Про БРДМ-2 (Часть-2)
Планируя смену ДВС, изучал еще и процедуру официальной замены двигателя. Как уже описывал ранее (Часть-1), от региона к региону была разная трактовка. Если у нас в ГосТехНадзоре мне прямо сказали, что никак – это не возможно уже, радуйся, что до этого на учет поставили, а с новым двигателем никто мне с этим не поможет кроме НАМИ. То уже в НАМИ, получил более тупиковый и краткий ответ:
“ФГУП «НАМИ» не проводит оценку безопасности в случае внесения изменений в конструкцию. Обращайтесь в другие лаборатории.”
Обратился в другие лаборатории, снова оправили в НАМИ и круг замкнулся. Змея съела свой хвост…
В Санкт-Петербурге, по словам представителей Вездеход Лаб – ООО «Перспектива», можно было собрать пакет документов (таможенная декларация, договор купли-продажи, акт выполнения работ по переоборудованию компанией, которой по видам экономической деятельности разрешено это делать), чтобы законно произвести смену ДВС на дизель. На Сахалине, кстати, тоже сказали, что возможно. Но где Питер и где Сахалин, если техника стоит на учете во Владивостоке, а жить нужно здесь и сейчас, как и заниматься установкой двигателя. Не хотелось никого уговаривать, искать тех, кто урегулирует, хотя предлагали и посудиться с местным отделением ГосТехНадзора, ведь по России имеются прецеденты и двигателя меняют. Судиться ни с кем не хотел и откровенно забил, понимая, что ничего не законного не делаю, раз по России ездит большое количество переделанной армейской техники, официально поставленных на учет в разных отделениях ГосТехНадзора. Решил, что потом, когда будет скучно займусь бюрократией. Надоело слушать, что это невозможно, поэтому я начал делать что возможно и что именно зависит о меня - сконцентрировался на поиске подходящей модели для установки в моторный отсек. И выбор пал на атмосферный ISUZU 6HE1 из-за его неприхотливости, размеров и в целом характеристик.
Слева дизельный ISUZU 6HE1 – справа штатный V-образный бензиновый.195 л.с против 140 л.с и крутящим моментом 50 кгс*м против 36 кгс*м (таблица приведена к ДВС с наддувом, не нашел такой же таблицы для атмосферного; л.с и кгс*м соответствуют новому ДВС).
Такие двигателя устанавливались обычно на Isuzu Forward. И, по стечению обстоятельств, в окружении были те, кому требовался манипулятор и кабина на данный грузовик, но не требовался двигатель. Поэтому привозить решили вскладчину. По итогу, в Японии был куплен красавец Forward манипулятор 1991 года. Который по приезду в Россию был разобран на запчасти, и я получил долгожданный двигатель на раме. Хотел именно на раме, чтобы всю японскую периферию обслужить, аккуратно перевести до места сборки и уже с рамы переставлять в моторный отсек БРДМ. Естественно, перед покупкой грузовика в Японии пришлось поездить и по разборкам Владивостока, именно после данной поездки общения с персоналом разборок и понимания в целом как хранятся двигателя сомнения сошли на нет – лучше везти из Японии все в сборе, чем покупать руины, хранящиеся как попало. Как правило, условия хранения везде были далеки от адекватных, впрочем, как и цены за этот хлам.
Роману из автосервиса Респект, отдельный респект за проделанную работу связанную с обслуживанием двигателя перед установкой в моторный отсек.
Дочитавший до этой фотографии, возможно, уже заметил, что остекление было так же переделано. Я безмерно уважаю тех, кто научился управлять данной техникой используя только 2 лобовых окошка и триплексы, но задачи у машины сейчас были не разведывательно-дозорные в окружении врагов, а, скорее, увеселительные в условиях окружения детьми, поэтому требовалось хорошее остекление и больше света внутри. Сперва решил, что оставлю машину бронированной, но московская компания «Стеклолюкс», которая занимается выпусков пулестойких стекол разных классов дала понять, что одно только лобовое стекло будет весить около 300 кг, при этом если оно "поймает" камень, то эффект будет такой же как у обычного стекла – трещина поползет дальше по верхнему слою. Если стекло и держит выстрел из определенного оружия, это не означает что его верхние слои выдержит камень. 300-500 килограмм дополнительного веса в плюс так же заставили одуматься (ведь помимо лобового есть еще стекла). Машина точно бы перестала быть плавающей, а этот функционал хотелось сохранить. В итоге, остекление в круг (за исключением боковых форточек, взятых с Нивы) было сделано у Кузьмича на Снеговой (думаю многие знают), о чем ни разу не пожалел, во-первых, не нагрузил машину доп. нагрузкой, во-вторых, выполненная работа выглядела как заводская, ну и, в-третьих, прошло уже более 5 лет и всё хорошо с остеклением.
Пожалуй, перемотаю на х2 всю историю, связанную с установкой дизельного мотора. Скажу лишь огромное спасибо ребятам из ПРО сервиса, что взялись за это мероприятие. Было долго, иногда нервно, местами даже думалось, что утопично и вообще в целом провально. Огромное количество раз новый мотор погружался и вынимался из моторного отсека, естественно, отбор мощности требовал и нового кардана для передачи момента на раздаточную коробку (раздатку оставил старую, т.к по информации компании «Перспектива» проектировалась она держать крутящий момент превосходящий базовый, конструкторы оставляли задел под модернизацию, оставлю ссылку - https://vezdehodlab.ru/blog/121-mify-o-zapase-prochnosti-transmissii-brdm-2.html).
Вопрос охлаждения двигателя был отдельной головной болью, охлаждать нужно было в закрытом моторном отсеке, где не будет таких протоков воздуха как при фронтальном расположении радиатора, а значит, нужно было делать запас по площадям теплообмена. Вопрос охлаждения решился двумя толстенными радиаторами AJS от Nissan Skyline R33 88 мм, вернее 1,5 радиатора удалось интегрировать в ограниченное пространство (один целый и половинка переделанная) в тандеме с четырьмя вентиляторами от Subaru Legacy поставили точку. Хотя при первых тестовых заездах приходилось ездить всегда с включенной печкой, сейчас даже в затяжные подъемы эта резервная опция не требуется вовсе. Новый двигатель добавил машине и такую полезную функцию как горный тормоз. БРДМ — это не про разгон до сотни за какое-то там время, он вообще сотню не умеет ехать, тормозная система, пожалуй, второй аспект по важности, после тяговитого и надежного мотора. Практика показала, что умеючи штатный тормоз возможно вообще не использовать в лесу, обходясь лишь горным.
Обшивать внутреннее пространство не стал, для леса вполне хватало салона от Delica Chamonix (Костя спасибо за салон), а всякие мягкие на ощупь покрытия, там, где думалось будет всё перманентно в грязи, были нужны в БРДМ-е как в бане пассатижи. Но вот топливные баки, в отличие от салона, пришлось менять и заказать из Питера, там уже давно собаку съели на тюнинге БРДМ-ов и баки встали как родные. Правда, перед этим, сперва обжегся, изготовив бак на заказ из пластика в одной компании из Артема, за что тут же и поплатился, когда после очередной поездки бак просто лопнул, устроив небольшую экологическую катастрофу.
После череды обкаток был даже удивлен – поломки практически прекратились, по большому счету, ломаться уже было нечему, ведь вся бензиновая периферия была ликвидирована. Вращение от рядного ISUZU 6HE1 передавалось на советскую раздатку через японскую коробку и далее уходило на мосты. Ни намека на электронику, только механика. Оставался вопрос водомета, да и в целом концепции организации привода на редуктор водометного движителя. На плав машину к этому времени ни разу не ставил – не было такой необходимости, водные преграды просто проезжал вброд. Что же касаемо морских заплывов – здесь до сих пор убежден, что это категорическое нет. БРДМ хоть и не гниет, но после такого заплыва непременно станет гнить, не нужна морская вода в узлах, где её быть не должно. Это на день ВМФ, БТР эффектно высаживается с большого десантного корабля и без проблем выезжает на сушу, оглушая зрителей выстрелами КПВТ, однако, ликующая публика понятия не имеет сколько проделывается работы до и после этого эффектного появления. Естественно, в самом начале эксплуатации концепция плавающей машины грела душу. Думал, что когда-то обязательно буду форсировать водные преграды, но, когда был установлен и обкатан новый мотор, встал вопрос или красить или дальше дорабатывать систему гидравлики для привода на водомет. Напомню, что в штате у машины винт приводится в движение от карданного вала, идущего с раздаточной коробки, так как двигатель ранее стоял на машине с гидравлическим манипулятором, то, естественно, единственным верным решением было использовать навешенный на коробке передач гидронасос для привода гидромотора. Даже съездил во Владгидравлику, где подобрали оборудование для установки, но все же не стал этим заниматься, хотелось ездить здесь и сейчас. Решил, что когда-то как накатаюсь, займусь системой гидравлики, возможно появятся еще идеи, а на плаву возможно развивать скорость в 3 км/ч только за счет вращения колес. Но яхтенную осушительную помпу для откачки воды из моторного отделения все же установил, на случай незапланированного форсирования водной преграды. После, не сомневаясь, погнал машину в покраску, естественно, с предварительным пескоструем.
Полученный результат откровенно вызывал ликование, понятное дело, что много еще чего из убранств можно интегрировать/оптимизировать, но наконец-то появилось осознание, что всё же вся задумка не утопия и вот она машина, которая, наконец-то, стала надежной и даже еще более эстетически приятной глазу. Как только основные работы были завершены, интернет уже шумел презентацией Tesla Cybertruck и, к моему удивлению, неожиданно квадратный дизайн вызывал у публики бурю эмоций, а следовательно, какое-то невероятное количество предзаказов (если верить сми). В то время как «Кибертрак» из СССР, в лице БРДМ до сих пор остается неизвестен широкой публике, хотя по факту он интереснее во всем. Да без сенсорного дисплея и батарей внутри, да он обделен вниманием маркетологов (не является уже сейчас серийным продуктом), но в условиях современных технологий, если бы только допилить, доработать, правильно подать людям… Сам по себе сенсорный планшет и круговой обзор в салоне — это не сложно в реализации, но именно это сейчас в приоритете над теми уникальными техническими решениями, которые были заложены при проектировании еще в СССР. Основная беда БРДМ-а и в том, что он находится на границе правового поля, так как мне до сих пор не понятна очередность действия в плане законного оформления. Хоть я и поставил машину на учет еще в 2018 году без проблем, сейчас бы задумался, а нужно ли оно мне вообще, с такими-то сложностями в узаконивании как техники, так и доработок.
Когда же всё будет в законе, и будет четкое понимание, где зарегистрировать, эксплуатировать, обслужить то у людей есть и будет интерес. Но когда ты сам себе велосипед – естественно создавать на коленке условный «Кибертрак» из БРДМ – не простая задача, хотя и возможная, было бы желание, время, терпение. Уверен, что в условиях российского автозавода создать из потрепанного БРДМ что-то современное вполне себе осуществимая задача, рано эту технику убирать на постаменты. Ну да ладно, отступил от темы повествования. Хотя пожалуй будет небольшое подведение итогов, да и в принципе рассказывать больше нечего.
Вывод/Итог/Заключение:
Не будет никакого резюме по теме «как классно владеть БРДМ-ом». Когда что-то интересно и это никому/ничему не причиняет вреда – то почему бы не погрузиться в данный интерес с головой. Что, собственно, и было в моем случае. Естественно, всему свое время и уже так же, как и прошлый хозяин могу сказать, что наигрался. Машина должна ездить, дарить эмоции, выполнять возложенные задачи (развлекать/работать/обучать/патриотически воспитывать), но никак не простаивать. Сейчас я вижу, что дети накатались, да и я, получив опыт эксплуатации БРДМ-а, естественно, не беру его ежедневно, хоть он уже и не ломается.
В детстве мы увлечены тем, что взрослым кажется не серьезным, но именно через детские увлечения и игры мы получаем жизненный опыт. Сперва игра в машинки в песочнице, а уже во взрослом состоянии буксуем, где-то на своей машине в песке, изменились лишь размеры играющего и игрушек. Принципиально ничего не меняется, что тогда, что сейчас мы лишь таким образом проводим время. Считаю, что у человека просто обязан быть интерес к чему-то, а иначе как жить то без интереса. Естественно, не может быть такого, чтобы задумки и увлечения находили поддержку повсеместно, но это и не важно, важно самому чувствовать, что тебе это приносит удовольствие. Да, с ошибками, да, не всегда гладко, главное, чтобы нравилось, пусть и не всегда возможно объяснить кому-то почему тебе это нравится. Ведь что может нравится в постоянном решении разных задач. Но ведь мы никому и не объясняем, почему нам нравится наша вторая половинка – это понятно только нам, и никто более не сможет понять. Так и я на вопрос: «Зачем тебе броневик?», отвечал и отвечаю – «Хочу, нравится мне», пусть и не хватает сейчас времени так самозабвенно погружаться в процесс дальнейшей модернизации.
В моем теперешнем понимании концепция демилитаризованного БРДМ следующая: до него по асфальту лучше доехать на обычном легковом авто, БРДМ стоит там, где плохие дороги (не болото, в болоте он плавать не умеет – проверено, просто лежит на брюхе) и далее уже участок с плохой дорогой проходить на нем. Чтобы кидало по салону из стороны в сторону, чтобы из люка торчал кто-то и получал ветками по лицу. Именно такое времяпрепровождение и оставляют впечатление. А охота? А рыбалка? Непременно кто-то спросит. Допускаю, но именно мне не приносят удовольствия данные занятия («Птичку жалко…» - не любитель убивать ради мяса, от которого и так всё ломится в торговых точках). Побывав на фортах Владивостока и о. Русский после перегнав машину в сторону Вольно-Надеждинска, поездив там, где нет дорог, добиравшись и до подножья г. Пидан, желание кататься просто, чтобы кататься сошло на нет. Сказать, что БРДМ идеален для леса - не скажу. Юркий Jimny, на мой взгляд, куда более подходит для езды между деревьев. Однако Jimni не подарит эмоции, когда машина битком и стоит гогот летающих по салону пассажиров. БРДМ – это про экипаж, он нужен для группы людей.
Удивительно, что несмотря на всю архаичность, общую массу и разворот с футбольное поле – поездки на нем всегда дарят радость, даже когда он был бензиновый - это все-равно было интересно. Он для тех, кто любит технику, потенциал для модернизации ограничивается лишь фантазией. Помимо масел и топлива, которое БРДМ любит ведрами, необходим еще один ресурс для него, который у человека ограничен – время.
Скорее всего желание владеть БРДМ-ом и не прописалось бы где-то на подкорке сознания, если бы не отец, который брал меня в детстве к себе в танковый полк дивизии морской пехоты. На последнем фото он.
Пусть завершением будет это видео - выезда на о. Русский. Да не грязь, не пни и коряги, не охота на кабана/лося/медведя, просто выезд в плав баню и возвращение обратно, без технических происшествий кстати :-).
UPD:
Постскриптум про расход топлива (P.S.).
В БРДМ установлен атмосферный дизель. Но т.к, в момент написания этих строк, до сих пор не нашел его паспортные характеристики, связанные с потреблением топлива, то ориентировался на инструкцию к двигателю с турбонаддувом, которая у меня на руках.
И вот данная инструкция "говорит" - 145 г/л.с.*ч, при 1700 об/мин.
Поэтому ориентировочно расходы дизельного топлива будут следующие (естественно + -):
Смешанный цикл: примерно 17-20 л/100 км;
Трасса: 13-15 л/100 км;
Город: 23-25 л/100 км;
Скажу так, больше 25 литров у меня ни разу расход не был. Как правило даже в пределах 20 литров. Старый расход на бензиновом моторе от 40л на 100 км - уже вспоминаю как как страшный сон.
Буду только рад комментариям, относительно расхода, со стороны владельцев Isuzu Forward и другой подобной техники с большим пробегом из 90-х годов , где установлен мотор 6HE1.
Всем добра!










































