skazhi.legko

skazhi.legko

умный, щедрый и непьющий, но пока я пью
На Пикабу
Дата рождения: 01 января 1990
поставил 343 плюса и 12 минусов
880 рейтинг 2 подписчика 11 подписок 2 поста 1 в горячем

Зачем

В последнее время часто в голове крутится вопрос зачем?

Нашла отрывок Града обреченного, который хорошо отвечал на этот вопрос больше 10 лет назад, перечитала, согласна и сейчас.


...Почему мы должны идти вперед? -- спрашивал Изя на Плантации, а черномазые девчонки, гладкие, титястые, сидели рядом и смирно слушали нас. Почему мы все-таки и несмотря ни на что должны идти вперед? -- разглагольствовал Изя, рассеянно поглаживая ближайшую по атласному колену. А потому, что позади у нас -- либо смерть, либо скука, которая тоже есть смерть. Неужели тебе мало этого простого рассуждения? Ведь мы же первые, понимаешь ты это? Ведь ни один человек еще не прошел этого мира из конца в конец: от джунглей и болот -- до самого нуля... А может быть, вообще вся эта затея только для того и затеяна, чтобы нашелся такой человек?.. Чтобы прошел он от и до?..

- Зачем? -- угрюмо спрашивал Андрей.

- Откуда я знаю -- зачем? -- возмущался Изя. А зачем строится храм? Ясно, что храм -- это единственная видимая цель, а зачем -- это некорректный вопрос. У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает...

- Вот и ты придумал, сказал Андрей, непременно тебе нужно пройти от и до. Подумаешь -- цель!.. - Я ее не придумывал, сказал Изя, она у меня одна-единственная. Мне выбирать не из чего. Либо цель, либо бесцельность -- вот как у нас с тобой дела обстоят...

- А чего же ты мне голову забиваешь своим храмом, сказал Андрей, храм-то твой здесь при чем?..

- Очень даже при чем... Все прочее -- это только строительные леса у стен храма, говорил он. Все лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, все главное, что оно поняло и до чего додумалось, идет на этот храм. Через тысячелетия своей истории, воюя, голодая, впадая в рабство и восставая, жря и совокупляясь, несет человечество, само об этом по подозревая, этот храм на мутном гребне своей волны. Случается, оно вдруг замечает на себе этот храм, спохватывается и тогда либо принимается разносить этот храм по кирпичикам, либо судорожно поклоняться ему, либо строить другой храм, по соседству и в поношение, но никогда оно толком не понимает, с чем имеет дело, и, отчаявшись как-то применить храм тем или иным манером, очень скоро отвлекается на свои, так называемые насущные нужды: начинает что-нибудь уже тридцать три раза деленное делить заново, кого-нибудь распинать, кого-нибудь превозносить – а храм знай себе все растет и растет из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, и ни разрушить его, ни окончательно унизить невозможно...

- Самое забавное, говорил Изя, что каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и мысли о нем, идеи о целях и противоречиях его существования; что каким бы он ни казался отдельным от всех сиюминутных интересов этого стада самоедных свиней, он, в то же время и всегда, неотделим от этого стада и немыслим без него... И еще забавно, говорил Изя, что храм этот никто, собственно, не строит сознательно. Его нельзя спланировать заранее на бумаге или в некоем гениальном мозгу, он растет сам собою, безошибочно вбирая в себя все лучшее, что порождает человеческая история...

- Ты, может быть, думаешь, спрашивал Изя язвительно, что сами непосредственные строители этого храма -- не свиньи? Господи, да еще какие свиньи иногда! Вор и подлец Бенвенуто Челлини, беспробудный пьяница Хемингуэй, педераст Чайковский, шизофреник и черносотенец Достоевский, домушник и висельник Франсуа Вийон... Господи, да порядочные люди среди них скорее редкость! Но они, как коралловые полипы, не ведают, что творят. И все человечество -- так же. Поколение за поколением жрут, наслаждаются, хищничают, убивают, дохнут -- ан, глядишь, -- целый коралловый атолл вырос, да какой прекрасный! Да какой прочный!..

- Ну ладно, сказал ему Андрей. Ну -- храм. Единственная непреходящая ценность. Ладно. А мы все тогда при чем? Я-то тогда здесь при чем?..

- Очень даже при чем, с удовольствием, словно только того и ждал, парировал Изя, храм, дорогой ты мой Андрюшечка, это не только вечные книги, не только вечная музыка. Этак у нас получится, что храм начали строить только после Гуттенберга или, как вас учили, после Ивана Федорова. Нет, голубчик, храм строится еще и из поступков. Если угодно, храм поступками цементируется, держится ими, стоит на них. С поступков все началось. Сначала поступок, потом -- легенда, а уже только потом -- все остальное. Натурально, имеется в виду поступок необыкновенный, не лезущий в рамки, необъяснимый, если угодно. Вот ведь с чего храм-то начинался -- с нетривиального поступка!..

- С героического, короче говоря, заметил Андрей, презрительно усмехаясь.

- Ну, пусть так, пусть с героического, снисходительно согласился Изя.

- То есть ты у нас получаешься герой, сказал Андрей, в герои, значит, рвешься. Синдбад-Мореход и могучий Улисс...

- А ты дурачок, сказал Изя. Ласково сказал, без всякого намерения оскорбить. Уверяю тебя, дружок, что Улисс не рвался в герои. Он просто был героем -- натура у него была такая, не мог он иначе. Ты вот не можешь говно есть -- тошнит, а ему тошно было сидеть царьком в занюханной своей Итаке. Я ведь вижу, ты меня жалеешь -- маньяк, мол, психованный... Вижу, вижу. А тебе жалеть меня не надо. Тебе завидовать мне надо. Потому что я знаю совершенно точно: что храм строится, что ничего серьезного, кроме этого, в истории не происходит, что в жизни у меня только одна задача -- храм этот оберегать и богатства его приумножать. Я, конечно, не Гомер и не Пушкин -- кирпич в стену мне не заложить. Но я -- Кацман! И храм этот -- во мне, а значит, и я -- часть храма, значит, с моим осознанием себя храм увеличился еще на одну человеческую душу. И это уже прекрасно. Пусть я даже ни крошки не вложу в стену... Хотя я, конечно, постараюсь вложить, уж будь уверен. Это будет наверняка очень маленькая крупинка, хуже того -- крупинка эта со временем, может быть, просто отвалится, не пригодится для храма, но в любом случае я знаю: храм во мне был и был крепок и мною тоже...

- Ничего я этого не понимаю, сказал Андрей. Путано излагаешь. Религия какая-то: храм, дух...

- Ну еще бы, сказал Изя, раз это не бутылка водки и не полуторный матрас, значит, это обязательно религия. Что ты ерепенишься? Ты же сам мне все уши прогундел, что потерял вот почву под ногами, что висишь в безвоздушном пространстве... Правильно, висишь. Так и должно было с тобой случиться. Со всяким мало-мальски мыслящим человеком это в конце концов, случается... Так вот я и даю тебе почву. Самую твердую, какая только может быть. Хочешь -- становись обеими ногами, не хочешь -- иди к херам! Но уж тогда не гунди!..

Показать полностью

Бетельгейзе

3 года назад у мужа нашли опухоль мозга, глиобластома. 3 года лечения, в которые он ни разу не отказался от лечения, не сдался, он хотел вылечится. У него не поменялся характер, он не стал раздражительным, он был собой все время лечения. Но эта тварь возвращалась снова и снова.

Мне всегда был интересен человеческий мозг, хотелось понять как он развивается, как делает открытия, как люди приобретают навыки, как они переходят в опыт, а тут пришлось смотреть на то как мозг теряет постепенно все. Зрение, память, способность аналитически оценивать ситуацию, моторика, речь, слух.

Я теряю тебя постепенно, построчно

По-простому, как Золушка без десяти,

И по-сложному, как фортепьяно настройщик.

Мне очень повезло что я его встретила и мы прожили вместе 6 лет.

Он очень любил тему космоса, один из первых наших разговоров был про уравнение Дрейка, надеюсь мы с ним когда-нибудь встретимся в окрестностях Бетельгейзе или на худой конец на Титане.

Отличная работа, все прочитано!