня мужики обычно пару цилиндров берут, когда в лес едут». Вот и я взял пару, чтобы просто возить про запас, да и вдруг один из цилиндров уже с коробки работать не будет. И вот этого «про запас» нужно возить много с собой! Невольно задумывался как эта машина может называться разведывательной, если такими постоянными проблемами разведать что-то вряд ли получится, но списывал все же на возраст техники, кривые руки и не качественные запчасти. В общем, играя в бензиновый БРДМ, я постепенно всё больше и больше созревал на установку дизеля.

Прекрасно осознаю, что богатая русская земля полна мастеров, которые с дивана крикнут в мою сторону «Слабак! Так и скажи, что не смог наладить работу бензинового мотора! Вот я бы смог!».  Да будет так, но тут больше подходит - не захотел. Не захотел дальше жить по принципу «возьми два, ведь все-равно сломается». Vezdehodlab.ru во главе с Эдуардом Шабуней тоже в своих статьях упоминали, что подобная техника ломается по причине отсутствия квалификации, тех кто её готовит или раздолбайства, того кто покупает её с консервации и, не обслужив полностью, начинают на ней кататься, в следствии чего техника быстро убивается и начинает требовать постоянного ремонта. Тут вообще все сошлось воедино, я выступал сразу в двух ролях (покупателя и того, кто обслуживает). Поэтому у бензинового мотора просто не было шансов себя проявить с лучшей стороны.

Одно из тех обслуживаний.

Одно из тех обслуживаний.

Давали и контакты компании с западной части нашей Родины, которая, со слов, выпускает качественные рем комплекты для российской техники. Советовали и поставить невероятной надежности американский карбюратор с мустанга или weber, который становится как родной без всяких доработок. Но окончательное решение о замене ДВС я принял, когда мне, уже повидавший виды, владелец шишиги сказал, что ни раз шлифовал блок и что мне пора бы уже – ведь их постоянно ведет. Я, конечно, был бы готов всё разбирать, вынимать, шлифовать ради получения результата в виде надежности и безотказности. Но где брать запчасти, которые действительно дали бы этот результат работая годами, не верил, что такие существуют. Если даже под клапанную крышку не получалось найти качественных прокладок, я уж не говорю про цилиндро-поршневую группу, если бы полез шлифовать блок, то однозначно полез бы и дальше менять все. Не хотел тратить время на весьма сомнительный результат, когда будет проделана огромная работа, а потом опять где-то на дороге качать лапку бензонасоса, в лучшем случае (кстати к этому времени уже протянул трос в салон чтобы, не выходя прокачивать).

о. Русский, бухта Труда.

о. Русский, бухта Труда.

Но даже несмотря на все что описано выше, когда ты все настроил и бардак едет – это невероятное удовольствие, толи от того, что его просто завел и он работает, толи от того, что это все в совокупности тебя везет, а ты удивляешься что оно пока еще не сломалось. Скорее всего и то и другое вместе! А уж когда вернулся домой без технических приключений – это отдельное удовольствие! Эмоций, хватало, что даже хотелось ролики снимать на память, ниже один из них…

Так как публикуюсь первый раз, то неожиданно для меня при оформлении поста появилось ограничение по медиа в виде 25/25, получается всё что выше - это первая часть. Остальную историю машины опубликую в другой части/частях, уж не знаю как получится…

Показать полностью 20 1
Отличная работа, все прочитано!